МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ государственный Нефтегазовый университет»
Институт менеджмента и бизнеса
Кафедра «Экономики и организации производства»
УТВЕРЖДАЮ:
Председатель СПН
_________ Л.Н. Руднева
«11» декабря 2015 г.
ПРОГРАММА производственной практики
Тип: педагогическая практика
направление подготовки 38.03.01. Экономика
профиль подготовки ««Экономика предприятий и организаций»
квалификация (степень) выпускника - бакалавр
форма обучения –очная / заочная/заочная (3 года 6 мес.)
семестр – 8/10/7
Рабочая программа разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация «бакалавр») утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2015 г. № 1327.
|
|
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Экономики и организации производства
Протокол №6 «8» декабря 2015 г.
Зав. кафедрой ЭОП ________________ Л.Н. Руднева
Рабочую программу разработал:
к.э.н., доцент _______________ Т.Л. Вейнбендер
ЦЕЛИ ПРАКТИКИ
Рабочим учебным планом подготовки бакалавра по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» предусмотрены следующие виды практики:
-учебная, в том числе практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности (2/2/2 семестр, 2 недели);
-производственная, в том числе практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (4/4/4 семестр, 2 недели); научно-исследовательская работа (6/6/6 семестр, 2 недели); педагогическая (8 семестр, 2 недели/10 семестр, 2 недели/7 семестр, 2 недели), преддипломная (8/10/7 семестр, 2 недели).
Практика обучающихся является обязательной составной частью учебного плана по направлению и профилю подготовки, продолжением учебного процесса в производственных условиях, а также эффективной формой подготовки бакалавра к будущей трудовой деятельности. Практика дает общее представление о профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Экономика». Она формирует общие требования, предъявляемые к бакалавру в области знаний, умений, навыков и компетенций, которые будут формироваться у обучающегося в течение всего периода подготовки в вузе.
|
|
Целью педагогической практики являются формирование профессиональных педагогических умений, навыков и компетенций, необходимых для разработки, использования и совершенствования учебно-методического обеспечения преподавательской деятельности.
ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Задачами педагогической практики являются:
-закрепление способности использовать в преподавании экономических дисциплин существующие программы и учебно-методические материалы;
-развитие умения совершенствования и разработки учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ 38.03.01 «ЭКОНОМИКА»
В структуре учебного плана основной профессиональной образовательной программы высшего образования по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций» педагогическая практика завершает изучение основных теоретических дисциплин учебного плана и формирование компетенций согласно учебному плану в полном объеме в 8-м семестре.
Содержание педагогической практики связано с изучением следующих дисциплин: Б.1.Б.11 Адаптация на рынке труда, Б.1.В.8 Логистика, Б.1.В.12 Финансовый учет и бюджетирование, Б.1.В.14 Внутрифирменное планирование и прогнозирование, Б.1.В.16 Инновационная экономика, а также дисциплин соответствующего профиля подготовки, преподаваемых в ОПОП ВО по направлению 38.03.01 «Экономика».
Вид практики - производственная, тип -педагогическая практика, способ - стационарная, форма - дискретная.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Педагогическаяпрактика проводится в ФГБОУ ВО «Тюменский нефтегазовый университет» на кафедре «Экономики и организация производства» и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Практика является составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) высшего образования по направлению подготовки бакалавра 38.03.01. «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций».
Практика проводится с использованием всей совокупности условий образовательной среды университета, необходимой для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, включая учебно-лабораторную, научно-методическую, информационную и библиотечную базы.
РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Руководство педагогической практикой осуществляет руководитель практики - преподаватель кафедры, реализующей основную профессиональную образовательную программу высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 «Экономика» профиль «Экономика предприятий и организаций».
Руководитель педагогической практики из числа штатных ППС выпускающей кафедры:
-составляет рабочий график (план) проведения практики;
-разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
-участвует в распределении обучающихся по местам видам работ в организации;
-осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям соответствующей ОПОП ВО;
-оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов для курсовых работ;
-оценивает результаты прохождения практики обучающимися.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ
|
|
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Процесс прохождения практики обучающихся направлен на формирование следующих компетенций:
Вид практики | Формируемые компетенции |
Производственная (тип педагогическая) | 1) общекультурные (ОК): -способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4); 2) общепрофессиональные (ОПК): - способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); 3) профессиональные (ПК): - способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); - способность использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12) - способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13) |
В результате прохождения практики студенты закрепляют теоретические знания:
- о совершенствовании психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;
- представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива, о традициях и инновациях в организации работы);
- о учебно-методической литературе, лабораторном и программном обеспечение по рекомендованным дисциплинам учебного плана;
- о формах организации образовательной и научной деятельности в вузе.
В ходе практики формируются и закрепляются умения и навыки:
- диагностические, связанные с диагностикой качества знаний и умений обучаемых, уровня их воспитанности, изучением половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявлением особенностей развития группы учащихся, с осуществлением анализа занятий у других практикантов, самоанализа педагогической деятельности;
|
|
- проективные, обеспечивающие планирование учебной работы (тематическое и по каждому занятию), воспитательной работы с обучающимися, разработку конспектов занятий, отбор соответствующих особенностям обучающихся форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий;
- организаторские, направленные на осуществление своей собственной педагогической деятельности и на руководство активной деятельностью обучающихся, развитие их инициативы и самостоятельности;
- коммуникативные, связанные с вербальным и невербальным общением студента-практиканта с обучающимися и коллегами;
- навыки развития у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;
- навыки развития у студентов педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, суггестивных, перцептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к студентам, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).
-осмысления в условиях практической деятельности содержания профессионального образования в области экономики.
Организация педагогической практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности приобретения студентами компетенций в области педагогической деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.