Инициал в крюковой старообрядческой певческой рукописи. Гуслицкий стиль. XIX в

Лист рукописной книги с инициалом тератологического стиля. XIV в.

379

Фон и основные линии рисунка вы­полнены золотой краской, которая составляет живописную основу в абсолютном большинстве наиболее ранних древнерусских книжных миниатюр. Вся остальная цветовая гамма складывается из сочных, насыщенных красок, среди них гла­венствуют ярко-красная и тёмно-синяя. Рисунок отличается изящест­вом, особенно тонко прорисованы ниспадающие складки одежд еван­гелистов. В Изборнике Святослава 1073 г. имеются «групповой порт­рет» великого князя киевского Святослава Ярославича и его семьи, а также изображения церкви, напоми­нающей своим силуэтом храм Свя­той Софии в Константинополе, сто­лице Византийской империи. Эти последние настолько сложны и мно­гоцветны, что в них без труда мож­но увидеть сходство с мозаиками или с ювелирными изделиями, осы­панными самоцветами и украшенны­ми рисунками на эмали. Сходство это не случайно. В древнем Киеве юве­лирное искусство, в частности мас­терство перегородчатой эмали, было чрезвычайно высокоразвитым; зна­комы были тогда киевские мастера и с мозаикой, пришедшей из Византии,

В XII—XVI вв. искусство книжной миниатюры переживало в средневе­ковой России расцвет. Живописцы в основном создавали миниатюры, связанные с духовными, религиоз­ными темами. Поэтому в своём твор­честве они ориентировались на об­разцы, которые давали им иконы и фрески на стенах храмов. Порой ни то ни другое не предоставляло необ­ходимого материала. Тогда средневе­ковым художникам приходилось становиться на путь самостоятельно­го создания новых сюжетов.

Вот на миниатюре сборника жи­тий святых XVI в. Христово воинст­во низвергает тёмные силы в ад. Крылатые ангелы с копьями в руках скачут на белых конях, тесня толпу бесов на чёрных конях. Огромный коронованный змей с семью голова­ми падает в бездну. В отдалении тол­па праведников наблюдает за сверше­нием Божественной справедливости.

А вот Ной — библейский персо­наж, которому, по легенде, Бог рас­сказал о надвигающемся Всемир­ном Потопе, — строит свой ковчег для спасения избранных. Люди, верб­люды, олени, львы, медведи и овцы вместе собираются у берега моря. В час потопа целые города погибают в бурлящей стихии, Ноев же ковчег несётся по грозным штормовым ва­лам. Голуби отыскивают землю в безбрежном океане, и ковчег выхо­дит на сушу, на гору Арарат. Всё дей­ствие библейской легенды последо­вательно развёртывается на одной

Миниатюра Изборника Святослава. 1073 г. Государственный Исторический музей, Москва.

380


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: