Миниатюры Изборника Святослава. 1073 г. Государственный Исторический музей, Москва

миниатюре: сцены следуют одна за другой, поэтому ковчег нарисован в разных эпизодах своей истории во­семь раз, а сам Ной — три раза.

Миниатюрами исторического содержания украшали и летописи (сочинения по русской истории). Известнейшими «лицевыми» (т. е. иллюстрированными) летописями являются Радзивилловская летопись конца XV в. и Лицевой Летописный свод времён Ивана Грозного. Пос­ледний был справедливо назван од­ним из исследователей «историче­ской энциклопедией XVI века». Лицевой Летописный свод пред­ставляет собой настоящее рукопис­ное «издание» русской истории XII— XVI вв. во многих томах; текст украшен громадным количеством красочных миниатюр: их насчиты­вается около шестнадцати тысяч. Иллюстрации Лицевого свода повествуют о самых разных событиях в истории средневековой России — воинских походах, битвах, казнях мятежников, изгнании князей из вольного Новгорода Великого, о литье колоколов и венчании на цар­ство государей московских.

В XVII в. искусство русской книж­ной миниатюры обогатилось, вос­приняв некоторые принципы за­падноевропейской живописи и гравюры. В рисунках появилась пря­мая перспектива (а не только обрат­ная, как это было характерно и для икон), фигуры действующих лиц стали изображаться более рельефно, чем раньше, двухмерная плоскость миниатюр постепенно сменялась трёхмерным пространством, алле­горический фон — реалистически­ми бытовыми деталями и целыми сценами. Иными словами, одна художественная система понемногу

381

Миниатюры, иллюстрирующие Троянскую воину в Лицевом Летописном своде. XVI в. Государственный Исторический музей, Москва.

382

начала уступать место другой. Очень хорошо это видно на примере кни­ги «Титулярник», созданной несколь­кими живописцами Посольского приказа (ведомство внешней поли­тики) в 70-х гг. XVII в. «Титулярник» должен был служить практическим пособием для российских дипло­матов и содержал портреты царст­вующих особ нескольких десятков государств, а также государственные гербы. Кроме того, «Титулярник» был в полном смысле историче­ским произведением, поэтому в не­го вошли также портреты государей русской земли вплоть до царя Алек­сея Михайловича. Если портреты периода до конца XVI в. достаточно условны, почти иконописны, то пос­ледние цари изображены вполне реалистично, как, впрочем, и многие европейские монархи — современ­ники Алексея Михайловича.

В середине и конце XVII в. в Рос­сии наступил настоящий расцвет золотописного дела. Три крупные книгописные мастерские — Посоль­ского приказа, Оружейной палаты и Патриаршего дома (каждая из кото­рых имеет особый, неповторимый художественный стиль) — выпуска­ют десятки и сотни книг и грамот, украшенных золотописпыми мини­атюрами, заставками и инициалами. Патриаршие золотописцы достига­ют совершенства в искусстве золотописной каллиграфии, т. е. краси­вого письма.

В XVIII в. российская книжная миниатюра окончательно европе­изировалась. Черты древнерусского искусства сохранила только старо­обрядческая книга. Старообрядцами именовались те, кто не принял ис­правлений, предпринятых в середи­не XVII в. патриархом Никоном в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: