Ориентирование без компаса

Ориентирование на местности. Компас.

 

 Прочитайте стихотворение 

 

«Бывало в сказках старый столб –

Вещал богатырям:

Пойдёшь направо – конь падёт,

Налево – сгинешь сам,

А прямо – ждёт тебя удача

На всём твоём пути…

Так помоги решить задачу,

Куда ему идти?»

- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти)

Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).

-Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. В море или пустыне? И сейчас в наше время путешественники часто подвергаются опасности заблудиться, поэтому они должны хорошо уметь ориентироваться в знакомом и незнакомом месте.

 

 У нас есть ориентиры. О них мы узнаем в учебнике.

 

-Ребята, скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?

 Улица Ленинградская, магазин «Магнит».

-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? 

 

-Давайте попробуем проделать путь мысленно от школы до аквапарка

(ребята называют слова «направо, налево, прямо и т.д.)

 

В жизни не всегда можно определить стороны горизонта или в незнакомом месте знания: левый и правый – недостаточны. Вправо и влево от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идёт прямо, и на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в

пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга?

 

  -Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).

 

-Как понимаете ориентирование?

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

 

Прочитаем текст в учебнике

-Чему мы будем учиться на уроке? (Ориентироваться на местности)

-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в дома?

 -Я предлагаю пойти на запад, потом на юг, а затем на восток.

 Вы УДИВЛЕНЫ? КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДИМ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.

 -Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

 

– Существует такой прибор.

Загадка: Качается стрелка туда и сюда.

Укажет нам север и юг без труда.

(компас)

-Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?

Нам растолкует словарь Ожегова.

 

 

Компас – прибор, указывающий направление сторон света.

-Прочитаем текст в учебнике.

По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.

 

  Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?

 

Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.

 

  Уточним знания.

-Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).

-Почему? (Нужно знать правила пользования компасом.)

- Прочитаем в учебнике 

Работа по группам.

-Положите компас на СТОЛ. Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь.

-Встаньте в один ряд. Сориентируйте себя относительно севера С.

-Определите, какое направление показывает противоположный конец стрелки.

 

 

Не допускать ошибки:

 

-не поворачиваться самому, а крутить компас

-не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.

 

  -Определите  предметы, которые находятся:

  – в северном направлении

  – в восточном направлении

  – в южном направлении

ВЫВОД: -Для чего служит компас? (определение сторон горизонта)

 

  -Давайте подумаем, кому нужен компас?

Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.

Ориентирование без компаса.

  Учёными доказано, что у птиц природный компас находится в клюве.

Животные тоже хорошо ориентируются в пространстве.

А как же человек? Предположим, что вы очутились в незнакомом безлюдном месте, например, в лесу, и не знаете дороги. Но вам известно, в какой стороне света расположено нужное место (дом или дорога). Да вот беда – компаса у вас нет. Как тут быть?

  – по Солнцу.

  – по Звёздам, Полярной звезде.

  –по Луне.

Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.

«Дневная путеводная звезда».

Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.

-А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?

 

 

Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.

Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.

-Но не будете, же вы ждать ночи?

 

По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень (в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.

  По местным признакам.

-Назовите известные признаки рисунку.

-Читать УЧЕБНИК.

· Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;

· Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)

· Хвойные склоняются в солнечную сторону;

· Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;

· После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.

По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.

 

Задания по карточкам:

1. На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево).

2. Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удаётся определить направлени е на север и юг? (посмотреть много деревьев)

3. Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются наюг).

 

-Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна.

Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д..

 

  -Вспомните, я предлагала   пойти на запад,   – на юг,  – на восток.

-Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?

 

 Домашнее задание.

Читать тексты в учебнике, работа в тетради.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: