Периодическая система элементов Д. И.Менделеева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

 

Кафедра русского языка

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

МОДУЛЬ №2

«Культура профессионального общения»

 

подисциплине «Русский язык и культура речи»

Вариант №

 

 

студента группы

 

 

Зачетная книжка   №

 

 

Сдано:

Проверено:

Донецк – 2020

 


Требования к выполнению контрольной работы

    Контрольная работа выполняется на листах бумаги формата А-4 в рукописном виде.

    Писать работу следует с одной стороны листа, оставляя поля справа, слева, вверху и внизу по 2 см.

    Титульная страница может быть выполнена в рукописном или в печатном виде.

    Упражнения следует выполнять последовательно, начиная с первого. Необходимо переписать формулировки заданий и далее следует письменно выполнять упражнения (без переписывания текста задания, данного в варианте).

    Для задания 1 (модуль 1 «Практическая стилистика») сделать ксерокопию одной страницы текста из учебника, связанного с будущей специальностью студента или по общетехническим дисциплинам. На ксерокопии текста следует указать выходные данные издания, откуда был взят текст (автор, название, место и год издания, название издательства, количество страниц).

    Для задания 9 – написание реферата или аннотации (модуль 2 «Культура профессионального общения») сделать ксерокопию двух страниц текста (4000 знаков) из учебника, связанного с будущей специальностью студента или по общетехническим дисциплинам. На ксерокопии текста следует указать выходные данные издания, откуда был взят текст (автор, название, место и год издания, название издательства, количество страниц).

Например: Аладьев В. З. Вычислительные задачи на персональном компьютере / В. З. Аладьев. – К.: Техника, 1991. – 245 с.

    Ксерокопия текста для анализа (модуль1) и для реферирования или аннотирования (модуль 2) прилагается к контрольной работе.

    После заданий прилагается список литературы, которой студент пользовался при выполнении контрольной работы.

    Сдавать выполненную и соответствующим образом оформленную контрольную работу необходимо ст. лаборанту кафедры русского и украинского языков. (3-й корпус ДонНТУ, 5-й этаж, ауд. 502 или 503)

    О результатах проверки работы можно узнать лично или позвонив

(тел.: (062) 301-03-64) и сообщив номер работы или фамилию

ВАРИАНТ № 1

 

Задание 1. Запишите числа словами.

б) Мастер Кразнис мо Наклоз готов предложить Дейнерис Таргариен за ее корабль не более 100 Безупречных. Еще на 10 Безупречных хватит ее золота, но добрый мастер Кразнис даст 20. За всех ее дотракийцев он готов отдать еще 3 Безупречных, но он хотел бы знать, где Дейнерис возьмет деньги на покупку оставшихся 7877.

 

Задание 2. Найдите и укажитеречевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.) в приведенных предложениях. Запишите правильный вариант.

1. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием.

2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые учеными.

3. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье граждан.

4. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.

5. Направление развития экономики в XX веке и у нас, и на Западе приняло ложное направление.

Задание 3. Прочитайте текст. Проанализируйте его морфологические особенности, остановившись на следующих характеристиках: а) имя существительное – абстрактное, конкретное, вещественное; род; число; б) глагол – лексико-семантические особенности; наклонение, время, число лицо; в) деепричастия и причастия.

 

Подчеркнутое в материалистической философии понимание предмета и задач психологии становится определяющим для исследований Д.Н.Узнадзе и его школы. Опираясь на положение о том, что психология как исходное должна принять не сознание, а самого индивида в его обусловленности процессом жизни. Д.Н.Узнадзе приходит к выводу, что задача психологии – это исследование «живой действительности человеческой деятельности». Отправным для этого направления психологии становится понятие о деятельности, на базе которой строится «все здание наших психических содержаний – наше познание, наши чувства, наша воля». Своеобразие пути, которым пошел Узнадзе, состояло в том, что его главной темой становится не деятельность и сознание, а деятельность и бессознательное.

Задание 4. Определите, какой вид цитирования представлен в предложенных фрагментах (прямое цитирование, косвенное цитирование, ссылки).

1.Ученые подчеркивают: «Язык – мощный фактор социализации, может быть, самый мощный из существующих» [Сепир, 1993, с.22].

2. Н.А.Добролюбов писал, что «народная мудрость высказывается обыкновенно афористически».

3.По словам В.И. Вернадского, «научное знание есть единственная форма культуры, общая для всего человечества» [3, с.84].

4.Украинский поэт Т. Г. Шевченко советовал: «Не чурайтесь своего, но и чужому учитесь, если оно того заслуживает» [11, с.22].

5.Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда» [18].

Задание 5.   Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

Можно … создать полноценный искусственный разум – уже не вопрос. … можно. … человеческому он не уступит, … во всех отношениях опередит его. … произойдет это, … в начале 21 века. … как будет подтверждено … искусственный интеллект действительно создан?

… критерий в свое время обосновал теоретик кибернетики Тюринг. …подразумевалась процедура испытания … человек сумеет определить, что он «общается» с машиной, … полноценного искусственного разума нет. Тюринг развил … принципиальное представление о так называемом универсальном преобразователе информации. … мыслил устройство, обладающее памятью … удовлетворяет единственному условию: память конечна … способна вместить длинный … ограниченный алфавит символов.

Модель Тюринга самостоятельна, …, при условии, что у человеческой памяти в самом деле ограниченная вместимость, … колоссальная, астрономическая … предельная. … мозг состоит из ограниченного числа клеток, … мельчайшие элементарные частицы, … квантовой теории, обладают конечным числом состояний. … теоретическая модель достаточно обоснована.

 

 

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Плазма

       Плазмой называется сильно ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов практически одинаковы. Различают высокотемпературную плазму, возникающую при сверхвысоких температурах, и газоразрядную плазму, возникающую при газовом разряде. Плазма характеризуется степенью ионизации K – отношением числа ионизованных частиц к полному их числу в единице объема плазмы. Заряженные частицы (электроны, ионы) газоразрядной плазмы, находясь в ускоряющем электрическом поле, обладают различной средней кинетической энергией. Газоразрядная плазма является неравновесной, поэтому она называется также неизотермической. Убыль числа заряженных частиц в процессе рекомбинации в газоразрядной плазме восполняется ударной ионизацией электронами, ускоренными электрическим полем. Прекращение действия электрического поля приводит к исчезновению газоразрядной плазмы. Высокотемпературная плазма является равновесной, или изотермической, то есть, при определенной температуре убыль числа заряженных частиц восполняется в результате термической ионизации.

 

Задание 7. Составьте письменный текст устного публичного выступления на один из предложенных вопросов (объем 1-1,5 с.):

  1. «Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно»                     (В.Сухомлинский).
  2. Герой нашего времени: каков он? Каких качеств от человека требует наше время?
  3. «Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом» (Д.С. Лихачев).

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте реферат. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе).

ВАРИАНТ № 2

Задание 1. Запишите числа словами, раскройте скобки. В каких случаях возможны варианты и как они характеризуются с точки зрения функциональных стилей?

а) Декан встретился с 88 студентами; в течение 1,5 часов они обсуждали проблемы распределения 1579234 рублей между 31 очень (нуждающийся) и 57 просто (нуждающийся) студентами. Решение было принято 74 голосами против 14.

Задание 2. Найдите и укажитеречевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.) в приведенных предложениях. Запишите правильный вариант.

1. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века.

2. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу.

3. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов.

4. Предполагаемый район геологоразведки изобиловал болотами, несметным количеством комаров.

5. Выбранная тематика весьма актуальна в данный момент времени.

Задание 3. Раскройте скобки. Замените предлагаемую форму пассивной конструкцией.  

1.Нами (разработать) следующая методика выявления функций членов предложения.

2.Замеры (производиться) на глубине погружения 880 м.

3.Была (выполнять) программа работ, предусмотренных координационным центром полетов.

4.Металл (подвергаться) воздействию высоких температур.

Задание 4. Оформите высказывания Галилео Галилея как различные виды цитирования в научной работе. Запишите высказывания согласно правилам цитирования. Сопроводите цитаты произвольными ссылками в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 (например,[ 8, с. 256]).

1.Разум человека есть творение Бога, и притом одно из самых превосходных.

2.Математика — это ключ и дверь ко всем наукам.

3.Для того, чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!

4.Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие.

5.Великая книга природы написана математическими символами. (Галилей) 

 

Задание 5. Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

 

Слово «экос», …, греческого происхождения, … в переводе оно означает «дом». … экология – это наука о доме, … - о среде обитания, о биосфере.

… дом нужно беречь, … держать в чистоте, … поддерживать благоприятные условия для существования. … как это должно делаться … что должен взять на себя человек … с чем природа справиться сама? Ответ на подобные вопросы должен быть подтвержден экспериментально, … ставить масштабные эксперименты в естественных условиях нельзя, … человечество имеет весьма печальный опыт таких «экспериментов». … создается экспериментальная зкосистема … модель называется этекосом. … искусственная система представляет собой … техническую … компьютерную модель, …можно имитировать смену времени суток, времени года, сезонность … изменение климата. Задачей исследования … является изучение влияния климата, его изменений на живые организмы. …исследования помогут точнее узнать механизмы … самоочищения природы … водоемов, … восстановления природных комплексов. … лабораторные эксперименты позволят качественно оценить восстанавливаемые ресурсы системы.

 

 

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Существенным отличием гидравлического привода от электропривода является отсутствие жесткой связи между приводным двигателем и рабочим органом механизма. Это свойство предохраняет привод и рабочий орган от перегрузок, но в то же время неизбежно возникают утечки рабочей жидкости, уменьшающие частоту вращения вала гидродвигателя или скорость перемещения поршня гидроцилиндра. В ре­зуль­тате невозможно остановить вал гидродвигателя путем торможения приводного электродвигателя, если на него действует статическая нагрузка. Так как для большинства механизмов грузоподъемных машин перемещение рабочего органа при выключенном приводе является нежелательным, то основным критерием пригодности гидропривода для механизмов грузоподъемных машин является возможность работы со статической нагрузкой при ограниченном перемещении ее при остановленном приводе. В роторных гидродвигателях поршневого типа утечки, вызывающие перемещение груза, составляют 2…3%, а в лопастных двигателях они могут даже превышать 10%. Поэтому если опускание груза со скоростью, составляющей 2… 10% номинальной, недопустимо, то для удержания поднятого груза следует установить тормоз на валу барабана. В механизмах передвижения и поворота нет статической нагрузки и нет необходимости в установке тормоза, а полную остановку механизма мож­но выполнить, останавливая ведущий вал гидросистемой (по материалам учебной литературы).

 

Задание 7. Составьте письменный текст устного публичного выступления на один из предложенных вопросов:

  1. «Если есть в мире вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л.Успенский).
  2. «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» (Б.Окуджава).
  3. Заменит ли компьютер преподавателя в ближайшем будущем?

 

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте аннотацию. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе).

 

ВАРИАНТ № 3

 

Задание 1. Запишите числа словами, раскройте скобки. В каких случаях возможны варианты и как они характеризуются с точки зрения функциональных стилей?

а) Во время мастер-класса в 2012 году 21 (ученый) (встретиться) с 1000 студентами. После кофе-брейка на столе (остаться) лежать 3 бутерброда. К 2025 году в каждом вузе страны (работать) 5 нобелевских лауретов. Незаметно (пролететь) 4 месяца и внезапно наступил новый год. К концу 2010 года свыше 30 факультетов (отчитаться) о полученном финансировании.

 

Задание 2. Составьте словосочетания со сложными предлогами, употребив дан­ные в скобках слова в нужном падеже. Запомните правописание предлогов.

        В отношение (изложенная Вами просьба); во избежание (несчастные случаи); в течение (указанный срок); вопреки (принятые обязательства); ввиду (сложившиеся обстоятельства); по причине (плохая видимость); с целью (оказание помощи); касательно (ваше заявление); за счет (выделенные средства); сообразно (действующие правила); в силу (недостаток времени); вследствие (возникшая проблема); согласно (расписание); по (истечение срока); благодаря (вмешательство мэра); сообразно (принятый проект).

 

Задание 3. Найдите слова с эмоционально-экспрессивной окраской; проверьте по словарю стилистические пометы при этих словах и определите, мотивированно ли их употребление в приведенных контекстах.

1.Теперь сестры не только зрители жизни, но и ее соучастники, творцы.

2.Через неделю вернисаж пришлось закрыть, так как большую часть репродукций посетители свистнули, а остальные обогатились всякими словами и дорисовками до такой степени, что узнать исходное изображение было уже невозможно. Денег от демонстрации экспозиции Иванов собрал немного…,а разрисованные репродукции удалось впарить за семьдесят три доллара какому-то заезжему американцу под видом народного порнографического творчества…(«Московский комсомолец»).

3.Футбол и хоккей при желании могут помочь размагнититься. А при усиленной работе это просто необходимо. Не ослабляя общей взвинченности, дать отдушину уставшему мозгу очень важно.

4.Поборники вооружения не всесильны, и миролюбивые народы могут навязать им свою волю.

5.Очень скоро новый метод талантливого изобретателя получил широкую огласку.

 

 

Задание 4. Запишите данные предложения как прямые цитаты, дополнив их словами автора. Расставьте знаки препинания.

1. В человеке все должно быть прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли (А.П.Чехов).

 2. Если я не успел сделать за день ни одного доброго дела, я потерял день (Римский император Веспасиан).

3. Самое непонятное в этом мире то что он понятен (А.Эйнштейн).

 4. Лучшие философы на свете мальчишки у которых пробивается борода (Платон).

5. Мания величия это когда мышь вообразила себя кошкой и сама себя съела (М.Светлов).

 

 

Задание 5. Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

Многие представляют себе … научные работы, открытия, формулировки законов природы … пишут в учебниках – это результат роботы «маститых» ученых, … людей почтенного возраста, накопивших … знания …большой опыт. …как показывает история науки, дело обстоит как раз наоборот. … Галилей первое свое крупное открытие в физике сделал … в возрасте 20 лет. … оно послужило основанием для создания часов. … в 26 лет Галилей стал профессором … экспериментально установил знаменитые законы падения тел под силой тяжести.

Ньютон … и Галилей, одно из крупнейших открытий – закон всемирного тяготения - … сделал в возрасте 20 лет. … теоретической основой всей современной электроники … оптики служат уравнения Маквелла, … свои первые научные труды опубликовал не достигнув 19 лет.

… другой пример. В 1913 году была совершена, …, революция в физике. … ознаменовалась выходом в свет работы 28-летнего датского физика Нильса Бора. … эта работа положила начало квантовой теории света.

… можно привести не мало других имен, … из всего сказанного становится ясно … человек решил посвятить себя научной работе, … следует начинать ее как можно раньше, в студенческие годы. … все сказанное не умаляет роль ученых старшего поколения, которые, …, тоже вошли в науку молодыми.

 

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Операционная система MS‑DOS – среда однозадачная, то есть программа, работающая под управлением MS‑DOS, захватывает все ресурсы компьютера и не отдает их для работы других программ, пока его работа не будет завершена. Впрочем, в системе MS‑DOS существует особый класс программ, которые называют резидентными. Обычно это небольшие служебные программы, которые, будучи запущенными, работают в фоновом режиме незаметно для пользователя. К таким программам относятся, например, программы русификации клавиатуры. Они перехватывают прерывания от клавиатуры и обрабатывают их, в результате чего мы имеем возможность переключать клавиатуру для ввода русских и английских букв. Драйвер мыши в системе MS‑DOS – это тоже резидентная программа, работающая по выделенным для нее прерываниям. Несколько десятков раз в секунду она перехватывает управление у работающей программы и «проверяет», не произошло ли смещение мыши или нажатие ее кнопки (по материалам учебной литературы).

 

Задание 7. Составьте письменный текст устного публичного выступления на один из предложенных вопросов:

1. В чем выражается сегодня «дух времени»? Выскажите свои мысли по поводу «назначенья» XXI века.

2. «Пока жива-здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа» (Н.Страхов).

3. «Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили» (У.Оден, английский поэт XX в.).

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте реферат. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

ВАРИАНТ № 4

Задание1. Найдите ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Исправьте их одним из двух-трех возможных способов.

 1. Катаясь на лыжах, у меня больно подвернулась нога. 2. Записываясь на прием в городскую администрацию, гражданам выдаются пропуска. 3. Решение этой проблемы найдется в статье, внимательно прочитав ее. 4. Глядя на то, что происходит, у меня опускаются руки. 5. Приобретя славу писателя-фантаста, этого человека мало кто знал как талантливого ученого. 6. Был сделан ремонт на втором этаже, ожидая, что гости захотят осмотреть все здание. 7. Некоторым начинающим музыкантам кажется, что, приобретя влиятельных друзей, к ним сразу придет популярность.

Задание2. Исправьте синтаксические ошибки, вызванные нарушением порядка слов.

 1. Есть игроки, способные в полном объеме решать поставленные задачи на сезон. 2. Комиссия работала ответственно, преодолевая подчас возникающие трудности. 3. Всю жизнь обучавшийся в нашем техникуме Сидоров работал строителем. 4. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 5. Иванов отказался со всеми студентами сдавать сессию. 6. Стены украшают шары и флажки.

Задание 3. Найдите слова с эмоционально-экспрессивной окраской; проверьте по словарю стилистические пометы при этих словах и определите, мотивированно ли их употребление в приведенных контекстах.

1.Футбол и хоккей при желании могут помочь размагнититься. А при усиленной работе это просто необходимо. Не ослабляя общей взвинченности, дать отдушину уставшему мозгу очень важно.

2.Поборники вооружения не всесильны, и миролюбивые народы могут навязать им свою волю.

3.Очень скоро новый метод талантливого изобретателя получил широкую огласку.

4.Подробности мордобоя в Наро-Фоминске (заглавие статьи) – («Вечерняя Москва»).

5.Какая-то критикесса написала, что я зря гонялся за президентом, - все, что я спросил, мог бы спросить каждый («Известия» ТВ»).

Задание 4. Преобразуйте предложения с прямой речью на соответствующие предложения с косвенной речью (вводными конструкциями). Правильно расставьте знаки препинания.

1.А Эйнштейн писал: «Математика единственный совершенный метод позволяющий провести самого себя за нос».

2.«Длинная речь так же не подвигает дела как длинное платье не помогает в ходьбе», - указывал Талейран.

3.Цицерон говорил: «Человеку свойственно ошибаться а глупцу настаивать на своей ошибке».

4.«Нельзя быть математиком не будучи в то же время и поэтом в душе», - отмечала в своих заметках Софья Ковалевская.

5.В своих книгах Даниель Дэфо писал: «Остаться без друзей самое горшее после нищеты несчастье».

Задание 5. Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

… на свободно подвешенный лист бумаги положить какой-либо предмет, …плоский лист деформируется под действием тяжести. … согласно теории Эйнштейна, любое тело, находясь в пространстве, деформирует его. …Эйнштейн свел гравитацию к геометрии искривленного пространства и создал теорию, … объяснила ряд природных явлений.

… теория всемирного тяготения, созданная в современном виде Эйнштейном, …не может объяснить, … тела притягиваются друг к другу.

… Ньютон и Ломоносов предполагали, … существуют мельчайшие частицы материи, которые переносят гравитационные взаимодействия. … можно построить гидродинамическую модель гравитации, …эта модель выводится на основании соответствующего решения уравнений теории Эйнштейна.

… люди научились управлять потоком частиц-гравитонов, …они научились бы управлять гравитацией, …представляется маловероятным. Ведь, … показывают расчеты, … управлять хоть как-нибудь гравитационным полем, необходима энергия частиц, в колоссальное число раз больше, чем та, которая достигается на ускорителях.

… следует отметить, что теоретическое осмысление наблюдаемого явления и теоретическое истолкование установленного факта, сделанные учеными, было революционным … разрушило старые представления и понятия, сломало сам ход научного мышления.

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Конец средневековья ознаменовался существенными изменениями в со­ци­аль­но-политической структуре европейских стран. К числу этих изменений ученые относят разделение власти церковной и светской, введение прямого представительства путем выборов в парламент посланцев от населения, превратившегося таким образом из подданных в граждан; усиление роли права как инструмента государственной власти, упорядочение вмешательства государства в социальные и экономические отношения. Наиболее ярко перечисленные веяния проявились в парламентаризме. Парламентаризм – это система правления, для которой характерно наличие представительного органа – парламента, осуществляющего законодательную власть и определяющего основные направления внутренней и внешней политики правительства. Парламентаризм предполагает принцип ответственности правительства перед парламентариями, имеющими право выносить вотум недоверия правительству. Парламент возник первоначально в Англии еще в XIII в., однако его структура и функции окончательно сложились значительно позже. Он состоял из двух палат: палаты лордов – наследственных представителей знати и палаты общин, в которую входили представители рыцарства и горожан. Эта структура поч­ти не менялась на протяжении веков. Порядок рассмотрения вопросов и пол­номочия парламента отрабатывались в течение XIII–XIV вв. В XIV в. английский парламент располагал законодательной инициативой; это означало, что предложенные палатой общин и одобренные палатой лордов парламентские законы (статуты) утверждались королем. В ходе длительных споров и кон­флик­тов парламент отвоевал свои права у короля. В XIV в. король Эдуард II попытался обойти парламент и издать указы, имевшие силу закона, однако парламент настоял на том, что целью королевских указов является только приведение в исполнение действующих законов. Борьба между королем и парламентом продолжалась несколько веков (по материалам учебной литературы).

Задание 7. Составьте письменный текст устного публичного выступления на один из предложенных вопросов:

 

  1. «Весь мир – театр, и люди в нём актёры» (В. Шекспир)
  2. «Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, а о её спасении» (В.Распутин).
  3. Душа русского народа – народная песня.

 

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте аннотацию. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе

ВАРИАНТ № 5

Задание1. Исправьте синтаксические ошибки, связанные с нарушением согласования форм слов в числе и падеже.

1. В толпе было немало народа, хорошо защищенных от мороза и ветра теплой одеждой. 2. Была выплачена компенсация гражданам, имеющих детей. 3. На вечер современной поэзии пришли немало молодежи. 4. Этот компьютер был создан по проекту предприятия «Диалог», практически первым в России освоившим компьютерный рынок. 5. Кто из вас, девушки, была на премьере это­го фильма? 6. Большая часть населения приняли участие в голосовании. 7. На городских часах пробили полночь.

Задание2. Исправьте синтаксические ошибки, связанные с не­пра­виль­ным употреблением времени и (или) вида глаголов и деепричастий.

1. Школьники исполнили песни и танцы, читали стихи, показывали сценки. 2. Но вдруг зверь зарычал и медленно приближается к оврагу. 3. Покупая этот кондиционер и установив его в офисе, мы надеемся, что жара не помешает нашей работе. 4. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю, и, быстро раздевшись, бросились в воду. 5. Поднимаясь вверх по Волге, бар­жа остановилась для разгрузки на причале Ярославля. 6. Затем Сергеев был назначен начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.

 

Задание 3. Прочитайте текст. Выпишите лексику: а) имеющую общекнижную функционально-стилевую окраску и б) специальную, терминологическую.

Обратные действия определяются для иррациональных чисел так же, как и для рациональных. Так, вычесть из числа А число В – значит найти такое число Х, чтобы сумма В+Х равнялась А. Если одно из чисел рациональное и выражается конечной десятичной дробью, то в указанных определениях вместо приближенных значений такого числа надо брать его точное значение. При более обстоятельном рассмотрении можно установить, что действия над иррациональными числами обладают теми же свойствами, какие принадлежат действиям над числами рациональными.

Задание 4. Дополните предложения произвольными ссылками в квадратных скобках, необходимыми для оформления цитат в научном тексте. Укажите тип цитирования (прямое, косвенное, ссылки).

1.Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов назвал «вратами своей учёности».

2.«Мудрость есть дочь опыта», — любил говорить великий итальянский художник, учёный и инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

3.По мнению Д. И. Писарева, «мы были бы очень умными и очень счастливыми людьми, если бы многие истины, обратившиеся уже в пословицы или украшающие собою азбуки и прописи, перестали быть для нас мёртвыми и избитыми фразами

4.«Похотелося Вольге много мудрости», — говорит былина о своём герое Вольге Святославиче.

5.По справедливому мнению А. Герцена, «...главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём...».

 

Задание 5. Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

 

 

Наука – дело абсолютно объективное, и сама по себе она бесстрастна … творят науку люди. … в ходе научного творчества возникают противоречия между строгой объективностью науки и субъективными особенностями творящих ее людей. … страсть к науке, интуиция … воображение необходимы каждому ученому. … страсть бывает слепой … чувства нередко обманывают человека.

… самым трудным, но и самым главным для ученого является необходимость быть предельно строгим критиком своих гипотез, своих опытов … истинный ученый должен быть самым пристрастным критиком того, что ему всего дороже – своей творческой работы, которой он посвятил много дней и ночей труда … вдохновения … он должен быть как бы врагом самому себе – в этом трагедия и величие ученого.

 

 

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

В процессе сварки металл подвергается термическим, химическим и механическим воздействиям. В связи с этим в различных зонах основного металла, расположенного вблизи шва, изменяются его состав, структура и свойства. Следовательно, механические и эксплуатационные свойства металла в зоне сварного соединения могут быть неравноценны таким же свойствам основного металла. Для получения сварных соединений, равноценных по работоспособности основному металлу, при конструировании сварных заготовок следует по возможности выбирать хорошо спариваемые металлы. К таким металлам относятся спокойные низкоуглеродистые стали и мно­гие низколегированные стали, ряд сплавов цветных металлов, применение которых не ограничивается какими-либо требованиями к виду и режимам сварки. При применении в связи с эксплуатационной необходимостью металлов с по­ни­жен­ной свариваемостью конструировать необходимо с учетом этого свойства. Для сведения к минимуму неблагоприятных изменений свойств металла сварного соединения и исключения в нем дефектов необходимо применять виды и режимы сварки, оказывающие минимальное термическое и другие воздействия на металл, и проводить технологические мероприятия (подогрев, искусственное охлаждение и др.), снижающие влияние на него сварочных воздействий. Термическая обработка после сварки (нормализация, закалка с отпуском и др.) может в значительной степени устранять неоднородность свойств в сварных заготовках.

 

Задание 7. Составьте письменный текст устного публичного выступления на один из предложенных вопросов:

  1. «Жесты человека, подобно его зубной щетке, должны быть сугубо индивидуальными». (Дейла Карнеги)
  2. «Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже ремесленник». (В. Г. Белинский).
  3. «Аплодисменты – шпоры для умов благородных и конечная цель для слабых» (Ч. Колтон).

 

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте реферат. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

ВАРИАНТ №6

Задание1. Исправьте лексико-грамматические ошибки, связанные с не­правиль­ным употреблением предложно-падежных конструкций.

1. Я попробую доказать вам об опасности ядерных отходов. 2. На выставке представлена современная техника, с помощью которой таможня успешно борется с контрабандой культурными ценностями. 3. Об этом случае описывают все сегодняшние газеты. 4. «Дюрасел» работает до десяти раз дольше. 5. Он всегда отзывался на просьбы соседям, помогал одиноким старикам.

Задание2. Замените жаргонизмы и сниженные разговорные выражения словами литературного языка. Определите, какое коммуникативное качество нарушено в данном случае.

1.Последний релиз артиста стопроцентно провальный, и не пора ли ему поднапрячься и пошевелить мозгами относительно дальнейшей карьеры. 2. На тусовке присутствовали разные монстры шоу‑бизнеса. 3. Если бы прежний директор не тормозил во время перевыборов, то, наверное, не оказался бы в про­лете. 4. Посмотрите, от этого окна конкретно дует! 5. Хочу реальный сноуборд! 6. Вро­де и неплохая песня, но почему‑то не вставляет. 7. На последней станции поезд стоял два часа, так что теперь мы по‑любому опоздаем

Задание 3. Прочитайте синонимичные пары слов, определите особенности их лексического значения и составьте с ними микротексты.

Вояж – поездка, индустрия – промышленность, локальный – местный, симптом - признак, ситуация – обстановка, увертюра – вступление.

Задание 4. Запишите предложения, введя цитаты, где это возможно, с помощью вводных слов.

1. Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель: сами читатели».

2. В. Г. Белинский писал: «Труд облагораживает человека».

3. Интересное мнение высказал М. Горький: «Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя».

4. И.С. Тургенев советовал молодым литераторам беречь «наш прекрасный русский язык», обращаться почтительно «с этим могущественным оружием». Он был уверен, что «в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

5. «Если бы я был царь, — писал Л. Н. Толстой в одном из писем, — то издал бы закон, что писатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог».

Задание 5. Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

Каждый из нас многими нитями связан с мировой экономикой. … мы пьем импортный кофе, пользуемся зарубежным видеомагнитофоном, … выезжаем за границу в отпуск, мы приобщаемся ко всеохватному миру международной торговли и финансов.

… мы принимаем участие в мировой экономике на только как потребители, … деньги, … поступают от капиталовложений во всем мире в университетские фонды, могут быть использованы на сооружение новых зданий в университетских городках. … зарубежные компании могут создавать необходимые рабочие места.

…, все, что пересекает международные границы – товары, услуги, деньги – является частью мировой экономики. … и экспорт, и импорт, и инвестиции, и … предоставление туристических услуг и кинопроизводство являются вкладом каждой страны в международную экономическую деятельность.

 

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Периодическая система элементов Д. И.Менделеева

       В 1869 г. Менделеев открыл периодический закон изменения химических и физических свойств элементов в зависимости от их атомных масс.

Если расположить химические элементы в порядке возрастания их атомных масс, то периодически, через правильные промежутки, называемые периодами, элементы, оказавшиеся в таблице Менделеева в одном вертикальном ряду (так называемой группе элементов), обнаруживают сходные физико-химические свойства. Однако сам Менделеев, расположив известные в его время 64 химических элемента в таблицу, отражающую периодическое изменение химических свойств элементов, был в ряде случаев вынужден отступить от принципа возрастания атомных масс. Менделеев ввел понятие о порядковом номере элемента и, расположив химические элементы в порядке возрастания их номера, получил полную периодичность в изменении химических свойств элементов. При этом часть клеток периодической системы осталась свободной, так как соответствующие им элементы тогда еще не были известны. Таким образом, Менделееву удалось на основании открытого им закона предсказать ряд новых химических элементов (галлий, скандий, германий и др.) и описать их химические свойства. В дальнейшем все эти элементы были открыты и предсказания Менделеева полностью подтвердились. Менделееву удалось также внести уточнения в значения атомных масс и некоторые свойства ряда элементов. Атомные массы бериллия, титана, церия и урана, вычисленные на основе закона Менделеева, оказались правильными, а экспериментальные данные о них, полученные до этого,— ошибочными. Это явилось подлинным триумфом закона Менделеева. Являясь одним из важнейших законов природы, периодический закон Менделеева составляет основу современной химии, атомной и ядерной физики.

Задание 7. Составьте письменный текст устного публичного выступления на один из предложенных вопросов:

  1. «Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно» (В.Сухомлинский).
  2. «Если есть в мире вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л.Успенский).
  3. В чем выражается сегодня «дух времени»? Выскажите свои мысли по поводу «назначенья» XXI века.

 

 

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте аннотацию. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

 

ВАРИАНТ №7

Задание1. Определите речевые ошибки.

1.Многие вузы и средние учебные заведения готовили специалистов, невостребуемых на рынке труда (из газет).

2.Как не хотелось бы примеривать на себя пижаму больных (из газет).

3. Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали (Лесков Н.).

4. Он упал рядом с вулканом, а вулкан скоро извержится.

5. В распоряжение сотрудников лаборатории была поставлена вся

документация.

6. Звери ведут более скрытый образ жизни.

7. Предварительно на проводник одевается изоляция (из газет).

Задание 2. Сгруппируйте приведенные слова по типу функционально-стилевой окраски: разговорные, нейтральные и книжные. Докажите правильность Вашего решения.

Десять, десяток, дочка, акустический, социальные, четверо, четыре, четверка, воспроизводить, воспроизводство, наблюдение, книга, книжка, книжонка, стабильность, автобус, письмо, графический, глупыш, глупый, легкий, настроение, мороз, морозный, морозище, ионы, вакуоли.

Задание 3.. Исправьте лексико-грамматические ошибки, связанные  с не­правиль­ным употреблением предложно-падежных конструкций.

1. Самым унизительным казалось ему подлизываться перед народом. 2. Все дамы в рос­кош­ных платьях, кавалеры в дорогих костюмах с начищенными ботинками. 3. Это объявление означает не только вежливость с покупателем, но и заботу о нем. 4. Наши товары ориентированы специально для молодежи. 5. В на­сто­я­щее время наши усилия направлены к модернизации производства.

 

Задание 4. Замените в предложениях прямое цитирование на косвенное. Запишите, правильно расставив знаки препинания.

1) Греческий врач Гиппократ любил повторять: «Жизнь коротка – искусство вечно.

2) Юлий Цезарь говорил: «Лучше быть первым в Деревне, чем вторым в Риме».

3) «Я мыслю, следовательно, я существую» – писал французский философ Рене Декарт.

4) «Я лучше человека,- говорил художник Н. Н. Ге, - ничего (не) знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей».

5) Отец геометрии Евклид произносил, когда заканчивал каждый свой математический вывод: «Что и требовалось доказать».

 

Задание 5. Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

Все предметы и объекты действительности, …, обладают свойством быть расположенными в пространстве. Но … они не вечно занимают свое место в пространстве, … любой предмет или объект, явление … процесс конечны во времени.

Каждый предмет или объект, явление или процесс имеет свою историю: предмет возникает, развивается и исчезает, процесс начинается, протекает …прекращается.

…, предметы и явления сменяют друг друга: старое сменяется новым, одни предметы исчезают, отмирают и на смену им появляются новые, другие. … старое не исчезает бесследно, а новое не появляется ниоткуда. … предмет или явление погибает или разрушается, он либо превращается в другой предмет, … дает продукты распада, … могут участвовать в новых процессах и явлениях.

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.

Химический анализ животных и растений показывает, что в состав их тела входят разнообразные химические элементы, которые образуют органические соединения. Важнейшими, жизненно необходимыми элементами являются углерод, кислород, водород, азот, калий, кальций, сера, фосфор, железо и магний. Из химических соединений, входящих в состав организмов, основная масса по весу приходится на долю воды. Вода – необходимый участник всех обменных процессов. Все питательные вещества и соли могут всосаться в кровь, только будучи растворенными в воде, равно как и все химические процессы в клетках возможны только в присутствии воды. Вода – важнейшая часть человеческого тела и составляет 65% нашего веса, а у детей составляет даже 80%. Количество воды в разных органах и тканях нашего тела различно. Так, в крови ее содержится около 83%, в мозге, сердце, мышцах содержится около 70–80%, а кости содержат только 15–20%. Вода участвует в регуляции температуры тела: выделяясь с потом, она испаряется и, охлаждая тело, предохраняет его от перегрева. Потребность в ней в среднем равна 2–2,5 л в сутки. Эта потребность удовлетворяется приблизительно следующим образом: 1 л в виде питья, 1 л содержится в пище и 300–350 г образуется в организме в результате химических превращений, происходящих во всех клетках и тканях. В состав тканей живого организма, помимо воды, входит также большое число органических соединений. Наиболее важными из них являются белки, углеводы, жиры и жироподобные вещества – липоиды. Основную роль в организме играют белки, которые составляют 50–85% всех органических соединений. От 2 до 5% сухого веса живого вещества падает на долю минеральных солей. Особенно богат минеральными солями костный скелет (по Н. Л. Глинке).

Задание 7. Составьте письменный текст устного публичного выступления на один из предложенных вопросов:

  1. Герой нашего времени: каков он? Каких качеств от человека требует наше время?
  2. «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» (Б.Окуджава).
  1. «Пока жива-здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа» (Н.Страхов).

Задание 8. Подберите текст по специальности из учебной литературы объемом в 4000 знаков. На его материале составьте реферат. (Ксерокопию текста, на материалах которого составляются, приложить к контрольной работе)

ВАРИАНТ №8

Задание 1. Исправьте ошибки, связанные с неуместным употреблением заимствованных слов и книжной, относящейся к высокому стилю лек­сики.

 1. Фермеры нашего района давно пришли к консенсусу, что кур в хо­зяй­стве должно быть много. 2. После двух туров впереди шествует российский шахматист. 3. Как провозгласили вчера на пресс-конференции, налоговая служба тщетно пытается воспрепятствовать сокращению внебюджетного фонда. 4. Пробовали ли вы когда-нибудь побыть аналитиком и порефлексировать на тему о том, как возникают музыкальные коллективы? 5. Грубые слова директора Наталья Петровна восприняла с глубоким прискорбием, хоть и ничего на них не ответила. 6. Игроки вели себя агрессивно, а судья оставался индифферентным.

Задание 2. Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота. Внесите необходимые исправления, запишите полученные предложения.

 1. Приступая к эксплуатации прибора, вами должна быть изучена инструкция. 2. Пообедав и просмотрев газеты, отец лег отдохнуть. 3. Ожидая получить подтверждение своих выводов, учеными был поставлен эксперимент. 4. Услы­шав это слово, сразу возникают ассоциации с преступным миром. 5. Времена меняются, и, учитывая это, создаются новые законы. 6. Мы вам советуем: решив приобрести бытовую технику, не забудьте заглянуть в наш магазин. 7. Читая эту книгу, мне ясно представлялись описываемые автором события давнего прошлого. 8. Выбирая учебное заведение, нужно представлять себе свою будущую профессию.

Задание 3. Найдите в тексте рассказа М.Шолохова «Судьба человека» разговорные просторечные слова, подберите к ним нейтральные синонимы. Укажите слова с эмоционально-экспрессивной окраской и определите их стилистическое значение в тексте рассказа.

Но вот Андрей Соколов (…) снова заговорил… - Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с 1900 года рождения.Гражданскую войну был в Красной Армии… В голодный 1922 год подался на Кубань, ишачить на кулаков. Потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился.

Задание 4. Запишите высказывания знаменитых людей в виде косвенных цитат. Расставьте знаки препинания. Оформите цитаты произвольными ссылками в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008.

1.Успехи науки — дело времени и смелости ума. (Вольтер)

2.За ученого трех неученых дают. (Суворов А. В.)

3.Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно. (Демокрит)

4.Учиться никогда не поздно. (Квинтилиан)

5. Истинные ученые подобны колосьям в поле. Пока колос пуст, он весело растет и гордо подымает кверху главу; но когда он разбухает, наполняется зерном и созревает, он проникается смирением и опускает голову. (Монтень Мишель)

Задание 5. Прочитайте текст. Вставьте необходимые с точки зрения логических отношений средства связи.

Что бы вы сказали, если … вам был представлен экран мирового телевидения на три минуты.

Ученый: Я … обратился к молодежи и напомнил об Архимеде …, не о погружении тела в жидкость. Когда-то Архимед говорил: «Дайте мне рычаг, и я переверну землю». …человечество придумало такой рычаг. Но для чего? Для того, … он перевернул землю … улучшил ее? Я … сказал молодым людям, … мы на пороге великих открытий, … или «проглотят» нас, … усовершенствуют, … сделают нас и наше производство идеально удобным для того, … мы называем жизнью.

Я сказал … что верю в разумность разума. … он великий разрушитель, но он и великий созидатель. И нужно отстоять второе его качество.

Еще я сказал … о той важной роли, которую играет объективная научная информация в современном мире и о том, … каждый человек должен бороться за мир и предложил … показать по телевидению все те места, … где идут войны, царит голод. … вряд ли на это хватит трех минут.

Задание 6.  Определите и объясните письменно, к какому функционально-смысловому типу речи (описание, повествование, рассуждение) относится данный текст, проанализировав его лексико-грамматические особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: