Выполненные письменные задания отправить файлом на «Домашние задания»

Рабочий лист Литература 8 класс урок №51

                   Записать                           Дата

                                                      Классная работа

                   Тэффи. Рас­сказ «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказе

Устно  Ответить на вопросы:

Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?

Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика?

Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи

Изучение нового материала

 Слово учителя. Сведения о Тэффи.

Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».

В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.

В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.

Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатирических журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занимательной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного».

История возникновения псевдонима

Историю своего псевдонима Тэффи описала так (см.: http://www.myjulia.ru/post/388289/):

Происхождение этого дикого имени относится к первым шагам моей литературной деятельности. Я тогда только напечатала 2-3 стихотворения, подписанные моим настоящим именем, и написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут…

Вот тут я и призадумалась.

Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо.

Лучше выбрать что-нибудь неонятное, ни то ни се.

Но что?

Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливы.

За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве.

Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло. Значит, самой судьбой за идеального дурака признанный.

Звали его Степан, а домашне называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и, будь что будет, послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра».

Через два месяца пьеску принял к постановке Малый театр. Премьера прошла с успехом (играла в ней Яблочкина). Публика требовала автора.

На следующий день Тэффи давала первое интервью. Журналист спросил ее:

- А что означает ваш псевдоним?

- Это… имя одного дур… то есть так, фамилия.

- А мне сказали, что это из Киплинга.

И действительно, у него встречалось такое имя.

- Ну да, конечно, из Киплинга!

В газетах появился портрет писательницы с подписью “Taffy”. Так и осталось».

Чтение статьи учебника о Тэффи с.99-100

Как будущая писательница Тэффи относилась к литературе в детстве и юности?

- Как началась литературная деятельность Тэффи?

- Какие эстетические задачи ставила Тэффи, сочиняя юмористические рассказы?

- Как сложилась жизнь Тэффи в эмиграции?

Лексическая работа

1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать - промотать, потратить.

Чтение рассказа «Жизнь и воротник».  С.100. 

Беседа по рассказу.

1. Понравился ли рассказ?

2. Обратимся к теме урока.

- Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом.

 Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

Заполните таблицу:

Нравственные качества Безнравственные качества
   

 

Доброта, тактичность, деликатность,милосердие, хамство, грубость, умение сочувствовать,забота о тех, кто в этом нуждается,трудолюбие, жадность, эгоизм, пошлость, честность, порядочность,ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, жестокость, безответственность, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией, цинизм,паразитический образ жизни, лживость, предательство в любой форме.

3. Аналитическая беседа по содержанию рассказа: ответить кратко письменно:

 Кто герои рассказа? А кто главный герой?

Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?

 Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

Что символизирует воротник в рассказе? №5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни?

Практическая работа.

Составление цитатной таблицы «Смешное и грустное» в рассказе «Жизнь и воротник»:

Смешное Грустное

 

Записать!!!Выводы:

1. В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.

2. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя, ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».

3. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными. Писательница хочет не только рассмешить, но и показать пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования

4. Можно считать сатирическую направленность ведущей, но уделяя внимание и комической стороне,.

 Письменный ответ на вопрос: Как вы понимаете слова: «Классика не стареет, а самое главное - учит жить». 5-8 предложений)

Выполненные письменные задания отправить файлом на «Домашние задания»

 Домашнее задание: прочитать статью учебника о М.Зощенко с. 104, рассказ М. Зощенко «История болезни».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: