Практическое занятие 3

Тема: Права и свободы человека и гражданина РФ

1. Классификация прав и свобод по Конституции 1993 г.;

Конституция Российской Федерации 1993 г. — Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она впитала основные достижения передовой правовой науки. Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей, она не лишена недостатков и, вероятно, в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях.

Одной из особенностей Конституции РФ 1993 г. является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита — главная обязанность государства.

Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим конституционные права и свободы традиционно принято классифицировать на три группы:

1. Личные. Эти права и свободы составляют основу правового положения человека и гражданина Российской Федерации и отражены в ст. 20—29 Конституции. Большинство из них являются основополагающими, неотъемлемыми правами человека и не подлежат ограничению. Они имеют повышенный уровень гарантий.

 

Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу и должны гарантировать человеку индивидуальность в отношениях с другими людьми и государством. К личным правам относятся:

1.право на жизнь (ст. 20), которое означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни;

2.право на достоинство (ст. 21), предполагающее право на уважение и обязанность уважать других, запрет подвергать пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию;

3.право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), выражающееся в возможности совершать любые правомерные, т.е. в рамках закона, действия. Это право предполагает ограничение должностных лиц в применении принуждения к людям. Личная неприкосновенность означает, что никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску, наносить вред здоровью; что человек имеет 4.право свободно распоряжаться своей судьбой (жениться, учиться, голосовать и т.п.);

5.право на неприкосновенность жилища (ст. 25), которое означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как на основании закона или судебного решения.

2. Политические. Если личные права осуществляются индивидуально, то политические права могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно. Например, право на равный доступ к государственной службе носит индивидуальный характер, а право на шествия, демонстрации, создание политических партий осуществляется только коллективно.

 

Особенностью политических прав является то, что бо´льшая их часть принадлежит только гражданам государства. Например, право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей или право избирать и быть избранным (ст. 32) и многие другие осуществляют только граждане Российской Федерации.

 

Среди политических прав, которые имеют граждане Российской Федерации, можно выделить следующие:

 

1.свобода печати и информации, в основе которой лежит право каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п. 4), а также отсутствие цензуры и свобода средств массовой информации (газеты, телевидение, журналы) (ст. 29, п. 5);

2.право на объединение (ст. 30); означает, что для достижения жизненно важных целей и осуществления своих прав и интересов граждане могут создавать политические партии, профессиональные союзы, предпринимательские ассоциации и другие общественные организации. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;

3.право на мирные собрания и публичные манифестации (ст. 31), согласно которому граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия для выражения своей поддержки политики властей или протеста против нее в целях сделать свою позицию известной всему обществу;

4.право на равный доступ к государственной службе (ст. 32, п. 4), означающее, что каждый гражданин имеет возможность при наличии вакансий и достаточной профессиональной подготовки занять любую государственную должность. Право поступления на государственную службу имеют граждане в возрасте старше 18 лет. Они имеют право находиться на службе до 60 лет. Замещение должностей осуществляется по назначению или по конкурсу;

право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32, п. 5), которое предоставляет каждому гражданину возможность занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем. Кандидат на должность судьи должен быть наделен необходимыми качествами (иметь высшее юридическое образование, стаж работы не менее пяти лет по юридической специальности, отвечать другим требованиям, предусмотренным законом).

 

3. Социальные, культурные, экономические. Реализация и защита экономических, социальных и культурных благ позволяет человеку отстоять свое право на достойную жизнь, защититься от экономического произвола и социальной несправедливости. Однако в условиях рыночной экономики, которая формируется в России, прямое действие экономических, социальных и культурных прав оказывается относительным в отличие от действия личных (гражданских) и политических прав. Это обусловлено тем, что в условиях рыночного хозяйства распределение экономических, социальных и культурных благ не находится в руках государства, поэтому отсутствует конкретный ответчик в том случае, если гражданин посчитает свои экономические, социальные или культурные права нарушенными и подаст иск в суд. Поскольку реализация этих прав напрямую зависит от материальных возможностей государства, постольку на практике они чаще всего становятся пожеланиями, а не обязательствами государства перед гражданами.

Среди экономических прав следует выделить право на экономическую деятельность, что предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, не запрещенной законом (ст. 34 Конституции РФ). Под предпринимательской деятельностью подразумевается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, осуществляемая лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законом. Конечно, государство разрешает не все виды деятельности. Например, запрещает частным лицам выпуск оружия, производство наркотиков.

В целях создания равных условий для участников хозяйственной деятельности государство запрещает недобросовестную конкуренцию и деятельность, направленную на монополизацию. Недобросовестная конкуренция проявляется в заключении несколькими предприятиями соглашений о ценах, разделе рынков, в устранении конкурентов. Монополией признается доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%.

Одним из основополагающих конституционных прав личности является право частной собственности (ст. 8, 9 и 35 Конституции РФ). Оно означает право лица иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Собственник не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Правда, собственность может быть изъята у собственника для нужд общества при условии предварительного и равноценного возмещения.

Трудовые права и свободы (ст. 37) включают свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых. Так, свобода труда означает запрет на принудительный труд, использование любых форм принуждения, заставляющих человека работать на недобровольно принятых условиях под угрозой наказания.

Из социальных прав следует отметить защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Тем самым признается, что рождение детей представляется делом государственной важности, поскольку от этого зависит будущее государства, поэтому оно защищает права матери и ребенка. По трудовому законодательству устанавливается оплачиваемый отпуск по беременности и родам (70 дней до родов и 70 — после родов).

 

При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. Сюда же относятся меры по устранению дискриминации женщин при принятии на работу, созданию им благоприятных условий труда.

Прогресс общества невозможен без роста духовной культуры граждан. Вложения в культуру — это инвестиции в будущее. Среди культурных прав следует отметить право на образование (ст. 43), свободу творчества (ст. 44, п. 1), право на участие в культурной жизни (ст. 44, п. 2).

Так, право на образование является необходимой предпосылкой развития человека. Конституция устанавливает различные подходы к получению основных видов образования как в рамках частных образовательных учреждений, так и государственных и муниципальных: дошкольное, основное общее (девять классов), среднее профессиональное (техникумы). Образование является бесплатным и общедоступным в государственных образовательных учреждениях. Сохранено бесплатное получение полного среднего образования (11 классов) в государственных и муниципальных школах. Гарантируется бесплатность высшего образования на конкурсной основе. Кроме этого, каждый гражданин может получить дошкольное, среднее общее и полное, а также и высшее образование в частных образовательных учреждениях, работающих на коммерческой основе.

Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

 

2. Правовые гарантии прав и свобод;

В широком смысле гарантии представляют собой совокупность социальных, экономических, политических, духовных, организационных, юридических предпосылок, средств и способов, создающих возможности личности для осуществления своих законных интересов и прав.

Термин «гарантии» в юридическом смысле означает правовые средства, обеспечивающие реализацию прав человека и гражданина. Гарантии можно рассматривать как обязанности государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, п. 1). Это правило означает обязанность государства и его органов различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Так, согласно Конституции (ст. 80, п. 2) Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства РФ (ст. 114, п. «е»). Кроме этого, граждане Российской Федерации имеют право обратиться в Конституционный Суд с жалобой по поводу нарушения их конституционных прав и свобод (ст. 125, п. 4). Решения Конституционного Суда обязательны для всех органов государственной власти.

Среди средств государственной защиты следует выделить Уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой.

При осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека независим. Он информирует парламент о фактах нарушения прав человека государственными органами и должностными лицами. Таким образом осуществляется парламентский контроль за правами человека.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод личности существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Другим важным средством обеспечения прав и свобод граждан является судебная защита. Конституция РФ гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав (ст. 46). Объектом обжалования могут быть действия или бездействие органов государственной власти, их решения, а также законы, действия и указы Президента, постановления Правительства. Особо следует сказать о гарантиях правосудия. Они включают принцип презумпции невиновности (ст. 49), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), невозможность придания обратной силы закону, который отягчает ответственность (ст. 54), право не свидетельствовать против самого себя, близких родственников (ст. 51) и т.п.

Кроме средств правовой защиты, которые предоставляет национальное законодательство, Конституция РФ предоставляет каждому международные правовые гарантии: право обращаться с жалобой в международные органы по правам человека, например в Комитет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.

 

3. Конституционные обязанности граждан РФ;

Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан.

Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме будучи закрепленными в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей. Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей.

Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.

 

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

 

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества.

Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Конституционные обязанности граждан РФ делятся на две группы: общие; частные.

К общим относятся обязанности, которые распространяются на любого человека: соблюдение Конституции РФ и федеральных законов; уважение прав и свобод других; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам; забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы. Эти обязанности являются обязательными для всех категорий граждан.

Группу частных обязанностей составляют только обязанности, касающиеся определенных категорий населения: родительские обязанности; обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность работающих платить законно установленные налоги и сборы; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять соответственно родители, трудоспособные совершеннолетние дети, налогоплательщики, военнообязанные и другие конкретные категории людей. В соответствии с Конституцией РФ к основным обязанностям относятся:

соблюдение Конституции и федеральных законов;

 уважение прав и свобод других лиц;

сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам;

забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы; уплата установленных налогов и сборов;

воспитание и обеспечение образование детей; забота о нетрудоспособных родителях;

Защита Отечества.

4. 3ащита интересов особых групп населения (беженцев и вынужденных переселенцаев);

 

Правовой основой статуса беженцев и вынужденных переселенцев в нашей стране является Конституция Российской Федерации, Конвенция о статусе беженцев от 28 августа 1951 г., Федеральные законы от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»[8, с. 3–32], «О вынужденных переселенцах» [9, с. 33–48] и др.

 

Кроме того, статус беженцев и переселенцев регулируется многочисленными нормами международного права. К ним, в частности, относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. и др.

 

Итак, беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может воспользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В свою очередь, вынужденный переселенец – это гражданин РФ, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также гражданин иностранного государства, покинувший место жительства на территории РФ по обстоятельствам, указанным выше [5, с. 7–8].

 

Установленные рассматриваемыми Законами порядок оформления статуса беженца и вынужденного переселенца, их права и обязанности в основном аналогичны.

 

Для получения любого из этих статусов необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом – в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе – при отсутствии поста иммиграционного контроля – в орган пограничного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установленные законами сроки. После проверки соответствующих сведений надлежащий орган Федеральной миграционной службы выдаст свидетельство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распространение на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предоставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение пяти лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица.

 

Законы устанавливают основания, по которым может быть отказано в предоставлении названных статусов. В то же время отказ в принятии ходатайства и отказ в предоставлении соответствующего статуса может быть обжалован в вышестоящий орган Федеральной миграционной службы или в суд.

 

Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних.

 

Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства.

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам и вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства.

 

Для временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной службы России. Типовое положение о центре временного размещения вынужденных переселенцев утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 г.

 

Среди комплекса прав беженцев и вынужденных переселенцев можно отметить право на получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем или переселенцем; получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания; получение единовременного денежного пособия; получение направления территориального органа ФМС в центр временного размещения; сопровождение представителями территориального органа ФМС в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа ФМС в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц; получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ; медицинскую и лекарственную помощь; получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве и др. Лицу, признанному вынужденным переселенцем и беженцем, выдается соответствующее удостоверение. Таким образом, действующее законодательство определяет, как правовой статус граждан, так и лиц, находящихся на территории РФ, комплексно регулирует их правовые возможности и правоотношения в РФ, определяя их отличия и унифицируя их статус.

Социальная защита беженцев и вынужденных переселенцев становится важнейшей составной частью экономической и социальной политики. Законодательные и исполнительные органы определяют основные принципы социальной политики государства по социальной защите данной категории семей, обязательные социальные гарантии, которые осуществляются в пределах и формах, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

 

Защита беженцев и вынужденных переселенцев и оказание им материальной помощи – это взаимосвязанные действия. Наиболее эффективную юридическую помощь государство может предоставить лишь в условиях, когда удовлетворены основные потребности человека в жилье, продуктах питания, воде, санитарном и медицинском обслуживании.

 

Функция защиты содержит как прямые, так и косвенные меры: меры прямой защиты предполагают защиту имеющихся у вынужденного мигранта основных прав человека, например, запрет дискриминации, свободу и личную безопасность. Косвенно это меры, направленные на информационно-пропагандистские мероприятия, как, например, освещение в СМИ, выпуск специальной литературы, которая поможет вынужденному мигранту быстрее адаптироваться в новой для него среде проживания, так как подавляющее большинство вынужденных мигрантов оказывается в крайне тяжелом положении, испытывают огромные лишения и нуждаются как в материальной, гуманитарной, так и правовой помощи.

 

5. Ограничения прав граждан (Уголовный Кодекс, Закон РФ «О правовом режиме чрезвычайного положения».

 

Глава III. МЕРЫ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ

 

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения.

Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;

б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

и) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

к) эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "а" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

 

а) введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;

б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

в) приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

г) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

 

д) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

е) выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

ж) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте "б" статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным в статье 11 настоящего Федерального конституционного закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

а) временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;

б) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;

в) привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;

г) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

д) отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими мер, предусмотренных пунктом "ж" статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона и пунктом "в" настоящей статьи, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

е) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.

Статья 14. Ограничение права на участие в выборах и референдуме граждан Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения. В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента Российской Федерации о введении на данной территории чрезвычайного положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: