Французский композитор 19 века

Музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

СТАРИННАЯ СЮИТА (XVI-XVIII вв.) – цикл разнохарактерных старинных танцев, написанных в одной тональности.

Основные танцы старинной сюиты:

· Умеренная АЛЛЕМАНДА (немецкий четырёхдольный)Как придворный танец появилась в Англии, Франции, Нидерландах. Под её приветственные звуки двигалось торжественное шествие

· Оживлённая КУРАНТА (французский трёхдольный) Придворный танец быстрый со сложными затейливыми фигурами.

· Медленная и величественная  САРАБАНДА трёхдольный танец). Появился в Испании

· Быстрая, весеолая  ЖИГА (размер трёхдольный).Старинный танец английских моряков.

Иногда в старинную сюиту включали менуэт, гавот, бурре и другие танцы, а также не танцевальные пьесы – прелюдию, фугу, арию, рондо. Дополнительные пьесы располагались между сарабандой и жигой.

Сюиты писал немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах.

Широко известны его «Французские и английские сюиты.

Есть несколько разновидностей сюит:

1. муз. музыкальное произведение, состоящее из следующих друг за другом самостоятельных частей, объединённых общим художественным замыслом или программой

2. муз. музыкальная композиция, состоящая из музыки к опере, балету, кинофильму и т. п.

3. хореогр. композиция из нескольких танцев, объединённых общей темой

 

 

Информация о композиторе

Шарль-Камиль Сен-Санс

Французский композитор 19 века.

Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года.

В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля.

 Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.

Мать Сен-Санса была художницей, что помогло мальчику научиться хорошо рисовать.

С двух с половиной лет начавший обучение на фортепьяно у сестры своей бабушки, мальчик уже в пять лет публично выступил в одном из парижских салонов.

Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839 года (когда мальчику было всего 4 года).

Он очень любил писать музыку, делал это чрезвычайно быстро и с большой любовью. «Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки», – писал Сен-Санс. В другой раз он признался: «Я живу в музыке, как рыба в воде».

Став взрослым, Камиль Сен-Санс прославился как великолепный органист, пианист, дирижер, музыкальный пародист, ученый-любитель (математик и астроном, археолог, автор эссе по ботанике), критик, путешественник, драматург, поэт, философ, исследователь античной музыки, музыкальный редактор и – последнее, но не менее важное – автор более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства.

Среди них – произведение, прославившее композитора, — сюита «Карнавал животных». Слушая эту музыку, мы, как по волшебству оказываемся в царстве зверей и птиц. Кажется, вот-вот увидим, как прошествует гордый царь зверей — лев, проскачет длинноногая австралийская кенгуру, вихрем пронесется быстрая пугливая антилопа. А вместе с набегающей волной на берег выползут морские черепахи, …и изящный лебедь тихо про скользит по спокойной глади воды. Оказывается, карнавал бывает не только у детей, но и у животных! Так замечательно рассказал о них французский композитор Сен-Санс.

Вот пьесы, которые входят в «Карнавал животных» (всего их 14): «Королевский марш льва», «Курицы и петух», «Антилопы», «Черепахи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Персонаж с длинными ушами» (это осел), «Кукушка в глубине леса», «Птичник» и, конечно же «Лебедь» - самая знаменитая пьеса композитора.

 Видеопросмотр Сен-Санс «Лебедь» в исп. Ульяны Лопаткиной.

Действительно, это большая, гордая красивая птица, плывущая по спокойному озеру. Гордо вытянув шею, плавно покачиваясь на воде, плывет лебедь вперед и вперед. Музыка плавная, нежная, но величавая, гордая, как сама птица, но и немного печальная. Очень известная балерина Анна Павловна по-своему услышала эту музыку. Ей показалось, что с лебедем что-то случилось, он болен, даже умирает. И она всю жизнь танцевала «Умирающего лебедя». Посмотрите на снимки балерины и вы увидите этого гордого, но раненого лебедя, такие выразительные движения у этой знаменитой балерины. Давайте попробуем и мы превратиться в такого лебедя и движениями отразить характер музыки.

В сюите представлены музыкальные портреты различных животных. Обратимся к вашим знаниям и представлениям о животных.

 Как вы считаете, одинаков ли характер этих животных?... Значит, чтобы изобразить их характер в музыке, композитор должен использовать определённые СМВ (средства муз. выразительности), вы согласны?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: