Подведем итоги урока, закончите предложение

Тема урока «Блоки»

На этом уроке мы познакомимся с блоками - подвижным и неподвижным, определим, какой выигрыш в силе они дают.

Поможет нам в раскрытии темы § 61 стр.181 - 183 из учебника и видеоурок на канале YouTube «Павел ВИКТОР (урок физики в Ришельевском лицее)», «Урок 82 (осн). Блоки». https://www.youtube.com/channel/UCWfhBu4fAt126ZbxREz3IBw

Запишем в тетрадь тему урока.

Прочитаем § 61 и ответим на вопросы в конце параграфа.

Заполним в тетради таблицу:

Блоки Неподвижный Подвижный
Определение    
Схема (на рисунке покажите силы и их плечи )      
Выигрыш в силе (формула)    
Применение    

Решим вместе задачи из сборника задач В.И. Лукашика.

№ 764. Будет ли система, состоящая из рычага и блока (рис.221), находится в равновесии?

Решение: по рисунку мы видим, что блок используется неподвижный, а онне дает выигрыша в силе. Получается, на рычаг со стороны веревки действует сила натяжения F 1, направленная вверх и равная весу одного груза, F 1= P. Плечо этой силы равно четырем единичным отрезкам l 1 = 4 х, где х – длина единичного отрезка. Вторая сила F 2, приложенная к рычагу, равна весу двух грузов F 2 = 2 P и направлена вниз. Плечо силы F 2 равно l 2  = 2 х. Согласно правилу моментов, рычаг находится в равновесии, если 

F 1· l 1 = F 2· l 2.

Проверим: P · 4 х = 2 P · 2 х, 4 P · х = 4 P · х. равенство выполняется, следовательно система находится в равновесии.

Ответ: система находится в равновесии.

№ 770. Вес подвижного блока равен 1,2 Н. Его груз весит 6 Н (рис.226). Чему будет равно показание динамометра при равномерном подъеме груза? (Трение не учитывать.)

Дано: Решение:
P б = 1,2 Н P г = 6 Н

Запишем правило моментов: F 1· l 1 = F 2· l 2

F 1 = P б + P г – вес блока с грузом,

плечо силы F 1:   l 1 = R, где R – радиус блока.

F 2 = F – сила, которую показывает динамометр,

плечо силы   F 2:   l 2 = D = 2 R, где D – диаметр блока.

Подставим в правило моментов:  (P б + P г) · R = F ·2 R.

Сократим на R:    P б + P г = F ·2.

Выразим силу, которую показывает динамометр   F = .

Рассчитаем F =   = 3,6 Н.

Ответ: F = 3,6 Н.

F -?

Если есть вопросы, пишите мне в Viber (вт-сб, 09:00-10:00 и 13:00-14:00)

Следующие задачи решаем самостоятельно в рабочей тетради.

№ 766.   Определите показание динамометра (рис.223), если вес каждого шарика равен 10 Н. Рычаг находится в равновесии. (Весом блока пренебречь)

№ 771.  Груз какой массы можно поднять с помощью подвижного блока, вес которого 20 Н, прилагая к свободному концу веревки усилие 210 Н, если не учитывать трение?

По окончании карантина все тетради с вашими записями будут мною проверены.

Подведем итоги урока,  закончите предложение.

Неподвижным называют блок …

Его используют для …

Подвижным называют блок …

Подвижный блок применяют для …

Подвижный блок рассматриваем как рычаг с отношением плеч …

Полиспаст – это …

И наконец, контрольное задание. Тема «Подвижный и неподвижный блок».

Вариант 1 пройти по ссылке: https://multiurok.ru/tests/21864/

Вариант 2 пройти по ссылке: https://multiurok.ru/tests/89578/

Выполнить до 17:00, 11.04.2020. Время выполнения – 10 мин. Тест состоит из восьми вопросов с несколькими вариантами ответов, один из которых верный. С результатами ознакомитесь на этом же сайте. Решайте согласно вашей посадке в классе, свой вариант. Одна попытка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: