По значимости для общества

Политические системы

 

Политическая система  – это совокупность политических институтов, отношений, норм, традиций, в которых осуществляется политическая жизнедеятельность людей и реализуется политическая власть (т.е включат в себя и государственные и негосударственные. пол институты (партии, общест-ые движения, группы интересов), особенности пол. культуры, пол. нормы и т.д. Это понятие шире,  чем понятие гос-во. Гос-во - это главный институт полит. системы).

ИЛИ: Политическая система — комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества.

Структура политической системы:

Политическая система состоит из нескольких подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом:

· Институциональная (организационная)

· Нормативная

· Функциональная

· Коммуникативная

· Ценностная (культурная, культурно-идеологическая).

    1. Институциональная подсистема (организационная) представляет собой совокупность различных политических институтов (Политические институты – это политические учреждения с организованной структурой, с устойчивым комплексом норм, правил, регулирующих отношения людей в политической сфере). Главным институтом политической системы является государство. Также в политической системе действуют различные политические партии, общественно-политические движения, молодежные организации, СМИ, группы давления (лобби)

Институциональная подсистема

                            Гос-во            Партийная                   СМИ

                                                    Инфраструктура         -  ТВ

                   -  закон.орг.      – пол.партии                -  Радио

                    - исполн.орг.     –общест орган., движ.  - печать

                    - судеб.орг.    – группы давления

                                                     (лобби)                  - Интернет

 

Лобби ( группы давления) – заинтересованные группы в принятии того или иного решения (закона)

Лоббирование (англ. lobbyism, от англ. lobby — кулуары) – оказание давления на парламентариев различными способами (личное или письменное обращение, организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения законопроекта (или: деятельность заинтересованных лиц, способствующая принятию органами власти тех или иных решений, с использованием неформальных коммуникаций в органах власти).

2. Нормативная подсистема. Включает в себя совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования. Любая политическая система базируется на определенных правилах, обычаях, нормах, традициях. Нормативная подсистема включает в себя законодательную базу: конституцию, документы, законы, указы, программы партий, другие правовые нормы, а также политическую этику (нормы морали, неписанные правила, политические традиции) политической жизни. Нормы и обычаи регулируют деятельность политической системы, придавая ей упорядоченность.

3. Функциональная подсистема - это способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь (полит. режим, форма правления).

4. Коммуникативная подсистема – это совокупность отношений и форм взаимодействия между властью и обществом, между различными группами, между индивидами по поводу их участия в политической жизни. Т.е. это обмен информацией с помощью различных каналов (интервью политиков, дебаты, публикации в газетах, диалог власти и народа, например, общение президента в прямом эфире, митинги, демонстрации, общественное мнение)

5. Ценностная (культурная,культурно-идеологическая) подсистема. Включает в себя политические лозунги, политические  идеологии, политические представления, политическую культуру, политическую психологию, политические теории, политическое учение, политическое сознание.

Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и постараться понять функционирование пол-х систем. Американского политолога Д.Истона считают основателем теории политических систем.

 

        

В работе “Политическая система” (1953), он представил политическую систему как развивающийся и саморегулирующийся организм, активно реагирующий на поступающие извне импульсы – команды. У системы есть вход, на который из окружающей социальной и культурной среды поступают импульсы – требования и поддержка. На выходе системы – политические решения, осуществляются политические действия, направленные на их реализацию.

Требования – обращение к властным органам (в форме петиций, митингов, забастовок и т.д.), а также проблемы, требующие разрешения. Характер требований самый разнообразный: требования повышения зарплаты, расширения прав и свобод и др.  

Поддержка -  может быть материальной (исправная выплата налогов); нематериальной (соблюдение законов; доверие к власти, преданность политическому руководству, активное участие в политической жизни). Поддержка обеспечивает относительную стабильность властных органов. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.

На выходе системы – находятся политические решения и действия по их реализации. Пол-ие решения могут иметь форму законов, регламентов, указов. Если решения и действия соответствуют ожиданием и требованиям многочисленных слоев общества, то поддержка, оказываемая пол-ой системе усиливается. Общественное мнение может не поддержать принятое политическое решение: тогда начинаются акции протеста, выступления оппозиции, что может привести к кризису, если решение не будет пересмотрено. Если решения и действия властей постоянно не учитывают требования слоев общества, то может наступить кризис пол-ой системы. Во избежание кризиса власть должна реагировать на поступающие требования, то есть должна быть "обратная связь".

Функции политической системы.

 

· Интеграция, объединение общества на базе определенных ценностей (например, массовая поддержка миротворческих, антивоенных действий главы государства)

· политическое управление, регулирование (упорядочивание политической жизни);

· обеспечение внутренней и внешней безопасности

· согласование различных интересов социальных групп (например, деятельность партийных фракций в парламенте, защита интересов различных социальных групп)

·  определение целей, задач, путей развитии общества;

·  организация деятельности общества по достижению поставленных целей;

·  распределение материальных и духовных ресурсов;

·   разработка и внедрение в общество различных норм (законов и подзаконных актов)

·  обеспечение стабильности общества;

· политическая социализация личности ( приобщение людей к политической жизни; формирование политич. сознания (например, привлечение молодежи к участию в выборах)

·   контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения (например, привлечение к ответственности кандидатов в депутаты, нарушивших избирательное законодательство)

 

Типы политических систем. Типы политических систем очень многообразны. Это объясняется влиянием различных факторов: культуры, традиций, экономическим развитием, степенью развития гражданского общества и т д.. Политические системы могут быть типологизированы по различным основаниям.

1. В зависимости от экономической формации (по К. Марксу) выделяют:

§ рабовладельческие

§ феодальные

§ буржуазные

§ социалистические 

§ коммунистические

Переход от одной системы к другой, по мнению Маркса, происходит путем революций.

2. По способу производственно-технологического развития:

§ традиционные

§ индустриальные

§ постиндустриальные

3.- По характеру взаимоотношения с внешней средой выделяют:

o закрытые (имеют ограниченные связи с другими странами, невосприимчивы к ценностям других систем, нет конкуренции и плюрализма). (СССР, Северная Корея)

o   открытые пол-ие системы  (активно взаимодействуют с другими странами, в них есть конкуренция, плюрализм, свобода слова)

4. В зависимости от степени полит. изменений различают:

o традиционные (консерватизм, неразвитость гражданского общества, харизматическая легитимность, авторитарные способы управления)

o   модернизированные политические системы (большой динамизм, ориентация на реформы, демократический способ управления и т.д.)

5. По типу политического режима выделяют:

· тоталитарные, 

· авторитарные,

· демократические системы.

 6. В зависимости от степени разделения политических ролей и

особенностей политической культуры (классификация Г. Алмонда и

С. Вербы):

англо-американская система, которая характеризуется высокой степенью разделения политических ролей, однородной культурой (большинство граждан разделяют общие базовые ценности и нормы), приоритетом либеральных ценностей, антиэтатизмом (фр. etat государство, низкая степень вмешательства государства, этатизм – высокая степень вмешательства государства).

 (США, Великобритания, Канада);

континентально-европейская система, для которой характерна фрагментарная политическая культура, наличие этатистских традиций (вмешательство государства в экономическую и социальную сферу) (Германия, Франция, Испания);

доиндустриальная или частично индустриальная, с дифференцированной политической культурой; ярко выраженным этатизмом, персонификацией власти, формальным разделением властей (страны Африки, Азии)

тоталитарная, которая характеризуется монополизацией власти, полным государственным контролем, гомогенной политической культурой, которая определяется отсутствием плюрализма и возможности реализации частного интереса (фашистская Германия, СССР)

Особенности политической системы в России:

1. В РФ действует принцип разделения властей, однако широкие полномочия сосредоточены в руках президента. Он оказывает значительное влияние на исполнительную власть, парламент не в полной мере выполняет контрольные функции

2. Политическую систему России можно отнести к системам переходного типа. Идет становление демократического режима, однако сохраняются некоторые черты авторитарного (нарушение прав и свобод, предсказуемость результатов выборов, притеснение реальной оппозиции)

3. Политическая культура и политическая грамотность граждан недостаточно развиты. Наблюдается высокий уровень абсентеизма.

 

 

Политический процесс

"П.П." выражает динамику пол. жизни, изменения, происходящие в ней.

Политич. процесс – последовательная смена состояний политической системы, её функционирование.  (изменения происходящие в политсистеме в результате действий политических субъектов; совокупность действий по принятию политических решений)

Центральным элементом политического процесса является процесс выработки, принятия и реализации пол. решений. Ведь различные действия субъектов политики - участие в выборах, деятельность партий, групп интересов, революции - в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью - повлиять на принимаемые властью решения, либо самим прийти к власти, чтобы проводить в жизнь собственные решения.

Структура политического процесса:
1) субъекты процесса (государство, партии, политические лидеры)
2) объект, цель процесса (например, решение политической проблемы);
3) средства, методы, ресурсы.
4) отношения
, сложившиеся между субъектами политики (политические отношения)

(союзничество, соперничество, конфликты).

5) политическая деятельность (деятельность субъектов политики в сфере властных отношений)
Режимы протекания политических процессов.

Различают несколько режимов протекания «П.П».:

1. Режим функционирования означает воспроизводство пол. системы, ее сохранение в рамках сложившихся взаимоотношений граждан и институтов гос. власти. Т.е. неизменность, традиции и преемственность обладают приоритетом перед инновациями (например, в странах Востока).

2. Режим развития  - возрастают  адаптивные способности политической системы, появляется более оперативный учет новых требований населения. Политика государства выходит на более высокий уровень, адекватно отвечает на вызовы времени, решает существующие проблемы (развитые страны Европы, США).

3. Режим упадка - ослабление пол. институтов, снижение способности к управлению. Политическая система теряет стабильность и легитимность (большинство бывших постсоциалистических стран).

Циклы П.П.:

- избирательный цикл  (6 летний президентский цикл, 5- тилетний парламентский цикл)

- предвыборный, выборный, послевыборный (наиболее спокойный, политическое затишье)

- сессионная работа парламента, парламентские каникулы (летом и в новогодние праздники)

 

Типы пол-х процессов.






По сфере протекания:

· Внутриполитические (серии изменений происходящих внутри конкретной страны) 

· Внешнеполитические ( результат взаимодействия государства с другими государствами в рамках системы м/н отношений)

По масштабам

· Л окально-региональные п.п., т.е. которые протекают на уровне региона или регионального сообщества (в рамках определенной структурной единицы - напр. Воронежская область, Западная Европа, Юго-вост. Азия).

· Глобальные процессы предполагают предельно высокий уровень, охватывающий мировое сообщество в целом  

По значимости для общества

· Базовые (оказывают влияние на все общество, государство - законодательный процесс, электоральный процесс)

· Периферийные (оказываются значимыми лишь в пределах определенных пол. групп, институтов (например, процессы. происходящие внутри партии).

По степени участия граждан в политике:

· демократические   (граждане оказывают влияние на процесс принятия решений путем выборов, референдумов, публичных слушаний)

· недемократические (решения принимаются узким кругом лиц)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: