Использование клавишного синтезатора в работе преподавателя и концертмейстера ДМШ

 

Рассмотрим несколько понятий, в работе над которыми можно эффективно использовать синтезатор: темп, ритм, тембр, жанр, стиль.

Для определения темпа, указанного в произведении композитором или редактором, можно применять традиционный метроном. Но не все ученики могут играть под метроном. Однако, если подходить к процессу творчески (а это один из способов мотивирования ученика), то целесообразнее использовать темповые возможности синтезатора.

Например, многие произведения классической и современной музыки написаны в темпе Allegro. Если этюд или пьеса написаны в размере двух или четырех четвертей, можно выбрать из банка соответствующий ритм и сыграть композицию под аккомпанемент синтезатора. Примером могут служить танцевальные ритмы (полька, фокстрот, квикстеп), джазовые (регтайм, баллада, свинг), ритмы рок-музыки (рок, твист, буги-вуги и другие). Причем можно давать темп в сравнении, проиллюстрировать, как звучит это произведение в медленном, умеренном темпах, как меняется его характер и как влияет темп на образное содержание композиции. Размер три четверти подразумевает обращение к жанру вальса (можно джаз-вальса). Соответственно выбирается и ритм. Пьесы в медленном темпе требуют другого ритмического сопровождения. Здесь уместно обратиться к медленным балладам, серенадам, медленным вальсам, которых достаточно много в программах любого клавишного синтезатора. Параллельно ученику преподносятся знания о стилевом разнообразии музыки.

Некоторым ученикам не свойственно природное чувство ритма и воспитывать его с помощью синтезатора просто необходимо. Применение приема темпо-ритмического сопровождения игры обучающегося дает ему колоссальный опыт слушания и понимания ритма как системы комбинации различных длительностей. Воспитывается и ощущение сильной доли, что немаловажно для начинающего пианиста. Игра на фортепиано превращается в процесс совместного исполнения музыки, причем синтезатор не дает ученику отклоняться от темпа и учит играть ритмично. Ритмы можно менять, экспериментировать, учитывая интерес и мнение ученика, а темп устанавливать по мере технической подготовки на данный момент. Даже изучение гамм (которые ученики не очень любят играть) под темпо-ритмическое сопровождение можно превратить в занимательную игру и каждое техническое упражнение станет «живым» и интересным.

Конечно, не стоит часто использовать этот вид работы с учеником -это вспомогательный способ обучения, который приноситрезультат в виде частично сформированных в сознании ученика и на слуховом уровне метро-ритмических ощущений. После этого начинается процесс, когда обучающийся играет на фортепиано только на основе полученных знаний, слуховых представлений и формирующегося музыкального вкуса. И даже темп он должен выбрать самостоятельно, предполагая при этом некоторые отклонения (агогику), моменты кульминации и спада, движения вперед и замедления, которые необходимы для создания цельного образа исполняемого музыкального произведения.

Изучая полифонию или пьесы с элементами полифонии, преподаватель обязательно должен рассказать ученику в какую эпоху они были написаны, какие в то время звучали инструменты, дать краткие сведения о сопрано, альте, теноре и басе. Ученику предлагается поиграть полифоническое произведение по голосам, воспроизвести тембры клавесина, органа, струнного оркестра, услышать и запомнить окраску каждого голоса, а затем воспроизвести звуковые образы на фортепиано, приблизившись к тембру только что услышанного инструмента. И тогда игра ученика начинает приобретать совсем другое содержание.

При изучении сонаты учащемуся обязательно говорится об оркестровом слушании фактуры, и здесь простор для фантазии безграничен. Синтезатор показывает эту красочную музыкальную палитру во всем великолепии различных тембров. Играть на синтезаторе все элементы фактуры в звучании различных инструментов – это значит приблизиться к оркестровке произведения.

Владение кантиленой, «певучей» манерой игры на фортепиано всегда считалось признаком профессионализма. Преодолевать ударную природу инструмента, умению «петь», обучают с самых первых занятий. Как правило, ребенку приводятся сравнения с игрой на струнных инструментах, когда звук тянется долго и протяжно. Используя звуковые тоны синтезатора, можно сразу же сыграть музыкальный пример, охарактеризовать окраску инструмента и попытаться найти нужный тембр вместе с учеником на фортепиано. Процесс поиска тембра очень долгий и требует особого внимания, но именно он дает неповторимость звучанию и учит хорошему качественному пианизму, развивает слуховой контроль, пробуждает воображение.

Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов. Несомненно, преподаватель должен разъяснить учащемуся, что тембры синтезатора - это аналоги, подобие тембров классических, акустических инструментов. Но они никогда не заменят их истинное звучание. Использование синтезатора на уроках специальности в музыкальной школе – это современное направление, которое можно и необходимо внедрять в музыкальную учебную практику.

Заключение.

 

Любое музыкальное творчество полезно для развития интеллекта учащихся. А привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, пианистического аппарата, музыкального вкуса.

Детская музыкальная школа сегодня как никогда призвана заинтересовать ребенка, сделать занятия музыкой интересными, перспективными, ожидаемыми. С помощью уроков игры на синтезаторе у учащихся появляется гораздо больше возможностей для творчества и самовыражения.

Введение новых методов и интерпретаций, наполнения содержания образовательного процесса – залог полноценной жизнедеятельности ДМШ.

Список литературы.

 

1.Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе».- М.: Экон-Информ, 2011.

2.Красильников И.М. «Хроники музыкальной электроники».-М.: Экон-Информ, 2010.

3.Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств».-М.: Владос, 2010.

4.Пешняк В. «Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ.-М.: Композитор, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: