Образование детей мигрантов как проблема их социальной адаптации

Психолого-педагогические основы образования детей из семей мигрантов. Психолого-педагогические основы образования детей из социально неблагополучных семей.

 

Образование детей мигрантов как проблема их социальной адаптации.

 

 Актуальность проблемы. В условиях активизации миграционных процессов в России важной их составляющей является социальная адаптация детей мигрантов в стране приема

Процессы миграции сложны и обусловлены совокупностью экономических, социокультурных, образовательных факторов и проблем. Среди них наиболее актуальными являются языковой и социокультурный барьеры, мешающие успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности. Сложность включения в иную культурную среду, тяжело дающееся многим освоение русского языка, отсутствие представлений о нормах и базовых ценностях культуры российского общества, незнание особенностей повседневного быта и норм межличностного общения, трудности коммуникации в ученическом коллективе и с педагогическим персоналом, нелегко решаемые вопросы освоения учебного материала - основные проблемы, с которыми сталкиваются дети мигрантов, особенно в начальной и неполной средней школе.

Рассматривая вопросы адаптации детей мигрантов, следует отметить, что резкий всплеск интереса к этим проблемам приходится на первое десятилетие XXI в. как за рубежом, так и в нашей стране. Общими причинами этого интереса явились: значительная активизация миграции из менее развитых стран в более развитые; рост количества детей мигрантов, подлежащих обучению и адаптации - в соответствии с обязательствами, которые берут на себя принимающие мигрантов страны; усиление социального неравенства в сфере образования, поскольку дети мигрантов имеют более низкие шансы доступа к качественному образованию; обостряющиеся противоречия между мигрантами, их детьми и коренным (местным) населением (взрослым и детским) стран на трудовой, этнической, религиозной и иной почве, доходящие до конфликтов и др.

Говоря об исследованиях обучения детей мигрантов в России, следует отметить, что они находятся на стадии зарождения и не имеют значительных традиций, а уровень обобщения их результатов невысок. Постепенно формируются центры изучения проблем образования детей мигрантов и обучающих практик, которые не без труда находят свое применение в школах отдельных российских городов. Среди них - Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Ставрополь, Екатеринбург и др. Реализованы некоторые проекты, связанные с изучением названной проблемы в отдельных регионах страны. Опубликован ряд работ, в основном статьи и брошюры. В известных нам исследованиях обращается внимание на распределение детей мигрантов в разных школах, проблему изучения русского языка и культурных особенностей страны и региона, социокультурную интеграцию этих детей, отношение к ним в школах, взаимосвязь факторов этничности и миграции и пр. Целостных, фундаментальных исследований в этой области в стране пока нет. Нам неизвестны сколько-нибудь значительные конференции, посвященные изучению методологии и методики исследований и обобщению практического опыта обучения детей мигрантов.

 

 2. Методы, формы и технологии работы с детьми из семей мигрантов.

 

По мнению экспертов, необходима качественная и поднадзорная интеграция мигрантов с Российским обществом, однако ввиду реформирования системы МВД России и переходом Федеральной миграционной службы в подведомство МВД выделение социальной и педагогической работы как отдельного направления деятельности ОМС и ПДН значительно затруднен. 

Одной из важных задач развития образования, представленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4], является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития. При качественной реализации будет создана такая образовательная среда, которая обеспечить процесс социализации и будет оказывать поддержку в развитии всех детей, в том числе и детей из семей мигрантов. На сегодняшний день, в рамках реализации данной программы, произошло объединение детских садов и школ районов в единый образовательный центр.

Одним из важных условий профилактики и преодоления негативных факторов, оказывающих влияние на детей из семей мигрантов, является позитивное и качественное взаимодействие педагогов образовательной организации с семьей ребенка. Так как именно эти два социальных института практически на 80% оказывают влияние на развитие и становление личности. По мнению О.Д. Воробьевой «сложная ситуация, в которой находятся семьи мигрантов на новом месте пребывания, отражается практически на всех ее функциях: воспитательной, хозяйственно-бытовой, социальной, духовной, социально-статусной и др., что в свою очередь ведет к ослаблению целостности семьи — это явление имеет и собственно педагогический аспект»

Происходящие социально-экономические преобразования, быстро меняющиеся политические процессы, снижение уровня нравственности и практически отсутствие государственной идеологии, оказывают отрицательное влияние на личность, семью, общество и иные социальные институты. Отрицательная тенденция становится, к сожалению все более устойчивой. В этой связи больше всего страдают семьи мигрантов, особенно вынужденных мигрантов, и к сожалению самый серьезный удар приходится на детей. По мнению, Л.А. Моховой «вынужденная миграция и связанные с ней последствия снижают эффективность позитивных воспитательных влияний направленных на ребенка в различных государственных, общественных организациях»

Можно с отметить, что при переезде к иному месту жительства, дети семей мигрантов испытывают разнообразные проблемы, например, изменение бытовых условий (порой в худшую сторону), проблем социально-психологической адаптации к новому социуму (школа, сверстники и пр.), также возможны материальные проблемы из-за временных финансовых трудностей, с которыми сталкиваются их родители. Весь перечисленный комплекс проблемы, приводит к психосоциальной и педагогической дезадаптации. У детей мигрантов могут наблюдаться апатия, снижение интереса к учебной деятельности, слабая инициатива, повышенная тревожность, заниженная самооценка, могут активно проявляться различные формы девиантного поведения (в основном при переходном возрасте) и др.

Преподавателям образовательных организаций, где обучаются дети из семей мигрантов, необходимо понимать психолого-педагогические особенности детей-мигрантов и прогнозировать негативные проявления в их поведении, вызванные комплексом перечисленных выше проблем. Социальные педагоги, должны разрабатывать комплекс мер психолого-педагогической и социальной поддержки, направленных на обеспечение оптимального социального развития детей мигрантов, их адаптации к новым жизненным и социальным условиям, а также развитию способностей и формированию качеств, которые пригодятся в их дальнейшей жизни. От того насколько качественно педагоги школ и иных образовательных организаций подойдут к воспитанию и обучению детей мигрантов, будет зависеть их дальнейшая судьба и профессиональное развитие в Российской Федерации. Социально-педагогическая поддержка детей-мигрантов заключается в разработке таких педагогических технологий, которые будут направлены на решение всего комплекса проблема ребенка из семьи мигрантов. Также, педагогам необходимо обращать внимания на детей-мигрантов, у которых проявляются признаки девиантного поведения, и сообщать в инспекцию по делам несовершеннолетних ОВД, с целью профилактики преступности и иных форм противоправного поведения (например, экстремисткой направленности).

По мнению, Л.А. Моховой «особое место в решении социально-педагогических проблем детей из семей мигрантов занимает школа, поскольку дети должны получить достойное образование, успешно адаптироваться в новом социуме. Школа как социальный институт имеет свои специфические возможности и средства решения ряда проблем вынужденных мигрантов, среди них — психолого-педагогическая поддержка и защита семей, формирование толерантных взаимоотношений в поликультурном социуме, воспитание у детей открытости по отношению к окружающему миру и другим».

Можно с уверенностью утверждать, что качественная социально-педагогическая работа ребенка из семьи мигрантов включает в себя: социально-педагогическое сопровождение учебного процесса; взаимодействие педагога и ребенка из семьи мигрантов основанное на сотрудничестве; создание условий для самостоятельного и творческого освоения системы взаимодействия с окружающим социумом, а также для развития способностей управлять своим поведением; проведение профориентационной работы, чтобы ребенок из семьи мигрантов уже на стадии обучения в школе понимал в какой вуз он пойдет учиться и какую профессию хочет освоить; оказание помощи ребенку из семьи мигрантов в личностно-значимом жизненном выборе, который порождает личностное развитие и пр.

Психолого-педагогическое сопровождение детей из семей мигрантов, состоит из следующих этапов:

 • диагностико-прогностический;

• проективный;

• проблеино-деятельностный;

• результативно-оценочный;

 • рефликсивный.

Эффективность социально-педагогической работы с ребенком из семьи мигрантов определяется следующими результатами:

1) у ребенка формируется адекватная самооценка, снижается уровень тревожности;

 2) ребенок демонстрирует качественное усвоение социально-коммуникативных норм;

3) ребенок начинает толерантно относиться к новому окружающему его социуму;

4) начинает проявляться субъективная позиция.

В качестве необходимых условий социальнопедагогического сопровождения детей-мигрантов в условиях образовательной среды являются: поэтапная психодиагностика; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов работающих в школе; внедрение инновационных педагогических технологий в программы социально-педагогического сопровождения детей из семей мигрантов; внедрение этнопсихологических знаний в процессе профессиональной подготовки педагогов.  

Проанализировав работы Т.И. Бабаевой, М.В. Крулехт, Данг Лан Фыонг было выявлено, что в процессе взаимодействия педагогов и родителей мигрантов осуществляются коммуникативные, эмоциональные и содержательные действия-связи, которые способствуют установлению межличностного взаимодействия. Цель этого взаимодействия направлена решение общей для всех педагогической задачи заключающейся в социально-педагогической и психологической адаптации ребенка из семьи мигрантов к новым социальным и образовательным условиям. Данной цели можно достигнуть при поэтапном применении педагогических технологий обучения и сопровождения. Все это будет способствовать росту педагогической компетентности педагогов образовательных организаций, где обучаются дети из семей мигрантов и их родителей. Взаимодействие педагогов и родителей состоит из следующих трех этапов:

 • первый этап — направлен на формирование установки на совместное решение социальнопедагогической и психологической адаптации малолетнего к условиям новой образовательной среды и нового социума;

 • второй этап — направлен на взаимное ознакомление родителей и педагогов с национальнымиособенностями воспитания детей в России и странах, откуда иммигрировала семья ребенка. Данный этап является очень важным, так как в разных странах и у разных народов существуют свои национальные особенности жизни, культуры и воспитания детей, без этого осознания и понимания процесс социально-педагогического сопровождения ребенка из семьи мигрантов практически неосуществим. Также на данном этапе формируется взаимотелерантность участников образовательного процесса, педагоги находят подход к ребенку и выбирают технологию социально-педагогического сопровождения, происходит процесс ознакомления ребенка с национальной культурой и традициями. Именно педагоги образовательной организации, где обучается ребенок из семьи мигрантов и его семья играют весомое значение в социально-педагогической и психологической адаптации, а также в трансляции этнокультурной информации;

 • третий этап — направлен на реализацию единого механизма социально-педагогического сопровождения ребенка из семьи мигрантов для преодоления у него языковых барьеров, а равно формирование ценностных ориентаций с опорой на культуру и традиции своих одноклассников. Также на этом этапе происходит погружение в новые образовательные условия, преодолеваются межличностные и межгрупповые конфликты, гармонизируется отношения с преподавателями и социальными педагогами.

Таким образом, ретроспективный анализ социально-педагогической работы с детьми мигрантов позволил гипотетически определить педагогические условия социально-педагогической работы с семьями мигрантов, с детьми мигрантов, а также особенности деятельности преподавателей и педагогов образовательных организаций, где обучаются дети мигрантов. Все вышеуказанное, позволит использовать полученные научные данные в дальнейших экспериментальных исследованиях, по изучаемой проблематике.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: