Внешняя политика Часть 1

Внутренняя политика

Часть 1

1. Как назывались учрежденные при Александре Iцентральные исполнительные органы власти?

1) конференции 3) коллегии 2) министерства    4) приказы

2. Какое из названных событий произошло позжедругих?

1) создание Министерства народного просвещения 2) указ о ≪вольных хлебопашцах≫

3) отмена крепостного права в Прибалтике 4) восстановление Жалованной грамоты дворянству

3. Какое из названных событий произошло раньшедругих?

1) введение в Польше конституции         2) междуцарствие

3) открытие Царскосельского лицея         4) учреждение министерств

4. Когда в России был учрежден Государственныйсовет?

1) в 1802 г.2) в 1807 г.3) в 1810 г.4) в 1815 г.

5. Негласный   комитет — это

1) орган дворянского сословного самоуправленияв XIX веке

2) совещательный орган при императоре дляобсуждения проектов реформ

3) орган тайного политического сыска4) первое высшее элитное учебное заведение вПетербурге

6. Кто из перечисленных государственных деятелейзанимался разработкой проектов государственныхреформ в первой четверти XIX века?

1) Н.И. Панин2) В.А. Жуковский3) С.Ю. Витте4) М.М. Сперанский

7. Кто из перечисленных деятелей был автором≪Государственной уставной грамоты Российскойимперии≫?1) Н.Н. Новосильцев2) А.А. Чарторыйский3) А.А. Аракчеев4) Д.А. Гурьев

8. А.С. Пушкин вспоминал, что во время обеда уэтого человека говорил ему о прекрасном началецарствования Александра I: ≪Вы и Аракчеевстоите в дверях противоположных этого царствованиякак гении Блага и Зла≫. Какой государственный деятель представлялся А.С. Пушкину в данном случае ≪гением Блага≫?1) Н.М. Карамзин2) М.М. Сперанский3) А.Р. Воронцов4) Н.П. Румянцев

9. Прочтите отрывок из письма наследника престоласвоему учителю и определите, о какомимператоре идет речь в письме.≪Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать...Все сразу было перевернуто с ног наголову. Это только увеличило беспорядок, и без тогов слишком сильной степени царивший в делах. <...>Благосостояние государства не играет никакой ролив управлении делами; есть только абсолютная власть,которая творит все без разбора<...> мое несчастное отечество находится в положении, не поддающемсяописанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена,свобода и личное благосостояние уничтожены≫.1) Николае I2) Александре I3) Петре I4) Павле I

10. Прочтите высказывание декабриста Г.С. Батенькова и укажите имя исторического деятеля,к которому отнесена данная характеристика.≪Граф имел обширную и непреклонную волю...Деятель он был неутомимый, хотя главное его предприятие — военные поселения — общим мнением неодобрялись и были причиною неумолимого на негонегодования≫.

1) М.М. Сперанский 3) А.А. Чарторыйский2) А.А. Аракчеев 4) Н.Н. Новосильцев

11. Прочтите отрывок из Манифеста императораАлександра I и укажите название учрежденногооргана власти.≪К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении, призналиМы нужным дать образование, свойственноепространству и величию нашей империи. В порядкеГосударственных Установлений, он составляет сословие,в коем все части управления в главных их отношенияхк Законодательству соображаются и чрезнего восходят к Верховной Императорской Власти.Все Законы, Уставы, Учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются воном и потом действием Державной власти поступаютк предназначенному их совершению≫.

1) Сенат2) Государственный совет3) Синод4) Верховный тайный совет

Часть 2

1. Какие три из перечисленных мероприятий былипроведены Александром I после Заграничныхпоходов 1813-1814 гг.? Обведите соответствующиецифры и запишите их в таблицу.

1) созданы министерства2) дарована конституция Польше

3) власть Александра I ограничена парламентом4) отменено крепостное право в Прибалтике

5) введены военные поселения6) отменено крепостное право на всей территории

Российской империи Ответ:

2. Установите соответствие между именами историческихличностей и результатами их деятельности:к каждой позиции первого столбцаподберите соответствующую позицию второгостолбца.

ИМЕНА РЕЗУЛЬТАТЫ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A) М.М. Сперанский Б) Н.Н. Новосильцев B) А.А. Аракчеев Г) Н.М. Карамзин   1) основание военныхпоселений 2) подготовка проектасоздания Государственной думы и Государственногосовета 3) сочинение ≪Историигосударства Российского≫ 4) разработка ≪Уставнойграмоты Российскойимперии≫ 5) проведение реформыуправления государственнымикрестьянами

Ответ:

3. Прочтите отрывок из воспоминаний князяА. Чарторыйского и напишите название комитета, о котором идет речь. ≪Тем временем настоящее правительство — Сенати министры — продолжало управлять и вести делапо-своему, потому что стоило лишь Императорупокинуть туалетную комнату, в которой происходилинаши собрания, как он снова поддавался влиянию старых министров и не мог осуществить ни одного изтех решений, которые принимались нами в неофициальномКомитете≫.

Ответ:_______________________

4. Какие три из перечисленных положений относятсяк причинам отставки М.М. Сперанского?Обведите соответствующие цифры и запишитеих в таблицу.

1) соперничество М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцевав разработке проекта реформ

2) сопротивление реформам со стороны консерваторов

3) нерешительность Александра I

4) нежелание М.М. Сперанского продолжатьреформы

5) отсутствие готовности общества воспринятьперемены

6) враждебное отношение Александра I к Сперанскому

Ответ:

5. Какие три из перечисленных положений содержалисьв проекте М.М. Сперанского? Обведитесоответствующие цифры и запишите их втаблицу.

1) отмена сословного деления общества

2) разделение власти на законодательную, исполнительнуюи судебную

3) создание выборного учреждения — Государственнойдумы

4) учреждение Государственного совета

5) провозглашение России республикой

6) полная ликвидация прежней системы государственногоуправления

Ответ:

6. Установите соответствие между годами и событиямивнутренней политики России в первойчетверти XIX века: к каждой позиции первогостолбца подберите соответствующую позициювторого столбца.

ГОДЫ СОБЫТИЯ
А) 1802 г. Б)1803 г В) 1810 г. Г)1815 г. 1) введение в Польше конституции 2) учреждение Государственного совета 3) отмена крепостного права в Прибалтике 4) учреждение министерств 5) указ о ≪вольных хлебопашцах≫

Ответ

Часть 3

7 Прочтите отрывок из работы историка С.А. Чибиряева и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использованиеинформации из источника, а также применение историческихзнаний по курсу истории соответствующего периода.

≪По-разному складываются творческие судьбы общественныхи государственных деятелей, имена которыхвошли в историю. Один, прожив короткую блистательную жизнь, навсегда оставляет след в памяти народной. Другойостается автором одного произведения, написанногов молодости, либо создателем чего-то исключительного. Третий становится представителем и выразителем тех начал,которые, даже не осуществленные до конца, оказываютблаготворное влияние на последующую общественнуюжизнь. Последнее целиком относится к судьбеМихаила Михайловича Сперанского≫.

1. Используя знания из курса истории, назовитепричины возвышения М.М. Сперанского каксподвижника Александра I.

2. Перечислите основные положения проекта реформ, подготовленного Сперанским.

3. Объясните слова историка: ≪начала, не осуществленныедо конца≫. Что было осуществленоиз замысла Сперанского? Что так и не былореализовано?

4. В чем заключается ≪благотворное влияние≫идей Сперанского ≪на последующую общественнуюжизнь≫?

Внешняя политика Часть 1

1.Какая задача внешней политики России былаглавной в первое десятилетие XIX века?

1) борьба с наполеоновской агрессией в Европе2) борьба с Османской империей

3) ликвидация Речи Посполитой4) завоевание Северного Причерноморья

2. Тильзитский мирный договор был подписан в

1) 1803 г.    3) 1807 г. 2) 1805 г.  4) 1810 г.

3.Территория Финляндии была включена в состав Российской империи в результате войны

1) с Англией   3) с Францией 2) со Швецией      4) с Пруссией

4.Одной из причин вторжения наполеоновскойармии в пределы России стало

1) присоединение к России Финляндии2) нарушение Россией континентальной блокады

3) участие России в войне с Турцией4) получение Россией права иметь флот наКаспийском море

5.Присоединение к России Грузии в 1804 г. стало одной из причин войны с

1) Персией (Ираном) 2) Турцией  3) Дагестаном 4) Австрией

6. Бухарестский мирныйвойны России сдоговор стал итогом

1) Ираном 2) Турцией 3) Швецией 4) Францией

7. Назовите хронологические рамки Отечественнойвойны 1812 г.

1) апрель-сентябрь 1812 г.2) июнь-ноябрь 1812 г.3) июнь-декабрь 1812 г.4) август-декабрь 1812 г.

8.Какое сражение произошло после оставленияфранцузами Москвы?

1) Шевардинский бой 2) Бородинское сражение 3) Сражение на р. Березине4) Смоленское сражение

9.Какое событие произошло 26 августа 1812 года?

1) Соединение 1-й и 2-й русских армий подСмоленском2) Бородинское сражение

3) вступление наполеоновской армии в Москву4) Тарутинский бой

10.Какое решение было принято на Военном советев Филях?

1) отступить с Бородинских позиций2) дать сражение под стенами Москвы

3) оставить Москву без боя4) возобновить сражение на Бородинскомполе

11. Кто из перечисленных деятелей являлся главнокомандующимрусской армией в начале Отечественной

войны 1812 года?

1) Н.Н. Раевский2) М.Б. Барклай де Толли3) А.П. Ермолов4) П.И. Багратион

12. Кто являлся главнокомандующим русской армиейв августе — декабре 1812 года?

1) М.И. Кутузов2) П.И. Багратион3) А.П. Тормасов4) М.И. Платов

13. Генеральным сражением в ходе Отечественнойвойны 1812 года считается

1) Смоленское сражение2) Бородинское сражение3) Тарутинский бой4) Сражение при Малоярославце

14. Какое из событий произошло в период Заграничныхпоходов русской армии 1813-1814 гг.?

1) сражение при Аустерлице2) сражение под Лейпцигом

3) Шевардинскийбой4) подписание Тильзитского мира

15. В каком году был создан Священный союз?

1) 1807 г. 3) 1815 г.2) 1813 г. 4) 1818 г.

16. Священный союз был создан с целью

1) экономического сотрудничества европейскихстран, пострадавших от наполеоновской агрессии

2) политического сотрудничества европейскихстран в решении Восточного вопроса

3) сотрудничества в борьбе с революционнымидвижениями

4) расширения культурного взаимодействияевропейских стран

Часть 2

1. Прочтите отрывок из документа и напишитеимя полководца, составившего это донесение.

≪Осмеливаюсь всеподданнейше донести Вам, всемилостивейший Государь, что вступление неприятеля в

Москву не есть еще покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движениена Тульской дороге. Сие приведет меня в состояниезащищать город Тулу, где хранится важнейший оружейныйзавод, и Брянск, в котором столь же важный литейныйдвор, и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейшихнаших губерниях заготовленные≫.

Ответ

2.Установите соответствие между именами историческихдеятелей и их ролями в Отечественной

войне 1812 г.: к каждой позиции первогостолбца подберите соответствующую позициювторого столбца.

ИМЕНА РОЛЬ В ВОЙНЕ
A) Д.В. Давыдов Б) В. Кожина B) А.П. Тормасов Г) Н.Н. Раевский   1) командование 3-й русскойармией 2) командование ≪летучимармейским отрядом≫ 3) оборона Курганскойвысоты на Бородинскомполе 4) руководство крестьянскимпартизанским отрядом 5) окружение наполеоновскойармии в Москве

3. Установите соответствие между произведениямиискусства, посвященными Отечественнойвойне 1812 г., их создателями: к каждой позициипервого столбца подберите соответствующуюпозицию второго столбца.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АВТОРЫ
1) М.Ю. Лермонтов 2) А.С. Пушкин 3) В.В. Верещагин 4) К.А. Тон 5) О. Монферран A) храм Христа Спасителя в Москве Б) Александровская колоннав Петербурге B) картина ≪Наполеонна Бородинских высотах≫ Г) стихотворение ≪Бородино≫  

Ответ:

4.Установите соответствие между войнами, которыевела Россия в первой четверти XIX века, и

их результатами: к каждой позиции первогостолбца подберите соответствующую позициювторого столбца.

войны РЕЗУЛЬТАТЫ
A) война стран четвертойкоалициипротив Наполеона Б) Русско-шведскаявойна B) Русско-турецкаявойна Г) Русско-иранскаявойна 1) получение РоссиейБессарабии и рядаобластей в Закавказье 2) получение Россиейправа иметь флот наКаспийском море 3) заключение Тильзитского договора между Россией и Францией 4) включение Финляндиив составРоссии 5) присоединение Грузии к России

Ответ:

5.Какие три из перечисленных событий относятсяк внешней политике России в 1812-1825 гг.? Обведите цифры, под которыми эти события указаны, и запишите в таблицу.

1) Русско-иранская война

2) Заграничные походы русской армии

3) присоединение Финляндии к России

4) Тарутинский маневр

5) битва под Аустерлицем

6) участие России в 4-й антифранцузской коалиции

Ответ:

6. Установите соответствие между сражениями, вкоторых участвовала Россия в период 1801-1814 гг., и годами, когда они происходили: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующуюпозицию второго столбца.

СРАЖЕНИЯ ГОДЫ
A) Бородинское сражение Б) под Лейпцигом B) под Аустерлицем Г) при Фридланде   1) 1805 г. 2) 1807 г. 3) 1812 г. 4) 1813 г. 5) 1815 г.

Ответ:

Часть 3

≪Размышления Наполеона Бонапарта о причинах пораженияв России...Главные причины неудачного предприятия на Россиюотносили к ранней и чрезмерной стуже; все мои приверженцыповторяли эти слова до пресыщения. Это совершенноложно. Как подумать о том, чтобы я не знал о срокеэтого ежегодного явления в России!.. Не только зима наступилане ранее обыкновенного, но ее приход 26-го октября...был позже, нежели это ежегодно случается. Стужане была чрезмерна, потому что до Красного она измерялась от 3 до 8 градусов, а 8-го ноября наступила оттепель,которая продолжалась до самого прибытия нашего к берегамБерезины: один только день пехота могла переходитьпо льду через Днепр и то до вечера; вечером оттепель снова повредила переправу......Стужа во время кампании в Голландии в 1795 году и в Эйлавскую кампанию в 1807 году была сильнее той, котораяпродолжалась от Москвы до Березины. Но при Эйлау армия моя не расстроилась, потомучто... я мог удовлетворить всем ее нуждам. Совсем противноепроизошло в 1812 году: недостатки в пище и вовсем необходимом произвел разброд войска; многочисленныеколонны наши обратились в буйную сволочь, в которойсолдаты разных полков были чужды один другому≫.

1. В чем видит Наполеон главную причину своихвоенных неудач в России?

2. Какие другие обстоятельства выделяет французский полководец?

3. Выскажите свое отношение к подобной точкезрения.

4. Подтвердите или опровергните конкретнымифактами версию о решающей роли ≪генералаМороза≫ в разгроме Наполеона. Укажите дватри аргумента


 


Карта №1

1.Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой 2.

2.Напишите название города, где соединились армии, обозна­ченные цифрами 1 и 3.

3.Укажите имя императора, в царствование которого велась война, отражённая на схеме.

4.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из ше­сти предложенных и запишите в таблицу цифры, под которы­ми они указаны.

1)в начале войны, изображённой на схеме, противник обладал численным превосходством

2)перемещение в пункт, обозначенный цифрой 4, получило на­звание «Тарутинский марш-маневр»

3)участниками военных действий, отражённых на схеме, были А. В. Суворов и П. А. Румянцев

4)войсками противника русской армии руководил Фридрих II

5)участниками движения, районы действия которого обозначены на схеме чёрными точками, были Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин

6)общее командование войсками, действия которых обозначены на схеме чёрными стрелками, осуществлял А. Д. Меншиков

5. Напишите название сражения, о котором Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений... Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

6. Заполните пропуск: вторгшаяся в Россию неприятельская ар­мия получила в истории название «___________ армия».

7.Напишите цифру, обозначающую населенный пункт, в кото­ром русские войска встали лагерем после оставления Москвы. Ответ:_________

8. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)Одной из причин вторжения французских войск было уча­стие России в войне с Турцией.

2)Непосредственное руководство русскими войсками в начале войны осуществлял лично император Александр I.

2)Указанные на схеме военные действия длились больше года.

3)М.И. Кутузов прибыл в расположение войск в местечке Ца­рево Займите.

4)Город, обозначенный на схеме цифрой *1*. — Смоленск.

5)Партизанское движение способствовало ослаблению фран­цузской армии

 

Карта №2

1.Напишите имя российского императора, правящего в период войны, в ходе которой было осуществлено сражение, отобра­жённое на схеме.

2.Напишите название войны, в ходе которой было осуществле­но сражение, указанное на схеме.

3.Напишите год, когда состоялось сражение, указанное на схеме.

4.Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из ше­сти предложенных и запишите в таблицу цифры, под которы­ми они указаны.

1) Наполеон вторгся в пределы России летом, перейдя границу на р. Неман

2) после сражения войскам противника России удалось захватить Москву

3) сражение, обозначенное на схеме, длилось более недели

4) после сражения император России был вынужден заключить мир с Наполеоном

5) российские войска в ходе сражения понесли большие потери (более 40 тысяч убитыми, ранеными и пропавшими без вести)

6) командующим российской армии в ходе сражения, отражённом на схеме, был М. Б. Барклай-де-Толли

 

Напишите имя императора, в годы правления которого в со­став Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой II.

60 Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются вер­ными? Выберите три суждения из шести предложенных и за­пишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

7) в подготовке и подписании мирного договора, но которому в состав Российской империи вошла территория, обозначенная на схеме цифрой IV, участвовал А. С. Грибоедов

8) территория, обозначенная на схеме цифрой I, была присоеди­нена к России в результате Русско-шведекой войны

9) присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой III, произошло в 1829 г.

10) большинство текстильных предприятий, согласно схеме, нахо­дилось в центральном районе страны

11) объект, обозначенный на схеме буквой А, был первым подоб­ным объектом, построенным в России

12) промышленное освоение района, в котором, согласно схеме, отмечается наибольшая концентрация металлургических пред­приятий, началось только в первой половине XIX в.

Ответ:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: