Тема Родины и революции. Гуманизм поэта

. Своеобразный образ России создал в своём творчестве и Максимилиан Александрович Волошин.

Отрывок из поэмы М.Волошина «Россия»).

С Руси тянуло выстуженным ветром. Над Карадагом сбились груды туч. На берег опрокидывались волны Нечастые и тяжкие. Во сне Как тяжелобольной вздыхало море, Ворочаясь со стоном. Этой ночью Со дна вздувалось, нагрубало Мучительно – бесформенное чувство – Безмерное и смутное: Россия…

М.А.Волошин – человек многообразных дарований, поэт, художник, критик, исследователь. Различные аспекты творческой деятельности Волошина взаимосвязаны: в его стихах – зоркость и наблюдательность живописца, в его пейзажах – раздумья поэта о судьбах родной страны.
-
Ярко и необычно всего несколькими строчками поэт набрасывает панораму своей Родины. И вот уже встают перед нами ужасающие образы страшного, засыпанного «горьким снегом» кладбища (поэма «Россия»), костры из живой плоти («Китеж») и ледяного ветра – урагана («Северовосток»).

  • Кто же становится героем стихотворений Волошина?
Не первый раз, мечтая о свободе, Мы строим новую тюрьму. Да, вне Москвы – вне нашей душной плоти, Вне воли медного Петра – Нам нет дорог: нас водит на болоте Огней бесовская игра. Святая Русь покрыта Русью грешной, И нет в тот град путей, Куда зовёт призывный и нездешний Подводный благовест церквей. («Китеж».)

Галерея исторических персонажей в лирике М.А.Волошина – это своего рода собрание нравственных уродов, душевных калек, деспотов, безумцев. Всё это напоминает некое царство безумия и абсурда..

Россия, по мнению М.Волошина, - это страна странных, мистических повторений. Её история – это не развитие, не изменение, не путь, а нескончаемое повторение одного и того же, «кружение» на одном месте.

Что менялось? Знаки и возглавья.
Тот же ураган на всех путях:
В комиссарах – дурь самодержавья,
Взрывы революции в царях. («Северовосток».)

  • Иистория России, по Волдошину, представляет «кружение» на одном месте.

Всё идёт по кругу, всё повторяется. Тем не менее это движение вперёд. Развитие происходит по спирали, но на более высокой ступени. Так, Петра I поэт считает «первым большевиком», потому что подобно большевикам, он хотел «Россию перебросить…» сразу через сотни лет развития, не считаясь с реальностью:

Он, как и мы, не знал иных путей,
Опричь указа, казни и застенка,
К осуществленью правды на земле…

В одном из писем 1919 г. М.Волошин признавался: «Пишу стихи исключительно на современные темы – о России и революции». И далее: «…развёртывающаяся историческая трагедия меня глубоко захватывает». Всё это очень напоминает Волошину хаос. Как выжить в подобных условиях? Здесь на помощь приходит Вера. Именно она помогает выжить в сложившейся ситуации. Россия, охваченная пламенем революции, представляется поэту подобной Неопалимой Купине.

 «Революция ударила по его творчеству, как огниво по кремню, и из него посыпались яркие великолепные искры», - писал В.Вересаев. Волошин принял её без иллюзий: как тяжкую неизбежность, как расплату за грехи прогнившей монархии. «Революция наша оказалась не переворотом, а распадом, она открыла период нового Смутного времени», - писал он летом 1919 года. Но одновременно с этим заявлял, что Россия представила «единственный выход из того тупика, который окончательно определился и замкнулся во время Европейской войны» («Россия распятая», 1920 г.)
В лирике Волошина постоянно ощущается, что какой-то Рок тяготеет над Россией, как будто какой-то бес кружит по болоту, поэтому демоны, бесы, бесовская игра – любимые образы поэта, когда он пишет о России.

 

)

…Мы углубили рознь противоречий За двести лет, что прожили с Петра: При добродушьи русского народа, При сказочном терпеньи мужика, - Никто не делал более кровавой И страшной революции, чем мы. При всём упорстве Сергиевой веры И Серафимовых молитв, - никто С такой хулой не потрошил святыни. Так страшноне кощунствовал, как мы. При русских грамотах на благородство, Как Пушкин, Тютчев, Герцен, Соловьёв, - Мы шли путём не их, а Смердякова – Через Азефа, через Брестский мир.

Поэт видит причину наших бед в нас самих. И пока мы таковы, ничто не может измениться

Всё то страшное, абсурдное, что происходило на его глазах в России, не заставило поэта отвернуться от своей родины. Он верит в свою страну, любит её, хочет остаться с ней до конца. В 1918 году, в разгар революционных безумий, Волошин пишет стихотворение «Из бездны».

 

Свою любовь к родине поэт доказал жизнью. Когда весной 1919 г. к Одессе подходили григорьевцы и А.Н.Толстой звал Волошина ехать с ним за границу, Максимилиан Александрович ответил: «Когда мать больна, дети её остаются с нею». Не поддался он соблазну и в ноябре 1920 г., во время «великого исхода» из Крыма, перед вступлением туда войск Фрунзе. И в январе 1921 г., пройдя через все ужасы красного террора, при наступающем голоде, продолжал стоять на своём.)

…»

Поэт верил, что выпавшие на долю страны испытания, посланы свыше и пойдут ей на благо:

Из крови, пролитой в боях, Из праха, обращённых в прах, Из мук казнённых поколений, Из душ, крестившихся в крови, Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. («Заклинание», 1920 г.)
  • Волошин верит в праведную Русь, в особую миссию России, в её особое предназначение.

                         

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: