Бланк ответов к практической работе

Практическая работа № 1.

Дата занятия: 04.04.2020 г.

Тема. Функциональные стили речи. Лексико-грамматические особенности официально-делового стиля.

Цель: повторение, закрепление, обобщение изученного о функциональных стилях речи, лексико-грамматических характеристиках официально-делового стиля.

Содержание работы

Уважаемые студенты!

Перед выполнением работы рекомендую обратиться к обобщающей таблице и  справочным материалам, которые прилагаются к заданиям. Обращаю ваше внимание на то, что переписывать задания и предложения из упражнений не нужно! Вы вносите правильные ответы в бланк (находится в конце файла с заданиями) согласно приведенным образцам.

Желаю успехов!

Упражнение 1. Сравните 5 текстов на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Определите, к какому стилю относится каждый текст. Устно обоснуйте Ваш ответ. Правильные ответы внесите в бланк ответов.

* При возникновении трудностей в определении стилей рекомендуется обратиться к справочным материалам, прикрепленным к файлу с практическими заданиями (приложение 1).

Т е к с т 1. Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром...

Т е к с т 2. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала все бы­ло тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой сили­щей, что весь наш домишко задрожал...

Текст 3...Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с кор­нем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молний,

Т е к с т 4. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малей­шего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, еще не скры­тое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспы­хивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небоск­лон…

Текст 5. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуно­чи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

 

Упражнение 2. Запишите по пять примеров, относящихся к лексике функциональных стилей. Внесите ответы в бланк ответов.

Образец: Научный стиль: молекула, глагол, диафрагма, синтагма, косинус.

Упражнение 3. Раскрывая скобки, выберите подходящие сло­ва; свой выбор устно обоснуйте, при наличии вариантов укажите раз­личия.Правильные варианты ответов занесите в бланк.

* При возникновении трудностей в выборе подходящих по смыслу паронимов обратитесь к словарю лексической сочетаемости слов, словарю паронимов, приложению 2.

1.Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них (особое значение, особенную значимость, особенную значи­тельность).                   2. Люди простодушные принимают (желаемое, желатель­ное) за действительное. 3. Автор брошюры не приводит никаких (обоснований, оснований) для своих выводов. 4. Несколько раз в течение суток по радио производится (поверка, проверка) времени. 5. В толковых словарях даются различного рода стилистические (пометы, пометки). 6. Многим студентам нашей группы (представи­лась, предоставилась) возможность принять участие в диалектоло­гической экспедиции. 7. Предложенное в статье решение кажется (проблемным, проблематичным). 8. С героем фильма постоянно про­исходят какие-то (романтичные, романтические) истории. 9. Ре­дактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые (стилевые, стилистические) поправки. 10. Утвержден (статус, статут) новой ор­ганизации, объединяющей любителей природы. 11. Работа написана простым языком, сразу уясняется (существо, сущность) вопроса. 12. Идеалом счастья Обломов считал (сытую, сытную) жизнь.

Упражнение 4. Определите уместность использования иноя­зычной лексики, исправьте предложения, произведя, где нужно, синонимические замены. Правильные ответы внесите в бланк согласно образцу.

1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либе­ралами, относились индифферентно к вопросам религии. 2. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 3. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее больше импонирует ее внешности..4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, нас­колько лимитируются финансовые расходы. 5. На последних фут­больных соревнованиях заводская команда потерпела фиаско. 6. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфорта­бельного лайнера. 7. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 8. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 9. В качестве свидетелей в суде фигурировали самые разнообразные люди. 10. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика.

Упражнение 5. Прочитайте данные слова и словосочетания. Выпишите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, обвинительный приговор, поставить на вид, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.

Упражнение 6. Ответьте на вопрос так, чтобы Ваш ответ являлся регламентом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Образец: Можно ли фотографировать экспонаты в музее? – Фото и видеосъёмка в музее строго запрещены.

 

1. Шьют ли в ателье из их материала?

2. Можно ли в метро заниматься коммерцией?

3. Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

4. Можно ли ездить в автобусах и троллейбусах в спецодежде?

5. Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?

Упражнение 7. Прочитайте предложения, взятые из разговорной речи. Найдите в них канцеляризмы и замените их словами, соответствующими разговорному стилю речи.

Образец: Преподаватель внёс отметку в ведомость. – Преподаватель выставил отметку в ведомость.

1. Я приобрела для сына настольную игру. 2. Заводная обезьянка вышла из строя. 3. В одном доме со мной проживает известный поэт. 4. В данный момент я готовлюсь к экзаменам. 5. Моя подруга получила жилплощадь. 6. Мы с женой никогда не конфликтуем. 7. В нашем зеленом массиве так много грибов и ягод.

Упражнение 8. Прочитайте предложения, взятые из деловых бумаг, найдите лексические ошибки, определите характер и исправьте их. Правильные варианты предложений впишите в бланк.

1. Гражданка Н.Ф. Сидорова обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько лимитируются финансовые расходы. 5. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.

 

 

БЛАНК ОТВЕТОВ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: