Набор обучающих средств

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема 10. Бессоюзное сложное предложение

 

Цели: актуализация знаний о синтаксических нормах русского литературного языка. Формирование навыков использования ССП и БСП в речи.

 

Содержание программы в соответствии с целями:

1. Бессоюзное сложное предложение

2. Смысловыеотношения между частями, входящими в его состав.

2. Классификация бессоюзных предложений.

3. Пунктуация в бессоюзном сложносочиненном предложении.

4. Пунктуация в бессоюзном сложном предложении.

 

Источники информации:

    1.Буторина Е.П., Евграфова С.М. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – 2-е изд.; исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2015. – 288 с.

2. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: учебник/Н.В.Кузнецова. – 3- изд. – М.: ФОРУМ, 2015. – 368 с. – (Профессиональное образование).

Информационные ресурсы:

1. http://www.gramota.ru

2. http://www.rus-ege.com

3. http://www.gramma.ru

4. http://www.rm.kirov.ru

5. http://www.ruscorpora.ru

6. http://dic.academic.ru

 

   Для проверки полученных знаний курсантам и студентам необходимо ответить на вопросы согласно целям и содержанию обучения:

1. Что такое сложное предложение?

2. Какими бывают сложные предложения?

3. Дайте определение бессоюзного сложного предложения.

4. В каких случаях в БСП ставится точка с запятой?

5. Расскажите о случаях постановки тире в БСП.

6. В каких случаях в БСП ставится двоеточие?

 

Краткие методические указания к практическому занятию № 10

Набор обучающих средств

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

Запятая ставится между предикативными частями бессоюзного предложения, если они тесно связаны по смыслу, взаимозаменяемы, объединены между собой интонацией перечисления, не распространены или недостаточно распространены. Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. Метель не утихала, небо не прояснялось.
Точка с запятой ставится: – если части бессоюзного сложного предложения несколько отдалены друг от друга по смыслу, значительно распространены и имеют внутри себя запятые (точка с запятой конкретизирует границы предикативных частей в сложном предложении, если на стыке их имеются отделенные запятой осложненные компоненты). Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля..

Двоеточие обычно ставится в бессоюзных сложных предложениях с односторонним смысловым отношением частей, при котором первая предикативная часть нуждается в распространении, конкретизации, а вторая часть характеризует (поясняет, дополняет, обосновывает) содержание первой. Этому способствуют и особенности интонации этих предложений, в которых между частями делается интонационная пауза, предупреждающая о продолжении высказывания. При этом каждая часть может состоять из одной или нескольких предикативных единиц, объединенных союзной или бессоюзной связью.

Следовательно, двоеточие ставится между двумя частями бессоюзного предложения:

– при пояснительных отношениях, если вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой (между такими частями обычно можно вставить пояснительный союз а именно).

– при изъяснительных отношениях, если в первой структурно неполной части с помощью глагола речи, мысли, восприятия (говорить, сказать, думать, понимать, чувствовать, видеть, слышать и под.) или другого предикатива, выступающего в роли сказуемого, делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-нибудь описание во второй части, восполняющей содержание первой. При этом первая часть произносится с «неспокойным» понижением тона, сигнализируя о незавершенности высказывания и необходимости распространения сказуемого. Вторая часть таких конструкций может быть преобразована в придаточную изъяснительную с союзом что.

Надо учитывать, что в данных конструкциях сказуемое первой части может быть выражено глаголом действия, сопутствующего восприятию (выглянуть, оглянуться, посмотреть, прислушаться), а сам глагол восприятия отсутствует, но может быть восстановлен после глагола действия в качестве однородного сказуемого.

– при отношениях обоснования, когда вторая часть указывает причину, основание того, о чем говорится в первой части, интонационно подчеркиваются причинно-следственные отношения между ними, в результате чего вторая часть может быть преобразована в придаточное предложение с подчинительным союзом потому что, так как, поскольку и др.

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями, фонари светили тускло, улицы были пусты. Погода была хорошая: морозило и тихо. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. ( Я выглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания. Печален я: со мною друга нет... Я это сделаю так: выкопаю возле самого камня большую яму... Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой. взглянул на Батурина: поймет ли? Не заглядывая вдаль, так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.
 
– если в первой части бессоюзного предложения имеются слова так, такой, таков, одно, конкретное содержание которых раскрывается во второй части. – при выражении прямого вопроса во второй части бессоюзного сложного предложения.  
Тире ставится в бессоюзных сложных предложениях с двусторонним отношением частей, выражающих взаимообусловленные действия и произносимых с интонацией обусловленности или резкого противопоставления, то есть интонацией незаконченности при произнесении первой части, повышения тона на ней и понижения на второй части с заметно выдержанной паузой между частями. С учетом изложенного тире между частями бессоюзного соединения ставится в следующих случаях: – если во второй части выражается неожиданное действие или содержится указание на быструю смену событий (между частями можно вставить союз и). – если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой (между такими частями устанавливаются противительные отношения обычно с компонентом-отрицанием в первой части, отношения подчеркнутого несоответствия или сопоставления, а между частями можно вставить противительный союз а, но, однако). - если вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить слово поэтому или заменить ее придаточной частью следствия с союзом так что). - если первая часть указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части (она может быть заменена придаточной частью условия с союзом если). - если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (она может быть преобразована в придаточную времени с союзом когда). - если вторая часть выражает сравнение с тем, о чем говорится в первой части (ее можно заменить придаточной сравнительной). - если вторая часть с изъяснительным значением является неполной, а также при эллиптическом строении частей бессоюзных соединений. - если вторая часть образует присоединительное предложение, содержит не основную информацию, а дополнительную с пояснительным, причинным оттенком значения, а первая часть представляет в большей мере самостоятельное сообщение (присоединительная часть может начинаться местоименными словами это, так, такой). Причем при наличии слова это или при возможности его введения перед присоединительной частью может ставиться запятая и тире как единый пунктуационный знак. Дунул ветер – все дрогнуло, ожило и засмеялось. И только взялся Сережа за рог, гляжу – Анчар к нам бежит по лощине. Не сумку у Мишки украли – последнюю надежду похитили. Не кукушки загрустили – плачет Танина родня. Я умираю – мне не к чему лгать. Лейтенант быстро взял штурвал на себя – «ястребок» резко взмыл кверху. Любишь кататься – люби и саночки возить. (посл.) Нравится рисовать – рисуй на здоровье, никто не запрещает. Прилетели зяблики – лес ожил. Лес рубят – щепки летят. (посл.) Ехал сюда – рожь начинала желтеть. (Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому. Молвит слово – соловей поет Он говорит – болен. Я глянул – селедка Широкий подъезд был совершенно пуст, – это казалось мне странным. В саду, в горах листвы сверкали белые и небольшие лампочки, – было похоже на иллюминацию.!

                                             ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ    

3адание 1. Спишите, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите БСП и укажите их грамматические основы.

1.На свете так бывает  коль в нужду попадёш_  отвечай сам  сунеш_ся к друз_ям  начнут советовать и вкос_ тебе и впрям_  а чут_ о помощи на деле заикнёш_ся  то луч_ший друг и нем и глух. 2.Хочеш_  оста-неш_ся век мужиком а сможеш_  под небо взов_ёш_ся орлом. 3.С кем поведёш_ся  от того и наберёш_ся. 4.Посееш_ ветер  пожнёш_ бурю. 5.Отре__те кусок хлеба и нама__те его маслом. 6.Взвес_те все доводы. 7.Назнач_те собрание. 8.Ему приходит_ся прятат_ся. 9.Где трудно дышит_ся  где горе слышит_ся  бу__ первый там. 10.Сер_це так и просит_ся спрятат_ся в этот забытый всеми уголок. 11.Он не мог успокоит_ся. 12.Вып_еш_ чайку  позабудеш_ тоску. 13.Собака начала крас__ся зачуяв дич_. 14.Как только разда__ся сигнал  выключиш_ станок.15.Вот-вот может раздат_ся выстрел. 16.Каждому должно воздат__ся по его за-слугам. 17.Берёза кудрявит_ся. 18.Заблуждат_ся  ваше право. 19.(Не) надо торопит_ся.

3адание 2. Спишите, расставляя з наки препинания. Составьте схемы БСП.

1. Все мы хорошо знаем солнце встает на востоке садится на западе. 2. Мой друг ведёт здоровый образ жизни мне хорошо это известно. 3. Для успешного выполнения контрольной работы важное значение имеет подготовка не подготовишься не выполнишь. 4. 3доровый образ жизни базируется на нескольких факторах человек должен иметь возможность дышать свежим воздухом ему нужна чистая свежая вода еда должна содержать все полезные элементы также человеку необходимы физические упражнения. 5. Лечит человека не лекарство лечит вера в себя. 6. Свидетели ведут себя по-разному одни сидят испуганно молча другие экспрессивно и путанно высказываются жестикулируя третьи четко и подробно формулируют увиденное и услышанное. 7. Будут готовы результаты экспертизы можете вызывать потерпевшую. 8. Часто мы можем наблюдать следующее человек говорит много и уверенно а ему никто не верит. 9. Солдаты сняли с себя амуницию идти стало легче. 10. Смотрите в окно там идут колонны демонстрантов.

Задание 3. Из простых предложений составьте по три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи (тире, двоеточие, точку с запятой):

1) На месте преступления обнаружены следы животного...

2) Курсант Петров подготовился к занятию....

3) События разворачивались молниеносно...

 

Задание 4. Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

 

Задание 5. Составьте и з апишите предложения, соответствующие схемам:

1. [ ]: [ ], [ ].

2. [ ], и [ ].

3. [ ]  и [ ].

4. [ ]; [ ]; [ ].

5. [ ] -  [ ].

 

Домашнее задание:

Задание 1. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Задание 2. Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).

Тесты

Время выполнения 10 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: