Петька на даче» Л. Андреева

Мохова Лада 19ИПД1

Тема детства в прозе конца XIX – нач. XX века

Петька на даче» Л. Андреева

- Социальная заостренноть

Рассказы Андреева - всегда трагичны, в них нет выхода и нет света. Писатель никогда не приукрашивает действительность, но тем страшнее. Андреев хотел показать своим рассказом, насколько поражено общество, в котором дети, выполняющие обязанности взрослых, напрочь лишены самого важного - детских радостей. Проблема в том, что они, не имевшие детства, скорее всего, не смогут самореализоваться в жизни, эти дети из колыбели, минуя стразу три ступени взросления - детство, отрочество и зрелость, проваливаются в бездну старости - неподготовленную, глухую и беспросветную, их старость будет уныла и убога, поскольку лишена всего, даже воспоминаний. Именно поэтому автор отмечает, что главный герой в юном возрасте имеет морщины: «Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.». В этом рассказе поднимается проблема социального расслоения в обществе, неблагополучный финал еще раз заостряет внимание на ее серьезности. Автор также поднимает рассказе важную социальную проблему своего времени: бедные дети, лишенные радостей детства. Автор указывает на то, что проблема весома и ее нужно решать.

 

- Психилогизм в изображении персонажей

Петька - мальчик лет десяти, самый маленький служащий парикмахерской Осипа Абрамовича, у которого он работает три года без единого выходного дня. Худенький ребёнок с морщинками на лице и со стриженной головой, на какой образовались непонятого вида отвратительные струпья; страшно грязный и вечно сонный, безразлично взирающий на окружающий мир. На даче он постепенно превращается в обычного мальчугана, которому всё вокруг интересно, и это незамедлительно отразилось и на его внешности - прибавил в весе, морщинки исчезли, но в конце все возвращается вновь.

 

Николка - невысокий тринадцатилетний подросток, какой так же, как и Петька находился в услужении у Осипа Абрамовича. Сирота. Должен был вот-вот получить повышение - стать подмастерьем. Поэтому старался вести себя так, как взрослые того круга, с которыми он общался в данном третьеразрядном заведении - курил и сплёвывал через зубы, ругался и сочинял различные небылицы о своих похождениях с подмастерьями - Прокопием и Михайлом. Однако оставаясь один на один с Петькой, мальчик становился попроще, и часто ему рассказывал об особенностях мужских причёсок. А то с какой тоской он смотрел на нетерпеливо тянущего за руку свою мать Петьку, когда она забирала его в Царицыно, говорит о том, что он тоже в душе ещё ребёнок, и мечтает хоть на несколько дней вырваться из оного мрачного, унылого места.

 

кухарка Надежда - мать Петьки. Одинокая женщина, которая считала своего сына дурачком, но всё же надеялась, что он когда-нибудь сможет стать парикмахером, и будет заботиться о ней в старости. Любила ли она своего сына или кроме эгоистического интереса к нему ничего не испытывала? Трудно сказать... По-видимому всё же материнское сердце ощущало боль, когда она навещала Петьку в парикмахерской, ведь не зря же в конечном итоге Надежда устроила ему небольшие каникулы.

 

Осип Абрамович — парикмахер, его характеристику автор раскрывает глазами посетителя: «...странное и как будто косое, и подмечал быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота. Если его брил не сам хозяин Осип Абрамович, а кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михайла, то шепот становился громким и принимал форму неопределенной угрозы: — Вот погоди! Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воду и его ждет наказание. «Так их и следует», — думал посетитель, кривя голову набок и созерцая у самого своего носа большую потную руку, у которой три пальца были оттопырены, а два другие, липкие и пахучие, нежно прикасались к щеке и подбородку, пока туповатая бритва с неприятным скрипом снимала мыльную пену и жесткую щетину бороды...». Также можно сказать, что Осип Абрамович не умел поддерживать порядок в мастерской: «В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи <…> В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи.».

 

- Особенности композиции

Композиция рассказа закольцована. Начало и конец практически одинаковы: Петя исполняет рутинную работу в парикмахерской, а за окном пьяная ругань мужчин и женщин. После того, как мальчик вернулся с дачи, его снова поглотил город, словно маленькую жертву. Почему герой снова возвращается к прежней безрадостной жизни? Потому что ему никто не хочет помочь. Барин, владелец дачи, сочувствует мальчику, но на деле никак не помогает. Автор показывает, что ничего в жизни таких детей не изменится, пока общество не начнет действовать, а не просто жалеть.

 

- Реалистичность изображения

Главный герой Петька не знает никаких радостей с тех пор, как стал учеником у парикмахера. Но не только труд истощает ребенка, но и окружающая обстановка.

Автор создает образ города при помощи описания парикмахерской и вида из окна.

Писатель очень детально описал парикмахерскую. Помещение было очень грязным и вульгарным, оно было пропитано запахом дешевых духов и все казалось здесь грязным: руки, простыни и самы мысли людей. Особое внимание автор обращает на зеркала: одно было треснуты, а другое искожало все, что отображало. Я считаю данная художественная деталь символизирует искожение жизненных ценностей горожан. За окном была не менее печальная картина: деревья были все покрыты в пыли, солнце безжалостно нагревало воздух и казалось как-будто все в копоти, на улицах были частые драки, руганья женщин и мужчин. Страдали не только люди, но и природа.

Противоположностью этому грязному городу является дача. Она поразила героя. Мальчик еще никогда не видел такой прекраснной и незагрязненной природы: «...и все здесь для него было поразительно ново и странно: и то, что можно видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удивительно ясным и широким, точно с крыши смотришь.».

Автор дает два портрета главного героя: в городе и на даче. Когда Петька жил в городе, он постоянно хотел спать, его лицо прорезали тонкие морщинки, словно он был уже стариком. 

Но он меняется, как только Петька покидает город и приезжает на дачу. Даже морщины на лице разглаживаются. А в глазах появляется детская радость. Просто герой почувствовал себя счастливым в месте более подходящем для ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: