Практическая работа 1. Расчет лебёдок.
Цель работы: решить задачу подъема грузов на строительном объекте при помощи подъемника при условии, что на строительстве есть подъемник без лебедки и отдельно лебедка без двигателя; проверить пригодность лебедки для подъемника и подобрать к ней канат и двигатель.
Исходные данные:
Вес груза: 1200 даН
Скорость подъема: Vпод=1 м/с
Высота подъема: Н=60 м.
Лебедка электрореверсивная Л-3002
Паспортное тяговое усилие 3000 даН
Размеры барабана:
диаметр 273 мм,
диаметр по ребордам 450 мм,
длина 500 мм.
Тип подъемника – мачтовый.
Вес грузовой площадки 300 даН.
Коэффициент полезного действия передач:
лебедки 0,75; блока 0,96.
Методика расчета.
Рисунок 1. Схема запасовки каната. 1 – груз; 2 – блоки; 3 – лебедка. |
1. Чертим схему запасовки каната подъемника (рисунок 1). Определим коэффициент полезного действия блоков hобщ = hnбл,
где hбл – КПД одного блока;
n – количество блоков.
Таким образом:
hобщ = 0,963=0,88
2. Подбираем стальной канат. Аналитическое выражение этого условия:
|
|
R/Pк ³ k,
где Pк – максимальное рабочее усилие в канате подъемника;
k – коэффициент запаса прочности каната.
Pк = Qрасч/hобщ=(1200+300)/0,88=1704,55 даН,
где Qрасч – расчетный вес груза и грузовой платформы, даН.
По нормам Госгортехнадзора запас прочности канатов строительных подъемников с машинным приводом должен быть не менее 5. Требуемый диаметр каната и все его данные выбираем по ГОСТ 2688-80 на основании подсчитанного разрывного усилия каната (таблица 3).
Диаметр выбранного каната должен быть не более 1/16...1/20 диаметра барабана лебедки.
Т.е. диаметр выбранного каната должен находиться в промежутке от 14 до 17 мм.
Принимаем канат по ГОСТ 2688-80, канат типа ЛК - Р, 6х19 + 1
dкан =15 мм, тогда R=10250даН.
R/ Pк=10250/1704.55=6.01>5 условие выполнено, канат подобран верно
3. Вычисляем канатоемкость барабана лебедки (рисунок 2) по формуле
L=πlm*(d’бар+mdбар)/dкан=3.14*0.5*3.9*(0.45+3.9*0.273)/0.015=618,3м
где l – длина барабана, м;
m – возможное количество слоев навивки каната на барабан;
dбар – диаметр барабана лебедки, м;
dкан – диаметр каната, м.
Возможное количество слоев навивки определяем по диаметрам реборды барабана, барабана и каната с учетом запаса выступа реборды для предотвращения схода каната:
m=(d’бар- dбар)/2dкан -2=(450-273)/2*15 – 2=5.9-2=3.9
где d`бар – диаметр барабана лебедки по ребордам.
При выборе лебедки исходим из того, что на ее барабан надо вместить канат длиной Т:
T = H + 2p(dбар + dкан)=60+2*3,14*(0,273+0,015)=61,81 м,
где H – максимальная высота подъема груза;
2p(dбар + dкан) – не сматываемые витки на барабане.
Пригодность лебедки по канатоемкости определяем из условия
|
|
T < L.
61,81 м < 618.3 м
Рисунок 2. Схема к определению канатоёмкости лебедки. |
4. Определяем требуемую мощность двигателя
Nдв=1704,55*1/(102*0,75)=22,28 кВт.
где Pк – наибольшее усилие в канате, даН;
Vпод – скорость подъема груза, м/с; hлеб –КПД лебедки.
По вычисленной мощности выбираем в каталоге подходящий асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором общего применения в защитном исполнении.
Тип А-82-8,
Номинальная мощность, 28 кВт
Скорость вращения, 730 об/мин
5. Проверяем общее передаточное число редуктора лебедки по формуле
Iобщ=730*3,14*0,273/(60*1)=10,43
Практическая работа 2. Определение сменной производительности башенного крана.
Цель работы: в конкретных условиях работы башенного крана определить его производительность.
Исходные данные:
Характеристика изделия: Внутренние стеновые панели
Маркр: В7-2Л
Вес 1,6 т
Высота 2,68 м
Длина стропов 4 м
Строповка элементов 1,5 мин
Удержание элемента при монтаже 7,5 мин
Расстроповка элемента 0,5 мин
a=12 м, b=50 м, c=7 м, d=25 м, l=12 м, Н=20 м
Методика расчёта
1.Выбираем основные параметры крана (рисунок 2.1) и определяем коэффициент его использования по грузоподъемности. Требуемую высоту подъема крюка определяем суммированием:
а) заданной высоты уровня этажа; б) длины стропов; в) размера изделия; г) высоты подъема груза над уровнем монтажа hзап. По условиям техники безопасности величину hзап принимаем 3 м. В соответствии с выбранной высотой подъема крюка по таблице 6 находим вылет стрелы и грузоподъемность крана на этом вылете.
Hтреб=20+3+2,68+4=29.68 м.
Принимаем кран КБ-160.4 с высотой подъема крюка 59,5 м:
Вылет стрелы 25 м;
Грузоподъемность 3 т;
Полный вес крана 49,5 т;
Мощность двигателя 58,0 кВт;
Скорость подъема и опускания груза 40 м/мин;
Скорость поворота стрелы 0,6 об/мин;
Скорость передвижения крана 19,7 м/мин.
2. Коэффициент использования крана по грузоподъемности
kг = G/Q=1,6/2,67= 0,59
где G – вес монтируемого элемента;
Q – грузоподъемность крана при выбранном вылете стрелы.
Вылет стрелы находим как сумму a+K=12+5=17м, где расстояние K от оси подкранового пути до здания и склада можно принимать 4...5 м.,
Этот коэффициент характеризует степень загрузки крана при подъеме заданного груза в конкретных условиях его работы.
Рисунок 3. Схема рабочей зоны крана. а – план; б – профиль. |
Таблица 6
Технические характеристики башенных кранов
4. определяем продолжительность операций рабочего цикла крана.
t1 – строповки монтируемых элементов;
t2 – подъема этих элементов до нужного уровня;
t3 – поворота стрелы крана;
t4 – перемещения крана по рельсовому пути;
t5 – опускания груза до уровня монтажа;
t6 – удержания монтируемого элемента во время установки, закрепления, подливки раствора, выверки положения и других операций;
t7 – расстроповки монтируемых элементов;
t8 – подъема крюка с грузозахватным приспособлением над уровнем монтажа;
t9 – возвратного поворота стрелы;
t10 – возвратного перемещения крана;
t11 – опускания крюка с грузозахватным приспособлением;
Продолжительность ручных операций t1, t6, t7 принимаем по нормативным данным (см. таблицу 5), а длительность остальных операций вычисляем приближенно по установившимся скоростям движения крана, без учета периодов разгона и торможения:
продолжительность подъема
t2=60*(20+3)/(40)=34.5 c
где Vпод – скорость подъема, м/с;
рабочий поворот
t3=60*1,24/(2*3,14*0,6)=19,75 с
где aср – средний рабочий угол, рад;
n – скорость поворота, об/мин.
Средний рабочий угол поворота находим по схеме рабочей зоны крана (см. рисунок 3) графическим или аналитическим способом по формуле
αср=arcsin((5+7/2)/17)+ arcsin((5+12/2)/17)= arcsin(0,5)- arcsin(0,65)
αср=30+41=71ͦ =1.24 рад
|
|
где R – расчетный вылет стрелы.
Время перемещения крана по рельсовому пути
t4=60*27,39/40=41,09 с
где Lпер – средний путь перемещения, м;
Vпер – скорость перемещения, м/с.
Средний путь перемещения Lпер принимаем равным расстоянию между центрами рабочих зон склада и здания или определяем его графически или аналитически по формуле
𝐿пер=(𝑏+𝑑)2−𝑙+𝑅(𝑐𝑜𝑠𝛼1−𝑐𝑜𝑠𝛼2)=(50+25)/2−12+17(𝑐𝑜𝑠0,5−𝑐𝑜𝑠0,65)=
=37,5-12+17*(0.866-0.755)=27.39 м;
Опускаем груз до уровня монтажа
t5=60*3/40=4.5 c
где Vоп – скорость опускания, м/с.
Продолжительность подъема крюка со стропами над уровнем монтажа
t5= t8=4.5 c
Длительность остальных операций определяем аналогично:
t11=t2=34.5 c
5. Вычисляем длительность рабочего цикла крана. При работе без совмещения операций рабочий цикл крана равен сумме времени всех операций: tц = St. Для повышения производительности крана некоторые операции можно совмещать (например подъем и перемещение груза). В этом случае при подсчете длительности рабочего цикла учитывают только наиболее длительную из совмещаемых операций:
tц=60+34,5+19,75+41+4,5+450+30+4,5+19,75+41 +34,5=739,5 с
tцсовм. = t1 + t2>(4) + t3 + t5 + t6 + t7+ t8 +t9 + t10>(11).
tцсовм.=60+41 +19,75+4,5+450+30+4,5+19,75+41=670,5 с
Рисунок 4. Примерные схемы построения рабочего цикла. а – без совмещения; б – при совмещении операций. |
Вычисление длительности циклов (не совмещенного и совмещенного) надо иллюстрировать выполнением в масштабе схемами (рисунок 4).
6. Определяем сменную производительность крана для совмещенного и не совмещенного циклов по формуле
Псм = ТQkгkвn=8*2,67*0,59*082*3600/739,5=50,31,
Псмсовм=8*2,67*0,59*082*3600/670,5=55,48
где Т – продолжительность смены, ч;
Q – грузоподъемность крана при данном вылете стрелы, т;
kг – коэффициент использования крана по грузоподъемности;
kв = 0,82-0,83 – коэффициент использования крана по времени на протяжении смены;
n = 3600/tц – число рабочих циклов крана в час. Здесь tц – средняя длительность рабочего цикла, с.
Как мы видим, сменная производительность крана совмещенного и не совмещенного циклов не сильно отличаются. Производительность совмещенного цикла выше.
|
|