Порядок проведения работ с карточками, состоящими из предложений

Методики оценки умственной работоспособности у студентов

Методика оценки умственной работоспособности с помощью карточек, состоящих из предложений

Цель работы: оценить умственную работоспособность студентов с помощью карточек, состоящих из предложений.

Оборудование: карточки с отпечатанными заданиями, стандартные листы бумаги, секундомер.

Ход выполнения работы: В зависимости от направления подготовки студентов для выполнения этой работы можно взять карточки, в которых предлагается работа с литературным текстом или карточки, в которых предлагается решение задач.

Порядок проведения работ с карточками, состоящими из предложений

До начала урока или в самом его начале студентам раздают карточки и проводят инструктаж о предстоящей работе. Карточки включают в себя два типа заданий: предложения, из которых нужно выписать слова с орфограммами и столбец отдельных слов с безударными гласными в корне, к которым предстоит подобрать проверочные слова. К правой стороне карточки предварительно прикрепляют канцелярскими скрепками стандартный лист бумаги, в верхней части которого наблюдаемый записывает свою фамилию и группу. Лист должен быть разлинован соответственно разделению текста в карточке на отдельные предложения или слова (таблица 1).

ПРОБА 1. Выполнение работы начинается по команде проводящего исследование с одновременным включением секундомера и продолжается в течение 1 минуты. В начале занятия обследуемому предлагается, используя карточку 1, выписывать на стандартный лист из предлагаемых предложений слова, содержащие орфограмму «Буквы И-Ы после Ц». Например, из предложения «Я помню блеск изменчивой столицы» выписывается на чистый лист, прикрепленный к карточке, на строчке, соответствующей расположению этого предложения, слово «столицы».

Затем задание усложняется. В него вводится условный тормоз. Студентам предлагается к каждому из слов в карточке, кроме оканчивающихся на «ся», подобрать и написать справа слово, в котором безударная гласная корня произносится под ударением. Например, к слову «дарить» в карточке записывают слово «дар», но пропускают слово «увлекаться», как оканчивающееся на «ся». Работу следует производить в течение 1 минуты.

За 5 минут до конца занятия (или через 40 минут после окончания первой пробы) следует провести пробу

ПРОБА 2. Раздать обследуемым карточки 2 (таблица 3) с прикрепленным к ним в правой стороне стандартными листами бумаги. После записи фамилии и номера группы обследуемые должны выписывать из представленных на карточке предложений слова с орфограммой «Буквы Е-Ё после Ч». Работу следует выполнять по команде в течение 1 минуты. Усложненную часть задания (с дифференцировочным условным тормозом), также выполнять в течение 1 минуты, аналогично первой пробе: против каждого слова с безударной гласной, кроме оканчивающихся на «ся», записать проверочное слово.

Оценка результатов. По окончании работы необходимо собрать листы, заполненные обследуемыми при выполнении заданий, разложить их соответственно пробам и пронумеровать. Для правильной оценки результатов работу каждого обследуемого надо сравнить со стандартной карточкой по первой и второй пробам, в которой представлен текст, соответствующий правильному и полному выполнению всей пробы (таблица 2, стандартная карточка 1). Стандартную карточку 2 заранее составляет преподаватель. Результаты каждой пробы занести в таблицу (таблица 4). Далее рассчитать показатели К, К1, t, с, К1, К11. Они рассчитываются отдельно для каждой пробы, где: К – количество выполненных заданий в % к предложенным, определяется по формуле:

где У1- арифметическая сумма всех выполненных заданий; У-арифметическая сумма всех предложенных заданий;

К1 – количество правильно выполненных заданий в % к числу всех выполненных заданий, определяется по формуле:

где У2 – арифметическая сумма правильно выполненных заданий;

t,с – время выполнения одного задания в секундах, определяется по формуле:

где t – время, в течение которого выполнялась вся проба (2 минуты), 60 – количество секунд в минуте, n – число наблюдаемых (если рассчитывается работоспособность одного студента, то n=1);

К1- количество выполненных усложненных заданий в % к предложенным усложненным заданиям. Определяется по формуле:

где У11 – арифметическая сумма всех выполненных усложненных заданий, предложенных обследуемым. Она рассчитывается как 10×n, где n – число обследуемых (если рассчитывается работоспособность одного студента, то n=1);

К11– количество правильно выполненных усложненных заданий в % к числу всех выполненных обследуемыми усложненных заданий, определяется по формуле:

где У12 – арифметическая сумма всех правильно выполненных усложненных заданий. Данные расчетов всех вышеперечисленных показателей заносятся в таблицу 5.

Таблица 1

Карточка 1

 

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: