Подчинительная связь в словосочетании

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

Тема: Особенности употребления словосочетаний.

Содержание работы

1. Напомнить обучающимся краткие теоретические сведения, необходимые для определения типа связи в словосочетании.

2. Словосочетания, необходимые для определения типа (вида) связи на раздаточном материале.

3. Ответить на контрольные вопросы.

 

 

1. Напомнить обучающимся краткие теоретические сведения, необходимые для определения типа связи в словосочетании.

 

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ в СЛОВОСОЧЕТАНИИ

Тип связи Примеры Какой частью речи является зависимое слово Характеристика связи

Согласование

Частые встречи. Прилагательное.

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Летящий мяч. Причастие.
Наше право. Всякий человек Любое решение Согласуемое местоимение.
Третий ряд. Порядковое числительное.
Красавица дочка. Профессор Петров. Согласуемое существительное.

Управление

Начало игры. Жарко у печки. Существительное (часто с предлогом).

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Попросить её (кого?). Местоимение в функции существительного.

Примыкание

Ходить пешком. Наречие.

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется.

Спать стоя. Деепричастие.
Просил остаться. Желание знать. Хотел вернуться. Неопределенная форма глагола.
Стать лучше. Сравнительная степень прилагательного.
Его книга Её глаза Их мечты Притяжательными местоимениями ЕГО, ЕЁ, ИХ (отвечают на вопрос чей? Чья? Чьё? Чьи?)

(Алгоритм )

1. Определите главное и зависимое слово.

2. Определите, чем выражено зависимое слово.

3. Если зависимое слово выражено наречием, деепричастием, неопределенной формой  глагола,простой сравнительной степенью прилагательного (не сказуемое), несклоняемым существительным (метро, пальто, кафе), притяжательные местоимения их, её, его.

 

 


           то это ПРИМЫКАНИЕ

 


            4. Если другими частями речи, то смотрим

 

       Изменяются оба слова             Изменяется главное слово, а зависимое слово остаётся в

                                                                   в определённом косвенном падеже

 

              СОГЛАСОВАНИЕ                   УПРАВЛЕНИЕ

Красивый человек ( согласование, т.к. изменяется оба слова)

Читать быстро ( примыкание, т.к. зависимое слово выражено наречием)

Шёл в школу (управление, т.к. зависимое слово выражено существительным в косвенном падеже)

ПРИМЕЧАНИЕ: Грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) не является словосочетанием!!!
ПОМНИТЕ!При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) - нора лисы (управление), Петин карандаш (согласование) - карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

2. Словосочетания, необходимые для определения типа (вида) связи на раздаточном материале.



Гордо стоял, раскрыл с ловкостью, косяки дверей, лебединые пары, цирковой конюшне, заорал радостно, фанерные саночки, усилием воли, угол двора, на правом берегу, ряды фашистов, чувством радости, силы души, черты матери, с уверенностью сказал, снежный сад, деревенский паренек, насмешливо сказала.

1. Из предложения выписать словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королёва, ни многого другого.

2. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Писатель, истинный писатель, не поступается своей совестью, даже терпя нужду.

3. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ:

При том сражении русская армия одновременно потеряла лучших воинов и приобрела лучшие страницы летописи и победы.

4. Из предложения выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

Но тогда на чём мы должны строить свои суждения о жизни общества?

5. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ:

Весьма часто холодный, рассудочный, технический процесс работы должен прийти на помощь.

6. Из предложений 11,12 выпиши с/соч со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

11. А глянет солнце – свет во сто крат умножается.

12. В такой час чувствуешь себя на земле именинником.

7. Из предложения выпиши с/соч со связью ПРИМЫКАНИЕ:

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: