Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики?

Акишева Майя ЗСДОЛ-16

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2,3

Дисциплина: Логопедический практикум. Постановка голоса и выработка чтения.

Тип занятия: Практическое занятие

Дата и время проведения: 08.04.2020 16:30-18:00, 18:10-19:40

Тема занятия: Воспитание навыков правильного дыхания и голоса.

Цель: совершенствовать у студентов навыки свободного владения голосом на основе грудобрюшного типа дыхания, способствующего развитию лучших качеств речевого голоса: силы, мощности, легкости, гибкости, хорошего тембрального звучания; формировать умения и навыки, обеспечивающие развитие профессиональных качеств устной речи будущего специалиста: четкой артикуляции, ясной дикции, логичности, образности и выразительности.

 

Практические задания (письменно в тетради либо в печатном виде с соблюдением правил оформления):

1. Заполнить таблицу: «Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой)»:

Компонент интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое.
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания.
Темп речи Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания.
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса.
Пауза Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании.

2. Составить комплекс упражнений и провести их на себе или других людях (в условиях домашнего времяпрепровождения):

Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).

Упражнение 1.

Делаем на раз губы трубочкой, на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах. 10 повторений.

Упражнение 2.

Верхнюю губу подтягиваем к носу, будто скалимся, как собака, или с отвращением нюхаем. 10 повторений.

Упражнение 3.

Нижнюю губу опускаем вниз. 10 повторений.

Упражнения на развитие контролируемого дыхания.

Упражнение 1.

На раз набираем воздух в живот. На два берем воображаемую свечку. На счет 1-17 тонкой струйкой воздуха "кладем" пламя воображаемой свечки, но не гасим. На счет 18 сильным выходом задуваем свечку. 4 повторения.

Упражнение 2.

Кладем руки на живот. Дышим животом: руки на животе должны выдвигаться вперед и возвращаться назад. На выдохе тянем "а", будто стонем. 4 повторения.

Упражнение 3.

На раз берем воображаемый мяч и набираем воздух в живот. На счет 1-18 со звуком "с" сдуваем медленно мяч. 4 повторения.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки):

1. Интервьюер интервента интервьюировал.

2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.

3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.






Упражнения на изменения высоты, громкости и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания.

Упражнение 1

Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.

а-у-а-у-а-у

ап-ап-ап-ап

па-па-па-па

та-та-та-та

От топота копыт пыль по полю летит.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в реке рак,

Сунул Грека руку в реку.

Рак за руку Греку цап.

Упражнение 2

Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.

упа-опа-ипа-апа

па-по-пу-пы

паф-поф-пуф-пыф

хоп-хоп-хоп-хоп

Упражнение 3

Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.

та тат у та тат у

та т ата та та та та

Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.

3. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса» провести на себе в определенной последовательности артикуляционно-мимическую гимнастику для мышц щёк, лба, губ, языка, активизации мышц шеи и самомассаж. Ответьте на вопросы:

Сформулируйте цель комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики.

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.

Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики?

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: