Акишева Майя ЗСДОЛ-16
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2,3
Дисциплина: Логопедический практикум. Постановка голоса и выработка чтения.
Тип занятия: Практическое занятие
Дата и время проведения: 08.04.2020 16:30-18:00, 18:10-19:40
Тема занятия: Воспитание навыков правильного дыхания и голоса.
Цель: совершенствовать у студентов навыки свободного владения голосом на основе грудобрюшного типа дыхания, способствующего развитию лучших качеств речевого голоса: силы, мощности, легкости, гибкости, хорошего тембрального звучания; формировать умения и навыки, обеспечивающие развитие профессиональных качеств устной речи будущего специалиста: четкой артикуляции, ясной дикции, логичности, образности и выразительности.
Практические задания (письменно в тетради либо в печатном виде с соблюдением правил оформления):
1. Заполнить таблицу: «Компоненты интонации (Е.Н. Российская, Л.А. Гаранина по данным Н.В. Черемисиной-Ениколоповой)»:
Компонент интонации | Характеристика |
Ударение | Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое. |
Мелодика речи | Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение и понижение) основного тона голоса при произнесении высказывания. |
Темп речи | Скорость произношения речи, относительное ускорение или замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений и т.д.). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания. |
Тембр | Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса. |
Пауза | Интонационное средство, которое по акустическому выражению может быть действительным или мнимым (нулевым). Действительная пауза – это остановка, перерыв в звучании. |
2. Составить комплекс упражнений и провести их на себе или других людях (в условиях домашнего времяпрепровождения):
Упражнения на разминку речевого аппарата (массаж, гимнастика).
Упражнение 1.
Делаем на раз губы трубочкой, на два растягиваем в широкой улыбке при сомкнутых губах и зубах. 10 повторений.
Упражнение 2.
Верхнюю губу подтягиваем к носу, будто скалимся, как собака, или с отвращением нюхаем. 10 повторений.
Упражнение 3.
Нижнюю губу опускаем вниз. 10 повторений.
Упражнения на развитие контролируемого дыхания.
Упражнение 1.
На раз набираем воздух в живот. На два берем воображаемую свечку. На счет 1-17 тонкой струйкой воздуха "кладем" пламя воображаемой свечки, но не гасим. На счет 18 сильным выходом задуваем свечку. 4 повторения.
Упражнение 2.
Кладем руки на живот. Дышим животом: руки на животе должны выдвигаться вперед и возвращаться назад. На выдохе тянем "а", будто стонем. 4 повторения.
Упражнение 3.
На раз берем воображаемый мяч и набираем воздух в живот. На счет 1-18 со звуком "с" сдуваем медленно мяч. 4 повторения.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки):
1. Интервьюер интервента интервьюировал.
2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.
И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.
3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Упражнения на изменения высоты, громкости и темпа речи в зависимости от ситуации общения и содержания высказывания.
Упражнение 1
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.
а-у-а-у-а-у
ап-ап-ап-ап
па-па-па-па
та-та-та-та
От топота копыт пыль по полю летит.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека — в реке рак,
Сунул Грека руку в реку.
Рак за руку Греку цап.
Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
упа-опа-ипа-апа
па-по-пу-пы
паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп-хоп
Упражнение 3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.
та тат у та тат у
та т ата та та та та
Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.
3. Из пособия А.И. Сергеевой «Практикум по постановке голоса» провести на себе в определенной последовательности артикуляционно-мимическую гимнастику для мышц щёк, лба, губ, языка, активизации мышц шеи и самомассаж. Ответьте на вопросы:
Сформулируйте цель комплекса упражнений артикуляционно-мимической гимнастики.
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.
Какие рекомендации необходимо соблюдать при выполнении артикуляционно-мимической гимнастики?
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.