Практическая работа №1. Система права

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ по дисциплине

«Право»

 

 

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

Нижний Новгород

2019 г.

 

ОДОБРЕНА   Предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин   Протокол № 1 От 28.08.2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

 

Заместитель директора по

учебной работе

________________ / В.А. Долгов

Председатель предметной (цикловой) комиссией ________________ Т.С. Молгачева      

 

Автор: ____________________   Молгачева Т.С. - преподаватель ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»  
  Рецензент: _________________     Храмов А.Е. - преподаватель ГБПОУ «Нижегородский автомеханический техникум»  

 

Содержание

 

стр.

Введение…………………………………………………………………………………...4

Практические работы:

Практическая работа №1. Система права………………………………………………..6

Практическая работа №2. Правосознание. Правоотношения………………………...12

Практическая работа №3. Права и свободы человека и гражданина………………...17

Практическая работа №4. Конституционное право…………………………………...20

Литература………………………………………………………………………………..24

 

 

Введение

В результате изучения учебной дисциплины «Право», к обучающимся предъявляются следующие предметные требования:

1. сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

2. владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

3. владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

4. сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

5. сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6. сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;

7. сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

8. понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9. сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

10. сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

Правила выполнения практических работ

1. Студент допускается к выполнению практической работы при отсутствии задолженности по предшествующей практической работе.

2. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

3. Отчет о проделанной работе следует выполнить в тетради.

Студент самостоятельно изучает методические рекомендации по проведению практической работы, выполняет практическое задание по вариантам, отвечает на контрольные вопросы, оформляет отчет.

Отчет должен состоять из: номера и названия практической работы, цели работы, решения практического задания и вывода.

4. Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

5. Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока выполнения работы, если:

- расчеты выполнены правильно и в полном объеме;

- сделан анализ проделанной работы и (или) вывод по результатам работы;

- отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренной программой практических работ после сдачи отчетов по работам.

Практическая работа №1. Система права.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Механизм социального регулирования - это первичный элемент системы права, общеобязательное правило поведения, которое исходит от государства, обеспечивается и зашибается им.

Санкция - это элемент нормы права, который указывает на конкретные обстоятельства жизни, наличие которых дает возможность использовать правило поведения, сформулированное в диспозиции нормы.

Гипотеза - это элемент нормы права, который представляет собой модель правомерного поведения субъектов права, содержание их прав и обязанностей.

Диспозиция - это элемент нормы права, который рассматривается как последствие соблюдения или несоблюдения субъектом нормы права.

Норма права - это внутренняя структура права, которая представляет собой совокупность норм, институтов, под отраслей и отраслей права.

Уголовное право - это отрасль права, которая устанавливает основы государственного строя, указывает на право вой статус личности.

Административное право - это отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.

Конституционное право - это отрасль права, которая связана с

управленческими отношениями, возникающими в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Гражданское право - это отрасль права, которая устанавливает, какие поступки людей являются наиболее опасными дня общества, человека или государства, и определяет наказания за их совершение.

Система права - это совокупность нормативно-правовых актов.

Система законодательства - это целенаправленное воздействие на поведение людей, складывающиеся отношения между ними.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В зависимости от функциональной роли, которую выполняют

нормы права, выделяют следующие их виды:

учредительные нормы;

коллизионные нормы;

• По времени действия принято выделять нормы:

временные.

• По методу правового регулирования выделяют нормы:

императивные;

• По предмету правового регулирования выделяют нормы:

конституционного права;

административного права;

трудового права;

• По специфике правового регулирования нормы отдельных

отраслей делят на:

процессуальные.

• Норма права состоит из трех элементов:

диспозиции;

• Способами изложения элементов нормы права в нормативно-правовых актах являются:

прямой;

• Система права состоит из:

отраслей права;

норм права.

• В теории права выделяют способы правового регулирования:

обязывание;

• в юриспруденции выделяют типы правового регулирования:

общедозволительное регулирование;

Задание 3. Пользуясь текстом учебника, составьте схему, показывающую различные подходы к классификации правовых норм.

Задание 4. Рассмотрите ситуации, выполните задания.

1. Согласно СТ. 31 конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Определите структурные части нормы права.

2. Уголовный кодекс РФ, СТ. 161: «Грабеж, т. е. открытое хищение чужого имущества, наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет». Выделите структурные части нормы права.

3. В Уголовном кодексе РФ в ч. 1 СТ. 213 сказано: «Хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет». Определите диспозицию нормы права.

4. В Уголовном кодексе РФ в ч. 3 СТ. 186 (изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) говорится: «Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового». Определите вид диспозиции по способу изложения.

5. В Ч. 1 ст. 671 Гражданского кодекса РФ сказано: «По договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование ДJIЯ проживания в нем».

Определите способ правового регулирования.

6. В ч. 1 СТ. 89 УК РФ сказано: «При назначении наказания несовершеннолетнему кроме обстоятельств, предусмотренных статьей 60 настоящего кодекса, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц». Определите. способ изложения право вой нормы в статье.

7. Гражданка Иванова в течение 10 лет работала на предприятии. За профессионализм, успехи, умения и личные качества она была награждена денежной премией в размере 3000 рублей. Определите, что в данной ситуации является санкцией.

8. В СТ. 28 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Определите, каким способом правового регулирования регулируются общественные отношения в данной статье.

9. В ч. 2 СТ. 34 Конституции РФ записано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию,). Определите способ правового регулирования.

10. В Ч. 1 СТ. 89 Семейного кодекса сказано: «Супруги обязаны материально поддерживать друг друга,). Определите способ правового регулирования.

Задание 5. Прочитайте текст. В чем проявляются современные точки зрения на соотношение системы права и системы законодательства? В чем их сходство и отличие? В чем, по мнению автора С.В. Полениной, проявляется системность права и законодательства?

 «В периодической литературе, особенно в учебниках термины "право" и "законодательство" нередко употребляются как синонимы. Между тем и в познавательном, и в практическом отношении право, понимаемое как организованная определенным образом совокупность норм, и законодательство как совокупность находящихся в соответствующей взаимосвязи нормативных актов необходимо рассматривать в качестве хотя и тесно связанных, но все же относительно самостоятельных категорий. Законодательство, являющееся формой права и одним из источников его развития, имеет несомненную связь с его содержанием, но нс теряет при этом своей специфики.

 И право, и законодательство обладают Функциональной общностью, выступая как средства регуляции и саморегуляции общественных отношений. Однако эффективное осуществление этой функциональной задачи, столь важной для устойчивости общественного развития страны, возможно лишь при условии их системности.

Общеизвестно, что право и законодательство определяются в конечном счете материальными и социальными условиями жизни общества.

Однако перевод экономических и социальных факторов в такую категорию, как "право", во многом отличается от их перевода в категорию "законодательство": различаются пути и стадии данного процесса. Система права сама выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих построение и развитие системы законодательства. Формирование системы права есть одновременно выявляемый наукой процесс раскрытия объективно существующих закономерностей общественного развития. Научно обоснованная система права тем ценнее с точки зрения общественных интересов, чем точнее она отражает объективные закономерности.

На достижение максимального соответствия системы права объективной действительности (а не при знание той или иной области общественных отношений самостоятельной отраслью права) должны быть направлены усилия науки. Познанная наукой объективно существующая система права должна служить тем компасом, с которым необходимо сверять свои действия законодателю при принятии конкретного решения, если он хочет добиться эффективности действующего законодательства.

Подавляющее большинство исследователей разделяют точку зрения, согласно которой система права носит объективный характер и силу этого ее развитие обусловливает соответствующую трансформацию системы законодательства, создаваемой законодателем. Иная точка зрения была высказана Р. З.Линшицем. Он считал, что объективна лишь система законодательства, применительно к которой наукой должна строиться система права. Правда, без ответа оставался вопрос о том, какой же научной и практической цели служит при таком подходе система права, а главное, с чем должен соизмерять свою деятельность законодатель.

В философской науке различают системы органичного и суммативного вида. Свойства последних представляют собой простую сумму свойств образующих систему элементов. Что касается органичных систем, то для признания их системного характера недостаточно наличия у них любого множества элементов, выполняющих определенные функции.

Необходимо, чтобы они представляли собой целостные образования, обладающие элементами и структурой, которые способны изменять свою внутреннюю организацию под влиянием внешней среды.

Право, как и законодательство, относится к типу органичных систем, которым присуще диалектическое соотношение между их структурой в целом и элементами. При этом структура может пониматься и как строение (состав) объекта, и как закон связи, система устойчивых отношений между элементами, и как результат взаимодействия между элементами.

Такой подход позволяет получить не только статичную, но и динамичную характеристику объекта, в том числе права и законодательства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: