Практическая работа №2. Правосознание. Правоотношения

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Научное правосознание - это вид правосознания, который выражает массовые представления людей оправе, складывающиеся на основе жизненного опыта, общей информации, которая поступает из газет, радио и телевидения.

Обыденное правосознание - это вид правосознания, который складывается у профессиональных юристов, способных грамотно толковать, применять нормы права.

Профессиональное правосознание - это вид правосознания, который выражается в концепциях, понятиях, складывающихся на основе исследования правовых явлений в теории и практике.

Правовой нигилизм - это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.

Правовой релятивизм - это недостатки право во го сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Дефекты правосознания - это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право.

Деформация правосознания - это дефект правосознания, выражающийся в убеждении, что право есть нечто относительное.

Правовой идеализм - это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей.

Правовой идеализм - это слабое знание права и отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и не повседневному.

Правовой субъективизм - это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.

События - это общественное отношение, которое урегулировано нормами права.

Содержание правоотношения - это жизненные обстоятельства, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению нравоотношений.

Юридические факты - это юридические факты, которые связаны с волей и сознанием людей.

Действия - это юридические факты, которые не связаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая тем не менее правовые последствии.

Дееспособность - это способность быть участником правоотношений.

Правосубьектность - это способность иметь определенные права.

Правоспособность - это способность распоряжаться правами и нести обязанности.

Правоотношение - это совокупность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты права.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Правосознание включает в себя два элемента:

правовую психологию;

• По глубине осмысления права выделяют правосознание:

профессиональное;

• в зависимости от субъекта права выделяют правосознание:

коллективное.

• отклонения правосознания подразделяются на:

дефекты;

• В зависимости от характера искривлений можно выделить два

типа деформаций правосознания:

криминальный.

• Наиболее распространенными дефектами правосознания являются:

правовой идеализм;

правовой субъективизм;

правовой нигилизм.

• Уровни правового нигилизма:

отдельных социальных структур;

• Все юридические факты можно разделить на две большие

группы:

действия;

• Юридические факты по правовым последствиям бывают:

правоизменяющие;

• В структуру правоотношения входят:

содержание.

• Субъектами права могут быть:

физические лица;

государство.

• Правосубъектность состоит из:

правоспособности;

• Объектами правоотношения являются:

не материальные блага;

продукты духовного творчества;

• Субъективное право складывается из четырех правомочий:

права совершать определенные действия;

права требовать от другой стороны исполнения обязанности;

• Юридическая обязанность имеет три формы:

совершение определенных действий;

Задание 3. Составьте схему, используя понятия.

«Правоотношение», «субъект правоотношения», «объект правоотношения», «содержание правоотношения», «виды субъектов правоотношении», «физические лица», «организации», «социальные общности», «государство», «правосубъектность», «правоспособность», «дееспособность», «материальные блага», «нематериальные блага», «продукты творчества», "ценные бумаги", «субъективное право», «юридическая обязанность».

Задание 4. Заполните таблицу.

Дефекты правосознания Определение Примеры
Правовой идеализм    
Правовой релятивизм    
Правовой субъективизм    
Правовой инфантилизм    
Правовой нигилизм    

Задание 5. Проанализируйте ситуации, найдите IIУТИ их решения.

• Одна из газет провела социологический опрос читателей. На вопрос «Верите ли вы В торжество закона?» читатели ответили так: да - 16 % опрошенных только в определенных ситуациях - 23 %; нет - 61 %. При этом из 16 % ответивших утвердительно 6 % безоговорочно верят в торжество законов, 10 % верят только в том случае, если государство предпринимает правоохранительные меры. Те, кто отрицательно ответил на заданный вопрос, разделились следующим образом: 29 % не верят в торжество законов в силу слабого знания права и негативного жизненного опыта, остальные 32 % категорически отрицают торжество закона. Определите, можно ли по результатам данного опроса выявить дефекты правосознания.

• В государстве Н. существует отрицательное отношение граждан к праву, законы попираются не только рядовыми гражданами, но и органами государственной власти. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, противоречащие Конституции государства и федеральным законам. Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства Н.

• К оперуполномоченному уголовного розыска УВД города К. Иванову обратился один из членов организованной преступной группы и предложил ему сотрудничать за определенную сумму денег. Иванов согласился и обещал по первому требованию предоставлять преступникам интересующую их информацию, но часть денег потребовал сразу. Определите тип деформации правосознания.

• Гражданин Петров, собираясь на охоту, достал двуствольное ружье, хранившееся в разобранном виде, собрал его, взял несколько пачек патронов и уложил все это в салон своего автомобиля. Его дочь, недавно закончившая юридический институт, сказала Петрову, что Кодекс об административных правонарушениях запрещает перевозить ружье к месту охоты в собранном виде. Петров ответил, что постоянно использует такой способ перевозки ружья без негативных последствий. Определите уровень правосознания Петрова и его дочери 110 глубине осмысления права.

• 000 «Зоя» заключило договор купли-продажи с АО "программист" на приобретение партии компьютеров. Определите, какой отраслью права регулируются такие правоотношения, и охарактеризуйте субъектов правоотношений.

• При устройстве на работу на нефтеперерабатывающий завод гражданин Сидоров заключил трудовое соглашение с указанным предприятием. Назовите субъектов правоотношений и какой отраслью права регулируются данные отношения.

• 16-летний Петров продал велосипед 18-летнему Сидорову. Определите объем дееспособности Петрова и Сидорова.

• Правоохранительными органами был задержан за совершение краж личного имущества граждан П. Во время проведения следственных действий было установлено, что П. состоит на учете в психоневрологическом диспансере и страдает душевной болезнью. Определите, совпадает ли правоспособность п. с его дееспособностью.

• Гражданин Б. проник в квартиру соседа и похитил деньги и ювелирные изделия. Охарактеризуйте юридический факт по волевому критерию.

• Гражданин Петров заключил договор об издании своей книги с издательством «Глобус». Определите, что является в данной ситуации объектом правоотношения и какой отраслью права регулируются такие отношения.

• Иванова и Федорова связывали дружеские отношения на протяжении многих лет. являясь соседом по садовому участку, Федоров помогал Иванову в строительстве дачного дома. Иванов с целью отблагодарить друга преподнес Федорову в подарок автомагнитолу. Определите, вступали ли Федоров и Иванов в правоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: