_____________________________
Задание 2. Перед тобой фрагмент карты Европы. Отметь красным карандашом города, которые посетили отец и сын Моцарты во время первого большого концертного путешествия. Синим цветом обведи города, в которых Моцарты побывали в 1770-1773 годах.

Задание 3. В архиве найдено неизвестное письмо Моцарта Гайдну. Оно имеет огромную ценность для потомков, так как в нем описывается замысел одного очень известного и популярного сочинения композитора. От старости в письме стерлись многие слова. Помоги историкам их восстановить. Для этого воспользуйся словами-подсказками.
Изящный, светлый, прозрачный, спокойный, безмятежный, мелодичный, грациозный, танцевальный, деревенский, в турецком роде, остроумный, барабанный, праздничный, 3, 6.
Двухчастная, трехчастная, соната, тема, вариации, менуэт, репризная, трио, финал, allaturca, припев, форшлаг, пассаж, кода, рондо, классический, Menuetto da capo.
Вена, 1779
Дорогой коллега!
Я давно Вам не писал, так как полностью погрузился в творчество. Все началось спроизведения для клавесина – это _____________________ № 11 Ля мажор.
Музыка получилась ______________________, __________________, ясная. Мнеона настолько понравилась, что даже я решил отступить от некоторыхклассических правил.
Итак, моя ______________ состоит из ________ частей. Характер музыки I части _____________ и ___________. Я придал ей форму _______________________. Никакого вступления! Прелестная тема, одновременно _____________ и ________________! Указание на такое звучание _____________ я и выписал перед её началом.
Форма самой темы обычная – простая ___________________. За темой следуют _____ вариаций и _____________. Все они различны по характеру, ___________________________
____________________ и другим выразительным средствам, но сохраняют _______________________________ и гармонию. Такой тип вариаций называется _________________.
Ну вот, I часть у меня не в сонатной форме, а в ________________. Не ругайте меня за это «нарушение»: у Вас и самого такое встречается в сонатных циклах. Дальше тоже будет не все по правилам.
К примеру, II часть - ____________________. Здесь я, как и Вы в 103 симфонии, постарался соединить черты придворного танца с ___________________. И форма традиционная – сложная ____________________ репризная с серединой типа ____________. Я поленился выписывать повторение и написал после середины ____________________.
Но самое интересное - ___________ часть, финал. В нем есть изюминка. Я назвал его «________________________», что означает «_______________________». Мне кажется, что это очень ________________________ музыка, она должна понравиться публике. Форма этой части тоже с «заковыкой» ____________________ с _______________. Так как ___________ повторяется, возникает сходство с _________________________. А уж тема как до чего хороша! ______________________________ мелодия с __________________ запомнится всем, кто её услышит. И 2-я тема неплоха! Громкая, праздничная, с сопровождением, которое напоминает ________________________ бой. Есть в финале и 3-я тема, серединная, минорная. Она вся построена на быстрых, бегущих_______________. А заканчивается III часть ______________. В ней объединяются ____________ тема финала с ____________________. Все это звучит особенно __________________ и ______________________.
Посылаю с оказией ноты новой сонаты. Надеюсь, она Вам понравится.
С глубочайшим уверением в совершеннейшем к Вам почтением.
Ваш В. А. Моцарт.
Задание 5. Соедини стрелочками жанры и формы, выписанные в левой колонке, с нужными определениями в правой.
Соната
Произведение для симфонического оркестра в форме сонатно-симфонического цикла.
Симфония
Форма, построенная на чередовании рефрена с эпизодами.
Сюита
Сложная полифоническая форма, построенная на поочередном проведении темы во всех голосах.
Сонатная
форма
Средний раздел менуэтов, маршей и других произведений, сложной трехчастной репризной формы
Трио
Произведение для одного или двух инструментов в форме сонатно-симфонического цикла.
Рондо
Цикл, основанный на чередовании старинных танцев, расположенных по принципу контраста
Фуга
Форма, состоящая из темы и ее измененных повторений.
Вариации
Форма, состоящая из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы. Чаще всего встречается в первых частях сонатно-симфонического цикла
Задание 6. Реши филворд по ответам на вопросы. Из оставшихся букв составь слово.
Т
Р
К
В
С
И
М
Ф
О
К
Ц
И
О
А
Я
И
Н
О
Т
К
С
Ю
С
Р
Т
Е
Е
Р
П
А
Т
И
О
Н
И
Т
Л
Ю
Д
Т
А
Г
А
А
К
Ц
Е
Р
И
А
Ф
У
А
Т
О
Н
К
Т
Я
Л
1. Форма полифонического произведения, название которой переводится с латинского языка как «бег».________________
2. Ансамбль из трех исполнителей._____________
3. Слово, которое в переводе с французского означает «последовательность», «ряд», «вереница». ____________
4. Произведение для симфонического оркестра в форме сонатно-симфонического цикла. ______________________
5.Музыкальное произведение для одного или двух инструментов в форме сонатно-симфонического цикла. ___________________
6. Ансамбль из четырех исполнителей. __________________
7. Музыкальное произведение, основанное на соревновании солиста и оркестра. ________________
8. Пьеса-вступление к фуге, она же — небольшое самостоятельное инструментальное произведение. ________________
9. Быстрая, виртуозная инструментальная пьеса, название которой в переводе с итальянского означает «прикосновение», «удар». _________________
Задание 6. Выбери правильный ответ и подчеркни его.
1. «Свадьба Фигаро» —это: а) соната с программным содержанием; 6) балет; в) месса; г) опера.
2. Она написана: а) в Милане; б) в Зальцбурге; в) в Мюнхене; г) в Веке.
3. В основе сюжета произведение: а) австрийского; б) немецкого; в) французского; г) итальянского писателя.
4. Его фамилия — а) Гёте; б) Корнель; в) Расин; г) Бомарше.
5. Название пьесы: а) «Недоросль»; б) «Пир во время чумы»; в) «Севильский цирюльник»; г) «Безумный день, или женитьба Фигаро».
6. Жанр литературного произведения: а) драма; 0) комедия; в) трагедия: г) водевиль.
7. Действие пьесы происходит в течение: а) двух лет; б) трех месяцев; в) шести недель; г) одних суток.
8. Пьеса заканчивается: а) убийством; б) отъездом; в) похищением; г) свадьбой.
9. Либреттист оперы: а) поляк Адам Мицкевич; б) итальянец Лоренцо да Понте; в) англичанин Джордж Байрон; г) француз Проспер Мериме.
10. Опера начинается: а) интродукцией; б) прологом; в) увертюрой; г) эпилогом.
11. Форма вступления: а) свободная; б) период: в) сонатная без разработки; г) двойные вариации.
Задание 7. Впиши пропущенные буквы в имена основных персонажей оперы и заполни таблицу.
Имя
Певческий
голос
Должность
или титул
Название номера
№ действия
Ф _ _ _ _ о
С _ _ _ _ _ а
Р _ _ _ _ а
К _ _ _ _ _ _ о
А _ _ _ _ _ _ _ а
Б _ _ _ _ _ _ _ а
Задание 8. Составь краткий оперный словарь из следующих терминов.
Ариетта - ________________________________________________________________
Ария - ___________________________________________________________________
Каватина - ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Либретто - ________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Опера - ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Увертюра - ________________________________________________________________.
Задание 9. Ответь на вопросы.
1. Где и в каком году была написана симфония соль минор, № 40? ______________
2. Каков общий характер произведения? _______________________________________
3. Сколько в ней частей? _______________
4. Какая часть симфонии является драматическим центром, итогом развития всего произведения? ________
5. Что необычно в строении этого цикла? ______________________________________
_____________________________________________________________________________
Раздел четвертый.






