Интерпретация сказок А.С. Пушкина в книжной графике

При жизни А.С Пушкина иллюстрации к его сказкам были созданы князем Г.Гагариным – литография к «Руслану и Людмиле», рисунок к «Сказке о царе Салтане» - «Три девицы и царь»; В.Лангером – «Ратмир у замка волшебных дев"; Ф.Толстым – фронтиспис к «Руслану и Людмиле». В дальнейшем к сказкам Пушкина обращались такие известные мастера, как М.Врубель, И.Билибин, Б.Кустодиев, М.Добужинский, В.Милашевский, Т.Маврина Б.В.Зворыкина и многие другие. Каждый из этих авторов по-разному видит мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу художника – раскрыть содержание произведения.

Билибин Иван Яковлевич (1876 - 1942). В 1904 году художник начинает иллюстрировать сказки Александра Сергеевича Пушкина. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. На обороте титульных листов художник помещает черно-белые композиции.

 

 

 В «Сказке о царе Салтане» это лебедь, голова которого увенчана короной. Это произведение с многокрасочными картинами древнерусского быта дало богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки, применяя различные стили.

Иллюстрация с изображением царя Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи с натуры.

 

Сцены приема гостей и пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц бояр и детали узора на одежде героев.

 

Те же принципы оформления были сохранены художником и в других пушкинских сказках.

 

Михаил Александрович Врубель (1856 - 1910). Картина М. Врубеля "Царевна-Лебедь" стала результатом серьезной работы, на которую вдохновила художника героиня "Сказки о царе Салтане" А.С.Пушкина. В оригинальной сказке А.Пушкина образ Царевны-Лебеди светлый и позитивный. В работе М.Врубеля он тревожный, предостерегающий. Царевна не приближается, а, наоборот, уходит, скрывается из виду, обернувшись, словно в последний раз. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – темную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу. М.Врубель изобразил Царевну-Лебедь со спины, обернувшись, она смотрит на зрителя печальными, полными загадочной грусти глазами.

 

 

В. Милашевский (1893-1976) работал над «Сказкой о попе и о работнике его Балде». Приблизительно в июле 1948 года рисунки к сказке были готовы и имели в издательстве неожиданный для художника успех. В значительной мере этот успех был вызван удачно найденным для Балды типом. Художники, иллюстрировавшие ранее сказку, изображали Балду действительно балдой, что явно противоречит пушкинскому тексту. У Милашевского Балда – это не дурачок, а настоящий русский парень, здоровенный, работящий, простой, но не глупый и даже с хитрецой, который хорошо проучил жадного попа и оставил в дураках чертей. Но Милашевский не ограничился этим. Он придал ему черты нашего современника. Чем-то он был «свой», не выдуманный герой, а конкретное лицо, наш знакомый, чей-то сын, муж или брат. Этот образ покорял сердца.

 

 

Тесты.

Ответ: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»; В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: