Политическое, культурное и гуманитарное взаимодействие Российской Федерации и Китайской Народной Республики

Основы политического взаимодействия

Межгосударственные документы исследуемого периода зафиксировали, как Россия ставит и пытается продвигать свои задачи: диверсификацию экспорта, готовность участвовать в модернизации китайских предприятий северо-восточных провинций.

В то же время китайская сторона необходимый ей вопрос, требующий разрешения, ставит раз за разом как в ходе встреч на высшем и высоком уровне, так и в своих СМИ. При этом решаются многие проблемы, не имеющие отношения к реализации главного вопроса. Например, ставя целью расширение продвижения своих товаров на российский рынок, дипломаты КНР проводят решения об открытии новых пунктов пропуска через границу, о налогообложении своих коммерсантов по месту регистрации и т. д. И только потом предлагается на высоком уровне «в максимальной степени использовать преимущества, предоставляемые географической близостью и взаимодополняемым характером экономик».

В статье «Россия и меняющийся мир» В. В. Путин отметил ценность и перспективность таких направлений партнерства, как поддержка друг друга на международной арене, выработка общего подхода к острым глобальным и региональным проблемам, взаимодействие в Совете Безопасности ООН. Прагматизм и учет взаимных интересов — два фактора, которые В. В. Путин выделяет как необходимые для развития отношений.

В связи с тем, что Китай представляет собой иную цивилизационную общность, отличную от России, мы не можем недооценивать влияние цивилизационного фактора на отношения РФ и КНР. Этот фактор связан прежде всего со спецификой китайской политической культуры, в частности с опытом разработки стратегии, с традициями, особенностями национального характера и менталитета, которые влияют на выстраивание Китаем внешней политики и партнерства с Россией. В решении внешнеполитических вопросов Китай исходит из своих традиционных представлений о мире, духовных философских учений, следует веками опробованным методам ведения как мирных дел, так и войн.

Конфуций, легисты и даосы оставили принципы ведения внутренней и внешней политики государства: «избегать конфликтов», «при выработке правильных решений следовать гармонии»; «позволять высказываться другим, а самому увеличивать свои знания — изучать и сопоставлять», «отнимать постепенно... давать понемногу»; следовать естественному ходу жизни, искать «семена» вещей и явлений, «не нарушая естественный ток событий», вести поиск в «недеянии».

Cегодня в общественном сознании Китая любая деятельность, особенно внешнеполитическая, также связана с понятиями «выгода» и «борьба», или «борьба за выгоду», что требует составления планов и стратагем. В. В. Малявин обращает внимание на то, что стратегия в китайском понимании рассматривается как «способ взаимодействия более совершенной общности с менее совершенными»14. В этом тезисе заключен важный скрытый смысл. Так, выстраивая свои отношения с другим государством, КНР специально разрабатывает стратегию по отношению к нему, а государство-партнер действует в рамках традиционной международно-правовой практики, не учитывая многообразной специфики ведения политики первым актором. Разрабатывая стратегию партнерств с разными странами мира, КНР ставит разные задачи. И это — бесконфликтный путь, способ получить выгоду, победить, сохранив мир. Неизвестный автор трактата «Гуй Гу-цзы» считает главным условием успеха переговоров установление доверия с партнером, чтобы «скрытно завладеть его сердцем». «Расположения добиваются так, как подбирают ключ к замку».

Многовековой опыт стратегического планирования внешней политики, достижения успеха, извлечения выгоды КНР использует в полной мере. Специальный аппарат в руководстве страны, многочисленные научно-исследовательские подразделения постоянно работают над развитием стратегического планирования и управления. Российская дипломатия пользуется традиционными европейскими методами; стратегическим разработкам, как и развитию научно-исследовательской базы, уделяется недостаточно внимания, и о столь необходимой выверенной стратегии во взаимодействии с КНР говорить затруднительно.

Торгово – экономическое сотрудничество двух стран

Сотрудничество в области экономики является самым широким направлением и основой стратегического партнерства. В 1992 г. были определены его направления: сельское хозяйство, энергетика, использование ядерной энергии в мирных целях, транспорт, инфраструктура, связь, космос, конверсия военного производства и др. Разрешалось установление прямых связей регионам, предприятиям, предпринимателям.

В начале 1990-х гг. Китай получил практически неограниченный доступ на российский рынок, особенно в приграничных регионах. Введение бартера как преимущественной формы связей диктовалось в том числе состоянием российских промышленных предприятий.

Вопрос о качестве товаров неоднократно поднимался на заседаниях Постоянной рабочей группы по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, отмечалась политика «необоснованного завышения цен на экспортные товары», «отношение к России как второсортному внешнеторговому партнеру»

Российско-китайское экономическое сотрудничество с 1992 г. до середины 1990-х гг. не отвечало в полной мере принципам, провозглашенным лидерами обеих стран.

Со второй половины 1990-х на первый план вышло сотрудничество в энергетике и в области закупок Китаем других видов сырья, главным образом древесины, в основном круглого леса; развивалось межрегиональное сотрудничество субъектов РФ и провинций КНР, главным содержанием которого стала все та же добыча и продажа сырья в КНР. Как успешное и отвечающее декларируемым принципам, отметим сотрудничество в области мирного атома. Итогом первого десятилетия стало создание механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая и развитие законодательной базы.

Во втором десятилетии сотрудничества началось продвижение крупных проектов по строительству газо- и нефтепроводов в КНР, поставкам авиационной техники, строительству дорог и новых погранпереходов, «упорядочение неорганизованной торговли».

Что касается товарооборота, Россия теряла позиции в поставках в КНР высокотехнологичной продукции и наращивала экспорт сырья. Росту импорта машин и оборудования из КНР способствовал в том числе и перенос в Китай российскими предпринимателями своих и совместных с западными компаниями производств по переработке сырья и сборке изделий. Среди причин, объясняющих это явление, кроме дешевых рабочих рук в КНР, называется неблагоприятный деловой климат в РФ, коррупция и т.д.

В 1992 г. в России были зарегистрированы первые 57 российскокитайских совместных предприятий (СП) в сфере инвестиционного сотрудничества, но просуществовали они недолго. В 2000 г. было зарегистрировано 890 СП и 2205 предприятий со 100 %-ным китайским капиталом в сфере торговли, строительства, пошива одежды, связи, сборки приборов и электроники. В КНР к концу 2000 г. было создано более 1100 российских предприятий в сферах ядерной энергетики, автостроения, сельхозмашиностроения, химической промышленности и промышленности стройматериалов. В 2002 г. была достигнута договоренность о создании межправительственной российско-китайской постоянной группы по инвестициям, а с 2004 г. началась серия инвестиционных форумов. В 2009 г. была подписана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг. В ней отсутствовало положение об участии российских предприятий в модернизации китайских производств, но содержался список проектов, рассчитанных на освоение китайскими рабочими более двухсот российских месторождений, вывоз добытого сырья по построенным на китайские средства дорогам в китайские приграничные провинции, где было запланировано создание более ста предприятий с использованием высоких технологий для переработки российских ресурсов и выпуска промышленной продукции. Подписание Программы сопровождалось резкой критикой в России, были приняты меры по изменению российской части документа.

Особо стоит уделить внимание военно-техническому сотрудничеству (ВТС) РФ и КНР, являющемуся одним из важнейших аспектов торговых отношений. После нормализации отношений ВТС сразу вышло в число приоритетных направлений: КНР были нужны новые техника и вооружение, а РФ видела возможность получения выгоды. Также еще по Соглашению 1992 г. РФ брала на себя обязательства готовить китайских специалистов в космической отрасли, включать их в проводимые научно-исследовательские работы, помогать строить необходимые структуры в КНР, предоставлять носители для первых пусков. Китаем закупались российские ракетно-космические технологии, реализовывались совместные проекты. Объем поставок российского оружия в КНР уже в 1993 г. достиг 1 млрд долл. С конца 1990-х гг. Китай начал отдавать предпочтение закупкам лицензий, при этом он часто нарушал права интеллектуальной собственности российских предприятий, продавая слегка модифицированные виды техники под своим брендом, дешевле оригиналов на мировом рынке вооружений. С 1996 г. подписано несколько межправительственных соглашений в области охраны прав интеллектуальной собственности, однако правовая база попрежнему недостаточна. Среди других направлений ВТС — подготовка и обучение офицеров Народно-освободительной армии Китая (НОАК), экипажей кораблей, подлодок, самолетов, расчетов систем ПВО, проведение с 2005 г. совместных военных учений в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) по отработке взаимодействия при проведении антитеррористических операций. С 2009 г. среди приоритетов сотрудничества появились совместные проекты по созданию и производству самолета общего назначения, тяжелого вертолета, больших пассажирских и транспортных авиалайнеров, двигателей для гражданской авиации, однако пока эти проекты существуют только на бумаге.

Проекты врамках межрегионального сотрудничества РФ и КНР в основном имеют целью обеспечение Китаю доступа к сырьевой базе Дальнего Востока и Сибири. В основе такого сотрудничества лежит принцип «взаимодополняемости», на практике эти проекты санкционируют ведение китайскими гражданами хозяйственной деятельности на российской территории, вывоз сырья в КНР на переработку, что обеспечивает занятость китайского населения, и далее предполагается продажа жителям российских территорий китайских товаров, в том числе из добытого российского сырья. Такая «взаимодополняемость» не способствует развитию российских территорий. К сожалению, в России этот принцип продолжают пропагандировать и продвигать на практике, не задумываясь о результатах подобных проектов и их смысле.

Минусы. В некоторых случаях можно говорить об отступлении КНР от принципов взаимовыгодного сотрудничества, например, в такой важной сфере, как использование трансграничных водных ресурсов. В частности, из-за строительства на китайских участках трансграничных рек водозаборных каналов создается угроза обмеления рек на российской территории. Подходы китайской стороны нашли отражение в Соглашении 2008 г.: в его основе вместо принципов соблюдения «жизненных интересов народов обеих стран», «равноправия и взаимной выгоды», содержавшихся в Соглашении о сотрудничестве в области экологии 1994 г.7, заложены иные принципы — «взаимопонимания, справедливого и рационального использования и охраны» трансграничных вод «с учетом экономических, социальных и демографических факторов». То есть провозглашен приоритет стороны, экономика которой, развитие социальной сферы и демографическое состояние требуют больше ресурсов.

В 2009 г. стороны приняли План инвестиционного сотрудничества, главными принципами которого являются «высокая взаимодополняемость», «взаимная компенсация недостатка в отдельных ресурсах, технологиях и возможностях сторон», создание «благоприятствующего режима». Также в Плане указаны направления инвестиций в отраслях экономики9. На наш взгляд, данный документ может дать толчок развитию отраслей не только в КНР, но и в регионах РФ, если только их руководство будет преследовать цель создания с помощью иностранных инвестиций условий для дальнейшего развития территорий. В 2011 г. Россия выдвинула приоритеты взаимодействия: сотрудничество в модернизации производств, в финансовой, энергетической, авиационной, космической сферах; повышение в торговле доли высокотехнологичной продукции; развитие инновационного сотрудничества; переход на расчеты в национальной валюте. Это было отражено в подписанном Меморандуме о сотрудничестве в области модернизации экономики. Намечена совместная работа по научно-внедренческим проектам с продажей готовых продуктов на рынках третьих стран, запланировано сотрудничество в области информационно-коммуникационных, нано- и других высоких технологий, в ядерной сфере, космических программах, проектах в области авиа- и судостроения, вагоностроения, фармацевтической промышленности.

В целом за более чем 20 лет в процессе торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, составляющего основу партнерства РФ и КНР, возникло немало противоречий, сложностей, готовых перерасти в проблемы, если их своевременно не разрешить. Среди самых неотложных вопросов — возвращение к полностью равноправным, сбалансированным отношениям, изменение примитивного понимания принципа взаимодополняемости «российские ресурсы — китайская рабочая сила», замена приоритета сырьевой направленности проектов сотрудничеством в высокотехнологичных областях, совместных научно-технологических разработках и производственной кооперации.

Политическое, культурное и гуманитарное взаимодействие Российской Федерации и Китайской Народной Республики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: