Далее мы разберем 10 орфограмм русского языка с примерами, опираясь на изложенную выше теорию.
Как вы понимаете, любое правило можно поместить в таблицу, добавляя строки. Практическая работа по составлению подобных таблиц может помочь школьникам, интересующимся теорией и историей орфографии, глубоко вникнуть в предмет.
Разделы орфографии и принципы написания | Морфологический принцип | Фонетический принцип | Традиционный принцип | Дифференцирующий принцип |
Передача звуков речи на письме | Безударные проверяемые гласные в корне слов. В безударной позиции в корне слова пишется та же буква, что и в проверочном слове под ударением: увядать – вянет, лесничество – лес. | Написание А/О в приставках раз-/рас-/рос-/роз-. Под ударением пишется О, в безударной позиции А. Размышлять, розыск, роспись, рассылка. | Непроверяемые безударные гласные. Написание проверяется по словарю: собака, калач, периферия. | Написание Ь для разграничения женского и мужского рода: ночь, меч, ложь, нож. |
Написание заглавных букв | С прописной буквы пишется каждая новая строка в стихотворении, независимо от знака препинания в конце предшествующей строки. Звени, звени, златая Русь, Волнуйся, неуемный ветер! Блажен, кто радостью отметил Твою пастушескую грусть.(Есенин) | |||
Слитное, дефисное и раздельное написание | · Слитное написание предлогов и наречий, образованных слиянием предлога и существительного: внизу, взамен, навстречу. | · Дефисное написание частиц: кое-, кой-, -ка, ‑либо, -нибудь, -то, -тка, ‑с, -де. Кое-как, какой-то, ждем-с. | · Написание омофонов с различным лексико-грамматическим значением: на счет и насчет. | |
Правила переноса | Нельзя разбивать односложную приставку, если после нее стоит согласный: под-кова, раз-возчик. | |||
Правила сокращения | При удвоенных согласных перед гласным следует в сокращении оставлять только первую: грам. ошибка, клас. различия. |
|
|
Не все правила легко вписать в предложенную таблицу, однако само рассуждение на тему, к какому разделу орфографии оно относится и на какой или какие принципы опирается, помогает глубже понять орфографию русского языка. Такая «занимательная гимнастика» по русскому языку доступна школьникам старших классов, студентам и специалистам. Более младшим ученикам можно предложить другой практикум по орфографии, например изучать ее онлайн. Для этого на сайте mogupisat.ru разработаны специальные упражнения.
Практическая часть и домашняя работа
Просмотр видеоурока и составление тезисов к просмотренному: https://www.youtube.com/watch?v=nbJ-Hnl8v1E