Практическая часть (смотрим и запоминаем)

РЯсМП 1 курс 14.04.2020

Тема: Интонация, интонационные конструкции. Функции Интонации. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

Теоретическая часть (чтение и конспект)

Обязательным признаком устной речи, как известно, является интонация. В науке о языке существует широкое и узкое определение интонации. В узком смысле она понимается как изменение голосового тона и совпадает с понятием мелодика. В широком – представляет целый ряд средств организации звучащей речи, к которым относятся мелодика, паузы, интенсивность, темп, тембр, долгота, высота, логическое ударение.

Интонация выполняет различные функции, которые в целом можно объединить в 2 группы: основные и вспомогательные.

1. Основные функции. Коммуникативная функция оформляет коммуникативные типы высказываний (повествование, вопрос, побуждение). Выделительная функция заключается в выделении с помощью интонации отрезков высказывания различной смысловой важности или подчёркивании какого-либо элемента/элементов высказывания. Организующая функция служит целям построения высказывания, членения речевого потока на высказывания и далее – на синтагмы.

2. Вспомогательные функции. Модальная функция (под модальность здесь понимается отношение говорящего к сообщаемому) служит для противопоставления высказываний по их цели (утверждение/вопрос). Например, коммуникативно-модальных разновидностей общего (неместоименного) вопроса: собственно-общего, предположительного, удостоверительного и т. д. Коммуникативно-модальные разновидности общего (неместоименного) вопроса могут опознаваться на основе анализа речевого поведения или ситуации общения без наличия специальных лексико- синтаксических средств:

- Нина! - позвал художник.

- Ну... (Нина не оборачивалась.)

- Ты обиделась? (предположительный вопрос) (В. Шукшин).

 

Эмоциональная функция служит для выражения различных эмоциональных оттенков высказывания и отражает состояние говорящего. Внутри одного коммуникативного типа или вида можно выделить высказывания, различающиеся по степени эмоциональной интенсивности. Так, вопросы предположительной модальности с частицами разве и неужели противопоставляются друг другу по признаку интенсивности (неужели) и неинтенсивности эмоций (разве)

 

 

Компоненты интонации

Перед вами схема интонационных элементов русского языка

 

 

 

Как видите, интонация представляет собой сложный комплекс языковых средств, которые служат для организации звучащей речи. При этом связь между ними может быть как самой тесной, так и менее тесной. Рассмотрим представленные на схеме элементы более подробно.

Итак, мелодика – это акустический компонент интонации, который представляет собой относительное изменение высоты основного тона голоса.

«Мелодика является обязательной характеристикой звучащей речи.  Свою

 

мелодику имеют слова, синтагмы, фразы». С помощью мелодики мы различаем разные по смыслу высказывания. Например, высказывания

 

 

Зáвтра бýдет хóлодно. Зáвтра бýдет хóлодно? Зáвтра бýдет хóлодно!

состоят из одних и тех же слов, но при этом имеют разные грамматические значения: повествования, вопроса, восклицания. Повествовательная интонация характеризуется спокойным, ровным тоном произношения. Вопросительная – повышением тона в начале высказывания и понижением его к концу. Восклицательная, напротив, характеризуется повышением тона к концу высказывания.

Паузы – это перерывы в звучании голоса. Их лингвистическая функция состоит в отделении друг от друга речевых образований – синтагм и фраз, в отличие, например, от физиологической функции, которая заключается в том, что создаются перерывы для перевода дыхания. Различают следующие виды пауз:

1) межфразовые, наиболее длительные, разделяющие фразы, т. е. речевые образования, соответствующие самостоятельным законченным предложениям (обозначаются знаком ||);

2) синтагматические, менее длительные, различная длительность которых обусловливается характером смысловых и грамматических связей между синтагмами (обозначаются знаком |), например:

В прирóде | есть прáздники. || Ледохóд. || Пéрвая зéлень. || Пéрвый снег. || Пéрвые соловьú. || Капéль пóсле большúх морóзов. || И есть порá в годý, | когдá земля надевáет | сáмые дорогúе наряды. || В эти дни кáжется, | что земля начинáет дáже светúться. || (В. Песков)

По обéим сторонáм дорóги | торчáли гóлые, | чёрные кáмни; || кой-где из- под снéга | торчáли кустáрники, | но ни одúн сухóй листóк | не шевелúлся, | и вéсело было слышать | средú мёртвого сна прирóды | фырканье устáлой почтóвой трóйки | и нерóвное побрякивание | рýсского колокóльчика. || (М. Лермонтов)


Интенсивность – это сила звучания отдельных слов в речи; она представляет собой сложный акустический феномен, обусловленный прежде всего физиологическим фактором. Интенсивность соотносится с напряженностью артикулирующих органов и зависящей от этого амплитудой колебаний голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность. Интенсивностью, наряду с мелодикой, выделяются наиболее важные части высказывания, она участвует в эмоциональном выделении слова, в логическом ударении.

Темп речи – это скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (например, в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). С лингвистической точки зрения интересны изменения темпа в процессе говорения

Тембр голоса – это одно из фонетических средств смыслового выделения слова, а также выражения эмоций. «Именно тембром можно передать разные оттенки значения, нюансы. Например, есть несколько способов сказать нет: с радостью в голосе, со злостью, с благодарностью».

Долгота – это время звучания звука.

Воспринимаемая человеком высота звуков зависит от частоты колебаний голосовых связок, что в свою очередь зависит от степени их натяжения. В русском языке благодаря повышению и понижению голоса (т. е. изменению тона) меняется интонация.

Логическое ударение – это «выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова с помощью интонационных средств». Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе, и применяется оно только тогда, когда контекст или ситуация требуют этого, в отличие от синтагматического ударения, которое является обязательной


принадлежностью синтагмы, т. к. объединяет её как некое смысловое целое.

Например, любое выделенное слово во фразе

Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу.

будет передавать определённый оттенок значения:

1) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (именно студент, а не кто-то другой);

2) Студéнт внимáтельно  читáет эту кнúгу. (внимательно, а не урывками);

3) Студéнт внимáтельно читáет    эту кнúгу. (читает, а не перелистывает);

4) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (именно эту, а не какую-то другую);

5) Студéнт внимáтельно читáет эту кнúгу. (книгу, а не газету). Логическим ударением могут выделяться и служебные слова, например: Кнúга лежúт под столóм. (а не на столе).

Все перечисленные компоненты интонации выступают в единстве и тесном взаимодействии между собой.

Фраза – это основная единица речи, выражающая законченную мысль; смысловое единство, целостность которого создается интонационными средствами (объединяющей фразовой интонацией того или иного типа и паузами, отделяющими данную фразу от соседних), а также определенной синтаксической структурой.

Высказывание в речи может совпадать или не совпадать с предложением, что указывает на расширенное коммуникативное понимание этого термина. Если для письменного языка основной единицей является предложение, то для устной речи – высказывание. Иногда границы предложения и единицы высказывания совпадают, иногда единица высказывания может быть меньше предложения или может включать в себя несколько предложений.

Предложение – это структура, которая непосредственно связана с грамматическим оформлением (с позиции синтаксиса) речи-мысли. Согласно российской фонетической традиции, звучащее предложение носит название фразы/

В русском языке выделяются семь типов интонационных конструкций. Различительным признаком, отличающим одну интонационную конструкцию от другой, служит усиление словесного ударения в результате бóльшей напряжённости артикуляции гласного, усиливающей отчётливость тембра, или смычка голосовых связок в конце гласного центра, воспринимаемая как резкий перерыв звучания.

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом реализаций: нейтральных, характеризующих тот или иной тип ИК при выражении смысловых отношений, и модальных, имеющих какую-либо особенность строения, предназначенную для выражения субъективного, эмоционального отношения говорящего к высказываемому.

Вот как представляют типы ИК авторы пособия «По-русски с хорошим произношение» Е. Л. Бархударова и Ф. И. Панков.

«В учебнике русского языка для иностранцев жили семь интонаций.

ИК-1 всё знала, утверждала, называла: «Это гараж. Это наш подъезд».

ИК-2 считала себя очень важной. Во-первых, она всё время старалась обратить на себя внимание и ко всем обращалась: «Послушайте! Внимание!». Была категорична, требовательна: «Отойдите! Не мешайте!». При этом она все время задавала вопросы с вопросительными словами: «Что? Где? Когда?».

ИК-3 тоже была любознательна. Она тоже задавала вопросы, но другие, без вопросительных слов: «Это гараж? Это ваш подъезд?». Вообще у неё был мягкий характер. Если ИК-2 была требовательна, то ИК-3 была очень вежлива:

«Извините, пожалуйста!».


А ИК-4? Она любила появляться вместо ИК-3 в официальной речи. Всех поучала. Даже вопросы ИК-4 задавала официальным тоном! «Ваша фамилия? Ваше имя?». ИК-3 спрашивала: «Дважды два четыре?» а ИК-4: «Дважды два четыре?».

ИК-5 была самой восторженной. «Как хорошо!» – любила говорить она.

ИК-6 тоже восхищалась, но более сдержанно: «Как хорошо! Погода сегодня!». Она часто стремилась быть немногословной. Ей не хватало уверенности в себе, она сомневалась, переспрашивала: «Что вы сказали?». Кроме того, ИК-6 обладала неважной памятью и часто с трудом что-нибудь вспоминала: «Куда я положила ключи?».

Весело, радостно было ИК друг с другом. И жили бы все дружно, не зная хлопот, если бы не ИК-7. У неё был ужасный характер, она вечно была недовольна, постоянно всё отрицала: «Какие вы отличники! Какой это обед!» Правда, иногда ей становилось стыдно за своё поведение. Тогда она, наоборот, принималась утверждать! «Да! Хорошо!» И делала это не спокойно, а эмоционально, экспрессивно».

 

 






Практическая часть (смотрим и запоминаем)

https://www.youtube.com/watch?v=9pUXcyilgRY&feature=youtu.be

 ДЗ (просмотр видеоурока и методический анализ его содержания)

 

https://www.youtube.com/watch?v=61bAdoCFEdE&feature=youtu.be

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: