Запишите предложения, начертите схемы

Тема.

Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные

                                    

Цели урока.

Образовательные:

- формировать умения учащихся работать с теоретическим материалом;

- совершенствовать знания о союзе как служебной части речи.

Развивающие:

- уметь определять роль союзов в предложении;

- научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения;

- правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении.

Воспитательные:

- воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, группировка, обобщение.

Оборудование урока.

- Учебник «Русский язык», 7 класс».

 

Ход урока.

 

                                Ученик, напичка (н, нн) ый знаниями, но

                                (не) умеющий их и (з,с) пользовать,

                                напоминает фарширова (н, нн) ую рыбу,

      которая (не) умеет плавать.

                                                                                             А.Л. Минц                                                                                                            

Учитель.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова академика Александра Львовича Минца: «Ученик, напичканный знаниями, но не умеющий их использовать, напоминает фаршированную рыбу, которая не умеет плавать».

Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?

Запишите в тетрадь эпиграф.

Ученики.

     На уроках мы получаем знания, но не всегда можем их применить на практике.

Обратите внимание: эпиграф записываем в правой части листа, без кавычек, фамилия автора без скобок, точка не ставится.

Повторение изученного материала о предлоге и союзе как служебных частях речи.

Учитель.

Сделаем еще один важный шаг: мы должны повторить теоретические сведения о предлоге и союзе как служебных частях речи.

З аполните Приложение, кроме задания № 8.

             Чтобы выполнить задание № 8, мы должны научиться определять разряд союзов, устанавливать смысловые отношения между частями предложения.

О чем же пойдет речь на нашем уроке? Сформулируйте тему и цели нашего урока: что мы должны узнать нового и чему научиться?

    Записать тему урока в тетради. Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные.

I. Изучение нового материала урока.

Работа с учебником (стр. 152). Прочитать правило.

Учитель.

  Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. Сочинительные и подчинительные союзы делятся на разряды по значению: сочинительные союзы: соединительные, противительные, разделительные.

Учитель.

2. Работа с учебником: упр.368.(в тетради).

3. Конструируем предложения: (добавляем союзы соединительные, противительные, разделительные).

   Беспрерывно шел дождь, …

  Комната была светлой и уютной, …

  Скоро наступит весна, …

Например. Беспрерывно шел дождь, когда мы отправились в путь.

               Скоро наступит весна, и в лесу запоют птицы.

Записать в тетрадь.

Учитель.

Вернемся к теоретическому материалу.

Используя теоретический материал

- назовите союз;

- определите, простой он или составной;

- приведите пример предложения с использованием данного союза.

        Характеристика союза.

       - Союз И – сочинительный, соединительный, простой. В предложении «Язык хлебом кормит и дело портит» обозначает явления, которые происходят одновременно.

       - Союз А – сочинительный, противительный, простой. В предложении «В полях снег тает, а в лесу он еще лежит нетронутый» обозначает, что одно явление противопоставляется другому.

      - Союз ТО … ТО -  сочинительный, разделительный, простой. В предложении «То ветер завоет, то сильный дождь польет» указывает на то, что из двух или более явлений возможно только одно.

Учитель.

    Какой вывод можно сделать?

      Вывод: с помощью союзов устанавливаются разные смысловые отношения в предложении.

Учитель.

Теперь мы можем заполнить таблицу задания № 8 печатной основы.

(Слайд № 3).

II. Применение изученного материала на практике.

Учитель.

Какова роль сочинительных союзов?

     Списать стих. И в скобках указать к какой группе относится союз.

                      Например.

                    Малыш то смеется, то плачет.(разделительный).

               Андрей красив, зато неумен.

               Река неглубокая, но широкая.

               Старик не только умен, но и хитер.

  Отработка навыка различения разрядов сочинительных союзов.

Учитель.

Запишите предложения, начертите схемы.

             То ли неожиданно набежала туча, то ли подул сильный ветер.

     
 



ТО ЛИ           , ТО ЛИ

                

 На дискотеке было очень весело, однако я пошла домой.

     
 


                             , ОДНАКО

                                         

  Новый фильм мне понравился, и я с удовольствием посмотрю его еще раз с друзьями.

     
 


                             , И    




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: