− Управление и контроль за работой САУ производится с помощью следующих органов управления и индикации:
а) кнопок с сигнализаторами на пульте САУ:
8.3.122. АВТОМ – для включения автоматических режимов НАВИГАЦИЯ, НАВЕДЕНИЕ, ПОСАДКА, а также режима стабилизации угловых положений;
8.3.123. НАВИГ – для включения директорного режима управления по сигналам ПНК;
8.3.124. НАВЕД – для включения директорного режима управления при наведении;
8.3.125. ПОСАД – для включения директорного режима управления при заходе на посадку;
8.3.126. Н БАР – для включения автоматической стабилизации барометрической высоты (с одновременным высвечиванием сигнализатора АВТОМ);
8.3.127. Н РВ – для включения автоматической стабилизации истинной высоты по сигналам РВ на Н = 100 – 1000 м (с одновременным высвечиванием сигнализатора АВТОМ);
8.3.128. СБРОС – для отключения автоматического и директорного режимов САУ;
8.3.129. ВЕРТ – для обеспечения стабилизации заданной высоты при ручном вводе данных (выключатель НАВЕДЕНИЕ на пульте П3-188 в положении РУЧ); кнопка ВЕРТ включается только при включенной кнопке НАВЕД.
|
|
Для аварийного отключения связи САУ с СДУ на щитке САУ расположен выключатель СВЯЗЬ САУ-СДУ. Нормальное положение ручки выключателя – вверх (включено).
б) пульта задатчика П3-188, на котором расположены:
8.3.130. задатчики Н и М для установки заданных высот и числа М в режиме наведения при ручном вводе данных;
Переключатель НАВЕДЕНИЕ АВТ-РУЧ в положении АВТ обеспечивает выполнение наведения по сигналам НАСУ и СУВ, а в положении РУЧ – выполнение программного набора высоты по сигналам задатчиков М и Н (выход на заданную высоту обеспечивается только после нажатия кнопки ВЕРТ или (и) НАВЕД). Основное положение переключателя – АВТ.
в) кнопок и гашетки на ручке управления самолетом:
8.3.131. кнопка ПРИВЕД К ГОРИЗ – для приведения самолета к горизонтальному положению;
8.3.132. кнопка ОТКЛ САУ – для отключения автоматических режимов и режима комбинированного управления САУ;
8.3.133. гашетки совмещенного управления.
При нажатии гашетки совмещенного управления (СУ) в автоматических режимах АВТОМ, Нбар, Нрв управляющие сигналы из САУ в СДУ перестают поступать. После изменения летчиком пространственного положения самолета летчик отпускает гашетку совмещенного управления и САУ стабилизирует новое положение самолета. При нажатии гашетки совмещенного управления в режимах НАВИГ, ПОСАД, НАВЕД (кроме режима «Атака») с включенной автоматикой управляющие сигналы из САУ в СДУ не поступают; после отпускания гашетки – САУ возвращает самолет на требуемую для режима траекторию;
|
|
г) сигнальное табло ПРИВЕД К ГОРИЗ на правом верхнем щитке приборной доски.
При отказе САУ или связанных с ней систем в автоматических режимах на аварийное табло красного цвета в постоянном режиме горения высвечивается сигнал УПРАВЛЯЙ ВРУЧНУЮ.
Кроме того, на УСТ выведен сигнал САУ, высвечивающийся при неисправности системы.
− В качестве исполнительных органов системы САУ используются исполнительные органы СДУ и механизмы триммерного эффекта (своих исполнительных органов система САУ не имеет).
Включение режимов САУ возможно только при исправности систем ПНК, САУ, СДУ и при включенных демпферах курса и крена.
− Проверка САУ перед полетом производится при проверке комплекса ПНК и после проверки системы СДУ. Для работы САУ необходимо включение питания ПНК и перевод системы ИК-ВК в режим РАБОТА, а на пульте СДУ включение демпферов крена и курса.
− Отказ и неисправность в работе САУ может сопровождаться следующими признаками:
− резкие рывки или незатухающие колебания самолета;
− высвечивание на аварийном табло сигнала УПРАВЛЯЙ ВРУЧНУЮ;
− высвечивание на УСТ сигнала САУ и речевая информация: «Управляй вручную».
Органы управления и контроля САУ.
В этих случаях необходимо отключить САУ кнопкой ОТКЛ САУ на ручке управления и перейти на ручное управление.
Отключение САУ можно произвести также путем приложения усилий к ручке управления: более 5 кгс по продольному каналу и более 3 кгс по боковому.
Если после отключения САУ не обеспечивается нормальное ручное управление, необходимо выключатель СВЯЗЬ САУ-СДУ на щитке САУ отключить.
При отказах САУ, не вызывающих резких эволюции самолёта, разрешается повторное включение САУ после нажатия кнопки СБРОС на пульте САУ.
− Сигнал и речевая информация «Управляй вручную» могут сопровождать отключение исправного САУ в режиме АТАКА (выполняемое СУВ для перехода от автоматического управления к директорному).
- Эксплуатация пилотажно-навигационного комплекса.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10-02 предназначен для решения задач пилотирования, навигации, захода на посадку с использованием радиотехнических средств и выдачи пилотажно-навигационной информации на индикаторы и потребителям для решения специальных задач.
− ПНК обеспечивает:
− полёт по заданному маршруту с программированием до 6 ППМ и до 4 наземных радиомаяков с возможностью изменения маршрута полёта по двум дополнительно запрограммированным ППМ (ППМ-7, ППМ-8). Полёт по маршруту выполняется в режиме радиокоррекции счисленных координат места самолёта по одному из 4 (PM 1-3, 5) запрограммированных радиомаяков РСБН при нахождении самолёта в зоне их действия или в автономном режиме при выходе его из этой зоны при автоматическом, директорном и ручном режиме управления;
− выход на запрограммированную наземную цель с заданного направления, а также с другого направления, выбранного лётчиком в полёте, при ручном управлении самолётом;
− повторный заход на вновь обнаруженную наземную цель с углом доворота 90° или кратным 30°;
− изменение заданного маршрута с выходом на любой из запрограммированных ППМ;
− межсамолётную навигацию в режиме ИЗМЕРЕНИЕ-РЕТРАНСЛЯЦИЯ;
− производство визуальной коррекции координат самолёта по запрограммированной навигационной точке как при пролёте над ней, так и путём визирования с помощью СУВ;
− возврат с любой точки маршрута на один из трёх запрограммированных аэродромов по кратчайшему расстоянию с выходом в точку третьего (четвёртого) разворота и снижением до высоты предпосадочного маневра (Нзад), с возможностью возврата на четвёртый (АЭР5) дополнительно запрограммированный аэродром;
|
|
− выполнение предпосадочного маневра и заход на посадку на запрограммированный аэродром по сигналам курсоглиссадных радиомаяков типа ПРМГ-4 до высоты 60 м;
− выполнение повторного захода на ППМ (цель) и на запрограммированный аэродром посадки;
− вывод и заход на посадку на незапрограммированный аэродром с помощью радиотехнических средств РСБН и АРК-22.
− В состав ПНК входят:
− пилотажный комплекс;
− навигационный комплекс.
− Пилотажный комплекс предназначен для решения задач пилотирования по сигналам, выдаваемым информационным комплексом высотноскоростных параметров (ИК-ВСП) и навигационным комплексом (НК).
В пилотажный комплекс входят:
− информационный комплекс высотноскоростных параметров (ИК-ВСП);
− система автоматического управления (САУ-10), которая описана в подразделе 8.8.
− ИК-ВСП предназначен для измерения, вычисления и выдачи в бортовые системы информации о высотноскоростных параметрах и их предельных значениях.
Комплекс выполняет следующие основные задачи:
− формирование и выдачу для индикации и в другие бортовые системы информации о текущих параметрах полета (Vист, Vпр, Набс, Нотн, число М, αтек, Пу тек. и др.);
− формирование и выдачу для индикации, сигнализации и в другие бортовые системы сигналов предупреждения о приближении к предельно допустимым значениям истинного угла атаки, вертикальной перегрузки, числа М и приборной скорости;
− формирование и выдачу в САУ сигналов отклонения текущих значений параметров геометрической высоты (Нг), абсолютной барометрической высоты (Набс), числа М от введенных в момент включения стабилизации;
− формирование и выдачу в бортовые системы разовых сигналов при достижении фиксированных значений геометрической высоты;
− формирование и выдачу в бортовые системы сигналов исправности блоков, систем и линий связи.
− В состав ИК-BCП входят:
− система воздушных сигналов СВС;
− система ограничительных сигналов СОС;
− приемники воздушного давления ПВД-18-3М и ПВД-7;
|
|
− радиовысотомер PB-21 (А-035).
− Система воздушных сигналов осуществляет измерение, вычисление и преобразование высотноскоростных параметров: Набс, Нотн, Vпр, Vист, М, Vу, Тн, ∆Нб, ∆Нг, ∆Vпр, ∆М.
Параметры Нотн, Vпр, Vист и Vу индицируются на ИЛС. Кроме того, все выходные параметры СВС выдаются в бортовые системы (САУ, НК, СО, СУВ).
Включение СВС производится кнопкой ПИТ ПНК пульта-задатчика на щитке управления ПНК (правый борт кабины).
Различие в показаниях высоты СВС-2Ц-2 и ВД-20К более 120 м при полетах на эшелонах до 8100 м включительно, или 200 м при полетах на эшелонах выше 8100 м до эшелона 12100 м включительно, принимается за отказ системы СВС-2Ц-2. В данном случае полет на эшелоне выполнять по показаниям ВД-2ОК с учетом суммарных поправок с докладом органу УВД для обеспечения контроля с земли.
− Система ограничительных сигналов CОC-2-1 предназначена для решения следующих задач:
− Измерения и выдачи на указатель УАП5-13 текущего значения вертикальной перегрузки.
− Вычисления и выдачи текущего значения истинного угла атаки на указатель УАП и в ОПР.
− Формирование предельно допустимых значений:
− максимально допустимого угла атаки, в зависимости от числа М, Н, наличия и признаков внешних подвесок, взлетно-посадочной или полетной конфигурации самолета и наличия разовой команды «АПУ включен»;
− минимально допустимых угла атаки и перегрузки в зависимости от числа М;
− максимально допустимой перегрузки в зависимости от М, Н, полетной массы самолета, наличия и признаков внешних подвесок;
− максимально допустимых скорости и числа М в зависимости от наличия и признаков внешних подвесок;
− минимально допустимой скорости в зависимости от Н и взлетно-посадочной или полетной конфигурации самолета.
− Выдача максимально допустимых значений угла атаки и перегрузки на указатель УАП и в ОПР.
− Формирования предупредительной сигнализации о приближении текущих значений α, Пу, Vпр и М к их предельно допустимым значениям.
При достижении предельно допустимых значений углов атаки и перегрузки на приборной доске высвечивается в проблесковом режиме табло «α, Пу КРИТ» с выдачей речевой информации: «Предельный угол атаки, предельная перегрузка», а на ИЛС индицируется мигающий индекс.
При достижении предельно допустимых значений V и М выдается речевая информация: «Скорость предельная» и на ИЛС индицируется мигающий индекс.
Срабатывание предупредительной сигнализации о выходе самолета за предельно допустимые значения α, Пу, V и М (за исключением αдопмин) происходит с соответствующим упреждением в зависимости от V, Н и Θ.
− Фиксации на указателе УАП максимальных и минимальных значений Пу, достигнутых в полете. Для сброса фиксированных значений нажать кнопку на УАП.
Система ограничительных сигналов CОC-2-1 не обеспечивает формирование предельных значений по скорости при выпуске тормозных щитков, шасси и ЗУ воздухозаборников, а также предельных значений перегрузки при взлетно-посадочной конфигурации самолета.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ.
− При отказе СУО все предельно допустимые значения, выдаваемые CОC-2-1, соответствуют ограничениям самолета без подвесок независимо от вариантов вооружения.
− При отказе СВС, СТР-7-2АК или ИК-ВК информация от CОC-2-1 выдается неверно. В этом случае использовать только информацию о текущих значениях α и Пу.
При горизонтальном полете на сверхзвуковых режимах возможно кратковременное высвечивание табло «α, Пу КРИТ» с выдачей речевой информации. Допускается промигивание сигнала αдоп на индикаторе ИЛС в районе минимально допустимых значений угла атаки.
Отказ СОС.
Признак:
− на УСТ высвечивается сигнал: СЛЕДИ α – АТАКИ ПЕРЕГРУЗ СКОР МАХ, на ИЛС пропадают изображения α, Пу, на указателе УАП выпадают бленкеры отказов каналов α и Пу.
Действия:
− отключить СОС нажатием кнопки ОТКЛ ОТКАЗ СИСТ на пульте задатчика;
− положение самолета контролировать по ДА-200 и КПП, а скорость по прибору УСМ-2 и индикатору ИЛС.
− Приемники воздушного давления ПВД-18-3М и ПВД-7 обеспечивают анероидно-мембранные приборы и датчики, работающие на принципе замера статического и полного давления, информацией о полном и статическом давлении воздуха в полете.
ПВД-18-3М установлен на выносной штанге на конусе, имеет аэродинамический компенсатор погрешностей. Он воспринимает статическое (атмосферное) давление с повышенной точностью и полное давление встречного потока во всем диапазоне скоростей полета самолета.
Два ПВД-7: основной (левый) и резервный, установлены симметрично с правого и левого бортов и выполняют те же функции, что и ПВД-18-3М, но без аэродинамической компенсации.
Для переключения питания потребителей полным и статическим давлением с основных ПВД на резервный в кабине на правом щитке приборной доски имеется рукоятка АВАР. ПВД – ТЯНИ. Все ПВД имеют электрообогрев, который включается выключателями ОБОГРЕВ ПВД, РЕЗЕРВ ПВД и ПВД ОСНОВН ДАУ на щитке спецсвязи и обогрева ПВД правого пульта кабины.
− Радиовысотомер PВ-21 предназначен:
− для измерения и выдачи в бортовые системы и на индикацию геометрической высоты (Нг);
− для выдачи разовых сигналов, на заданных высотах;
− для подачи светового и звукового сигналов при прохождении «Опасной высоты». Диапазон измеряемой высоты по указателю в кабине 0-1500 м, информация о текущей высоте в бортовые системы выдается в диапазоне высот 0-6000 м.
Рукояткой-кнопкой КОНТРОЛЬ УСТ ВЫСОТЫ на указателе устанавливается индекс опасной высоты на любую отметку шкалы, а при нажатии на нее проверяется исправность радиовысотомера. При исправном высотомере, при нажатой кнопке КОНТРОЛЬ, стрелка указателя должна показывать высоту в пределах 15-20 м.
При полетах на высотах ниже выставленной «опасной зоны» загорается лампа ВЫСОТА ПР и появляется звуковой сигнал длительностью 9 сек.
Допустимые погрешности измерения истинной высоты радиовысотомер PB-21 обеспечивает при углах крена и тангажа самолета до 45° на высотах до 1500 м и до 30° на высотах 1500-6000 м.
При отказе PB-21 (выпадает флажок бленкера и стрелка указателя уходит в темный угол шкалы) необходимо отключить его нажатием на кнопку ОТКЛ ОТКАЗ СИСТ на пульте-задатчике и использовать показания высотомера ВД-20К и ИЛС.
Включение РВ-21 осуществляется кнопкой ПИТАН ПНК на этом же пульте.
− Навигационный комплекс предназначен для определения и выдачи навигационных параметров, необходимых для решения боевых задач и самолетовождения на любых географических широтах днем и ночью.
− В состав навигационного комплекса входят:
− информационный комплекс вертикали и курса ИК-ВК;
− бортовая цифровая вычислительная машина БЦВМ;
− аппаратура радиотехнической системы ближней навигации, посадки и встречи РСБН;
− автоматический радиокомпас АРК-22;
− блоки коммутации и преобразования кодов.
− ИК-ВК предназначен для непрерывного определения и выдачи потребителям составляющих абсолютной линейной скорости по двум горизонтальным осям гиростабилизированной платформы, углов крена, тангажа, гироскопического, ортодромического (приведенного) или гиромагнитного курсов и вертикального ускорения.
При нормальной работе комплекса информация потребителям и на индикаторные приборы выдается с основной гироплатформы (ИКВ-ОСН), а резервная (ИКВ-ДУБЛ) находится в готовности заменить основную по параметрам крена, тангажа и курса при ее отказе.
Переключение на ИКВ-ДУБЛ происходит автоматически при отказе ИКВ-ОСН, но можно переключить и вручную нажатием кнопки ИКВ-ДУБЛ на пульте управления, при ненажатой кнопке ИКВ-ОСН.
− Подготовка ИК-ВК, как и всего ПНК, к полету производится техническим составом от наземных источников питания или от энергоузла самолета. В необходимых случаях может быть произведена подготовка ИК-ВК летчиком перед вылетом от указанных источников питания, а также при работающих двигателях, при этом для сокращения времени подготовки самолета разрешается включать питание ПНК после выхода первого запущенного двигателя на режим 50 %.
В ПНК предусмотрены ускоренная подготовка ИК-ВК с вводом стояночного курса в режиме магнитной коррекции (режим МК), по информации от ЗМС (режим ЗК) или от СУВ и нормальная подготовка ИК-ВК с вводом стояночного курса в режиме МК с коррекцией (довыставкой) курса по информации от СУВ по ориентиру на стоянке самолета или по оси ВПП перед взлетом.
Нормальная подготовка ПНК используется для полетов с выходом из зоны действия наземных РМ (для обеспечения определения координат местонахождения самолета с учетом ветра).
Ускоренная подготовка ПНК (курсо-воздушный режим счисления) используется для выполнения полетов в зоне действия наземных РМ или при возможности проведения коррекции счисленных координат по запрограммированному ориентиру.
Ускоренная подготовка ПНК на широтах более 70° при полетах над безориентирной местностью может быть использована только для полетов в зоне действия наземных РМ. При полетах в высоких широтах (φ > 70°-80°) рекомендуется использовать для индикации на ПНП приведенный курс (на ПУ-184 нажаты кнопки ИКВ ОСН или ИКВ ДУБЛ).
При нормальной подготовке ИК-ВК выдает информацию о горизонтальных составляющих скоростей для автономного счисления в БЦВМ координат места самолета при полете по запрограммированному маршруту и об углах крена, тангажа и курса.
При ускоренной подготовке ИК-ВК выдает информацию только по углам крена, тангажа и курса с погрешностями несколько большими, чем при нормальной подготовке. В этом случае автономное счисление координат места самолета при полете по запрограммированному маршруту будет производиться по скорости от ИК-ВСП без учета скорости ветра.
Ускоренная подготовка ИК-ВК в режиме магнитной коррекции выполняется в следующей последовательности:
8.10.1. до включения питания ПНК нажать на ПУ АРК и ИК-ВК кнопки РЕЖ РАБ, МК, на задатчике магнитного склонения (ЗМС) установить магнитное склонение аэродрома вылета;
8.10.2. включить питание ПНК (кнопкой ПИТ ПНК на пульте-задатчике), через 3 мин после включения питания должен произойти переход ИК-ВК из режима ускоренной подготовки в рабочий режим автоматически. Рабочий режим определяется по загоранию сигнализатора на кнопке ИКВ ОСН на ПУ АРК и ИК-ВК;
8.10.3. после перехода ИК-ВК в рабочий режим вторично нажать кнопку МК, при этом на кнопке должен погаснуть сигнализатор.
Ускоренная подготовка в режиме ЗК РУЧ выполняется в следующей последовательности:
− до включения ПНК нажать на ПУ АРК и ИК-ВК кнопки РЕЖ РАБ, ЗК, на ЗМС установить предварительно определенный стояночный курс;
− включить питание ПНК, через 3 мин после включения питания должен произойти автоматический переход ИК-ВК из режима ускоренной подготовки в рабочий режим, при этом загорается сигнализатор на кнопке ИКВ ОСН на ПУ АРК и ИК-ВК;
− после перехода ИК-ВК в рабочий режим вторично нажать (отжать) кнопку ЗК РУЧ, при этом на кнопке должен погаснуть сигнализатор.
Ускоренная подготовка ИК-ВК по информации от СУВ выполняется в следующий последовательности:
− на ПУ АРК и ИК-ВК нажать кнопки РЕЖ РАБ и МК, на ЗМС установить магнитное склонение аэродрома вылета;
− включить СУВ и по ее готовности (через 3 мин) включить питание ПНК нажатием кнопки ПИТ ПНК на пульте задатчика;
− нажать на ПУ БЦВМ и РСБН кнопку АЭР и кнопку с цифрой выбранного ориентира (1, 2 или 3);
− переключатель режимов СУВ установить в положение ОПТ, на ИЛС появится изображение кружка;
− нажать на 2-3 сек кнопку ВИЗУАЛ КОРРЕКЦ, а затем кнопку МК, при этом на кнопке должен погаснуть сигнализатор;
− кнюппелем на РУС навести кружок на выбранный ориентир, курсовой угол которого не превышает ± 12°, и на приборной доске нажать кнопку ВИЗУАЛ КОРРЕКЦ. В середине кружка на ИЛС появится перекрестие, навести кнюппелем перекрестие на ориентир и отпустить кнопку ВИЗУАЛ КОРРЕКЦ;
− переключатель режимов СУВ установить в исходное положение и выключить СУВ;
− через 3 мин после включения питания, произойдет переход ИК-ВК в рабочий режим автоматически, о чем сигнализирует загорание лампы на кнопке ИКВ ОСН на ПУ АРК и ИК-ВК.
Нормальная подготовка ИК-ВК по информации от СУВ на стоянке:
− включить СУВ;
− включить питание ПНК нажатием кнопки ПИТ ПНК на пульте задатчика и нажать кнопку МК, на ЗМС установить магнитное склонение аэродрома вылета;
− нажать на ПУ БЦВМ и РСБН кнопку АЭР и кнопку с цифрой выбранного ориентира (1, 2 или 3);
− по готовности СУВ переключатель режимов СУВ установить в положение ОПТ, на ИЛС появится изображение кружка;
− нажать на 2-3 сек кнопку ВИЗУАЛ КОРРЕКЦ, а затем кнопку МК, при этом на кнопке должен погаснуть сигнализатор;
− кнюппелем на РУС навести кружок на выбранный ориентир, курсовой угол которого не превышает ± 12° и на приборной доске нажать кнопку ВИЗУАЛ КОРРЕКЦ. В середине кружка на ИЛС появится перекрестие, навести кнюппелем перекрестие на ориентир и отпустить кнопку ВИЗУАЛ КОРРЕКЦ;
− переключатель режимов СУВ установить в исходное положение и выключить СУВ;
− через 3 мин после включения питания ПНК высветится сигнал ПОДГ УСК, сигнализируя о переходе ИК-ВК в режим нормальной подготовки, на КПП должны индицироваться стояночные углы крена и тангажа самолета, а на ПНП – истинный курс самолета. Через 3,5 мин после включения ПНК начинает мигать сигнал ПОДГ НОРМ, через 15 мин сигнал высвечивается постоянно, сигнализируя об окончании нормальной подготовки;
− при постоянном высвечивании сигнала ПОДГ НОРМ нажать кнопку РЕЖ РАБ, при этом погаснут сигналы ПОДГ НОРМ, ПОДГ УСК и загорится лампа на кнопке ИКВ ОСН.
Выставку ИК-ВК по информации от СУВ производят при условии, если азимут пеленгуемого ориентира предварительно введен в БЦВМ.
Нормальная подготовка ИК-ВК в режиме магнитной коррекции (МК) с довыставкой курса по оси ВПП по информации от СУВ выполняется в следующей последовательности:
− до включения питания ПНК нажать на ПУ АРК и ИК-ВК кнопку МК, на задатчике магнитного склонения (ЗМС) установить магнитное склонение аэродрома вылета;
− включить питание ПНК нажатием кнопки ПИТ ПНК на пульте задатчика;
− через 3 мин после загорания светового сигнала ПОДГ УСК и через 15 мин при постоянном свечении сигнала ПОДГ НОРМ, нажать кнопку РЕЖ РАБ. При этом погаснут сигналы ПОДГ УСК и ПОДГ НОРМ и загорится сигнализатор на кнопке ИКВ ОСН;
− после перехода ИК-ВК в рабочий режим вторично нажать кнопку МК, при этом на кнопке должен погаснуть сигнализатор;
− поочередным нажатием кнопок ИКВ ОСН, ИКВ ДУБЛ проконтролировать исправное состояние основного и дублирующего каналов ИК-ВК по загоранию сигнализаторов у этих кнопок и по показаниям приборов ПНП и КПП по курсу, крену и тангажу;
− перед взлетом провести коррекцию (довыставку) курса по оси ВПП по информации от СУВ.