Все слова, которые знает ребенок, являются его словарным запасом (лексиконом).
При этом те слова, которые малыш понимает, но сам не произносит, относятся к пассивному словарю. А те слова и фразы, которые постоянно использует в повседневной речи, входят в активный.
Например, если у годовалого малыша спросить «где кошка?» и он покажет на питомца или на соответствующую картинку пальчиком, значит слово «кошка» уже есть в его пассивном словаре. Когда малыш самостоятельно скажет «кошка», или «коска», или любой другой звук, обозначающий для ребенка кошку, можно сказать, что слово перешло в активный лексикон.
Стоит отметить, что пассивный словарь всегда больше, чем активный, даже у взрослого человек. Ведь каждый из нас знает, что такое социум, квант, молекула, при этом мы почти не используем эти слова в повседневной речи.
В ходе обучения запас слов у учащихся значительно возрастает. Но процесс обогащения речи детей протекает односторонне. Происходит накопление главным образом пассивного словаря. Переход слов в активный словарь осуществляется гораздо медленнее. В результате сохраняется резкое преобладание пассивного словаря над активным.
Нормы формирования активного словаря ребенка дошкольного и младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
1 год __5-9 слов
1,5 года__20-40 слов
2 года__50-200 слов
3 года__800-1000 слов
3,5 года__1100 слов
4 года__1600-1900 слов
5 лет__1900-2200 слов
6-7 лет__ 3500 слов.
Семинар 11. Вопрос 5. Случаи нарушения синтаксической нормы.
Примеры нарушений синтаксической нормы:
1. Нарушение согласования в сложноподчинённом предложении с сочетаниями тот, кто…; те, кто…
Те, кто сидели на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.
Норма: Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чес не сравнимое блаженство.
2. Нарушение согласования в модели: определяемое слово + причастный оборот:
Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующим с древности, является резьба по дереву.
Норма: Одним из традиционных видов прикладного искусства, существующего с древности, является резьба по дереву.
3. Нарушение согласования: главное слово существительное + несогласованное определение:
В картине Остроухова «Золотой осени» лес словно яркий весёлый ковер с нарядным орнаментом.
Норма: В картине Остроухова «Золотая осень» лес словно яркий весёлый ковёр с нарядным орнаментом.
Семинар 13. Вопрос 5. Нарушение синтаксической структуры предложения у детей с ОНР.
Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Много а лесу
(Дети собрали в лесу много грибов); Молоко разлило (Молоко разлито котенком).
Особенно большую трудность для детей с ОНР представляют инвестированные предложения, предложения пассивные, а также сложноподчиненные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса.
На глубинном уровне нарушения синтаксиса проявляются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в нарушении грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.