Демократически транзит и принцип верховенства права

Тема 3. Право и демократический транзит

 

Демократический транзит: определение.

 

Демократический транзит (от лат. transitus – переход, прохождение) – это процесс перехода от той или иной разновидности недемократии (авторитаризм, тоталитаризм) к демократической форме правления, которая предполагает либерализацию режима, восстановление или создание гражданского общества и введение свободных выборов по определенной процедуре с не определенным заранее результатом.

 

Волны демократизации (периоды, особенности)

Транзитивные этапы периодически повторяются в истории каждой страны, или, иначе говоря, демократизация как мировой исторический процесс идет волнами.

 

Волна демократизации – это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период.

Первая и вторая волны демократизации имели место в XIX – начале ХХ в. – революционный процесс в Европе и либерализация правящих режимов (1828–1926) и после Второй мировой войны – деколонизация стран третьего мира и демократизация бывших фашистских или милитаристских государств (1943–1964).

 

Третья волна демократизации начинается с государственного переворота в столице Португалии Лиссабоне 25 апреля 1974 г., когда была Вестник Омской юридической академии. 2015. № 4 (29) 6 свергнута военная диктатура Марселу Каэтану. Переворот 25 апреля стал началом мирового движения к демократии, затем пали авторитарные режимы в Испании и Греции, в последующую четверть века более 30 стран начали движение от авторитаризма к демократии. В конце 1980-х гг. модернизация началась в СССР и странах Восточной Европы. Преобладающей чертой этого перехода стало распространение основной процедуры демократии – соревновательных выборов с заранее неизвестным результатом. Термин «третья волна» впервые появляется в одноименной книге А. Тоффлера, посвященной переменам во всех сферах общественной жизни под влиянием электронной и информационных революций.

Посткоммунистическая Россия как демократический транзит

 

Осмысление происходящих в посткоммунистической России перемен в категориях демократического транзита предполагает, как мы уже говорили, выявление общих и специфических элементов, необходимое для последующих теоретических обобщений. При всех отличиях российской посткоммунистической трансформации от южноевропейских и латиноамериканских переходов от правого авторитаризма к демократии она по крайней мере на начальных этапах подчинялась некоторым аналогичным последовательностям, которые можно проследить на примере различных фаз горбачевской перестройки.

 

Вместе с тем, несмотря на целый ряд аналогий, во многих смыслах российский демократический транзит стоит все же особняком в отношении не только классических южноевропейских и латиноамериканских переходов от авторитаризма, но и переходов к демократии в странах Центральной и Восточной Европы. Если суммировать эти специфические особенности, их можно условно сгруппировать в две категории: первая относится к общему контексту и условиям, в которых сначала в СССР, а затем в России начинались и протекали процессы реформ и преобразований; вторая - к внутренним особенностям самих этих процессов.

 

К первой категории можно отнести следующие:

· Взаимообусловленность политических и экономических преобразований.

· Отсутствие адекватной социальной базы демократии.

· Центробежные силы национализма и кризис национальной идентичности.

 

Ко второй группе особенностей самих процессов преобразований в посткоммунистической России можно отнести следующие:

· Особенности формирования демократической оппозиции в СССР и России, в конечном счете повлиявшие на характер ее взаимоотношений с новой российской властью.

· Отсутствие пакта, предварительной договоренности между радикалами и консерваторами.

· Отсутствие первых «учредительных» выборов, легитимизирующих новый баланс общественных и политических сил.

· Сохранение основных элементов старой номенклатуры на властных позициях в составе нового правящего класса.

· Традиционный административный способ осуществления политических и экономических реформ, сохраняющий и углубляющий раскол между властью и обществом

· Сохраняющееся влияние авторитарных сил и тенденций.

Демократически транзит и принцип верховенства права.

В настоящее время в правовой науке отсутствуют точные и системные представления о демократическом верховенстве права. Ею восприняты все позитивные наработки, связанные с идеей верховенства права, но не всегда эти наработки увязываются с концептом «демократическое верховенство права». Раскрывая философское содержание принципа верховенства права, современные исследователи, как правило, обращаются к идеям Аристотеля, учению Фомы Аквинского о верховенстве божественных законов, к теоретикам естественного права (Джон Локк, Томас Гоббс), к философским идеям Иммануила Канта. Правовое же содержание идеи верховенства права освещается путем обращения к работе Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях» и главным образом к труду Альберта Дайси «Введение в изучение английской конституции», написанной в 80-е гг. XIX в.

 

Именно в работах указанных авторов были обоснованы вполне современные и ключевые идеи о достижимости свободы путем соблюдения закона, о высшей силе закона, о равенстве всех перед законом, об отправлении правосудия в соответствии с правом, о примате права над государством, об абсолютной ценности права как противоположности произвольного усмотрения власти. Непреходящая ценность этих идей состоит в том, что они заложили фундамент предсказуемости и справедливости осуществления публичной власти в обществе.

С другой стороны, верховенство права можно рассматривать в либеральной ее трактовке, как способ обеспечения человеческой свободы, устранения правовыми способами насилия и произвола, которые могут исходить от государственной власти. Главным здесь становится вопрос о подконтрольности и подотчетности гражданскому обществу публичной власти, об устранении тирании государства. В этом случае проблему верховенства права необходимо рассматривать в ее связи с проблемой демократии, так как в современном мире именно демократическое правление обеспечивает наибольшую степень свободы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: