Ответить на вопросы необходимо письменно, срок выполнения – до 22.05.2015

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. / О. С. Ахманова – М.: Изд-во Советское просвещение, 2014. – 576 с. 

2. Васильева А. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. А. Н. Васильева. – М.: Высш. шк., 1990. – 325 с.

3. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учеб. пособ. / Б. Н. Головин. – М.: Высш. шк., 1990. – 295 с.

4. Основы научной речи: учеб. пособ. для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Н. А. Буре, М. В. Быстрых, С. А. Вишнякова и др.; под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка / Д. Э. Розенталь. – М.: Высш. шк., 1987. – 399с с.

6. Русский язык. Энциклопедия / гл. ред. Ю. Н. Караулов. – 2-е изд. – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» & Издательский дом «Дрофа», 1997. – 721 с.

7. Русский язык: Энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин; ред. колл.: Р. И. Аванесов, В. И. Борковский, Т. А. Ганиева и др. Институт русского языка АН СССР. – М.: Советская энциклопедия, 1979. – 432 с.

Задание для практической работы:

Упражнение 7.1. Выберите один из заключенных в скобки вариантов в соответствии с нормативным построением простого предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в концертных выступлениях – дадут ряд концертов). 2.На предприятии (происходит рост производительности – растет производительность) труда благодаря применению новейших методов производства. 3. (Однаодной) из задач, которую нам предстоит срочно решить, является задача повышения успеваемости по русскому языку.4. Сложный и оригинальный внутренний облик Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом ярком (среди – по сравнению с языком) всех действующих лиц «Грозы». 5. Ломоносов в юности был (рыбак – рыбаком). 6. Эта река (спокойная – спокойна). 7. Общественность (широко готовится – готовится широко) отметить сорокалетие деятельности писателя. 8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком (широкая – широка.

Упражнение 7.2. Раскрывая скобки, выберите форму согласования определения со следующими существительными: общего рода; имеющими при себе приложение; зависящими от числительных два, три, четыре.

1. Возле станции (открылось – открылась) (диетическое – диетическая) кафе-столовая. 2. Два (решетчатых – решетчатые) окошечка были затянуты марлей. 3. Карта мира радикально изменилась (за последнее полстолетие – за последние полстолетия). 4. Три (высокие – высоких) горы окружали долину. 5. Трудно поверить, что этот тихий, скромный мальчик, сидящий в углу, (такой – такая) непоседа. 6. (Первые – первых) два места в таблице занимают два клуба, (набравшие – набравших) равное количество очков. 7. Две (третьи – третьих) премии и два (почетных – почетные) диплома, (полученные – полученных) учениками музыкального класса, составляют предмет законной гордости всего коллектива училища. 8. О тропическом цветке виктории-регии, (нежном и красивом – нежной и красивой), мы узнали из недавней телевизионной передачи. 9. В (захваченном – захваченной) на всякий случай (старом – старой) плащ-палатке было очень удобно. 10. Две (столовые – столовых) и три (прачечные – прачечных) построены в новом микрорайоне.

 

Упражнение 7.3. Раскрывая скобки, поставьте существительное при двух или нескольких определениях в нужный падеж и число. Укажите, возможны ли вариантные формы.

1. На факультете работают уже не один год археологический и краеведческий (кружок). 2. То на северной, то на западной (трибуна) раздавались громкие аплодисменты. 3. Экономическое и культурное (сотрудничество) между нашими странами непрерывно крепнет и развивается. 4. Спортсмены завоевали первое и второе (место) в спринте. 5. Многое меняется в системе и методах преподавания в средней и высшей (школа). 6. Докладчик подчеркнул полную противоположность, несовместимость пролетарского и буржуазного (мировоззрение). 7. Как с научной, так и с практической (точка) зрения было бы полезно объединить усилия наших коллективов. 8. В первом квартале нового года машиностроительная и легкая (промышленность) выполнили план на 100,3 процента. 9. Они встретились в перерыве между первой и второй (смена). 10. Лифт остановился между четвертым и пятым (этаж). 11. Эти культуры хорошо растут на песчаной или глинистой (почва). 12. Мой друг с увлечением изучает русскую и зарубежную (литература). 13. Юность писателя пришлась на конец XIX и начало XX (век).

 

Упражнение 7.4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.

1. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал... нормы по лыжам. 2. Ряд мер, направлены… на поднятие дисциплины среди учащихся, принимается администрацией школы. 3. Подавляющее большинство учеников и учениц нашего класса показал... на экзаменах глубокие знания. 4. Установлен... три новых всесоюзных рекорда. 5. Сорок два станка неумолчно гудел... и равномерно вздрагивал....6. Много детей больн... был... гриппом. 7. Мы вошли в кабинет директора, после того как девушка-секретарь доложил... о нашем приходе. 8. Такси стоял... у ворот дома. 9. Эти пол-арбуза, как дети сразу догадались, был... отложен... для них. 10. Ты и твои друзья окаж... нам помощь и на этот раз.

Упражнение 7.5.

Выберите один из заключенных в скобки вариантов.

1. Мать сильно беспокоилась (за сына – о сыне). 2. Всякий непредубежденный человек видит преимущества новой антивирусной программы системы (над – перед) прежней. 3. Решимость прогрессивных сил во всех частях света не допустить новую войну вселяет в нас уверенность в (победу – победе) дела мира. 4. Напрасны были его попытки (тормозить – препятствовать) развитию физкультурного движения. 5. К концу года профсоюзный комитет должен будет отчитаться (о – в) проделанной работе. 6. Астрономы с большим интересом наблюдали (за солнечным затмением – солнечное затмение). 7. Мальчик бросил (камень – камнем) в воду. 8. (Чем я обязан такому лестному отзыву – чему я обязан таким лестным отзывом) о моей работе. 9. Необходимо своевременно обеспечить (школам потребное количество – школы потребным количеством) топлива на зиму. 10. Успокойтесь, выпейте (воду — воды).

Упражнение 7.6. Используя предлоги в и на, составьте предложения с приводимыми ниже словами. Объясните выбор предлога.

Квартира, почтамт, вокзал, предприятие, комбинат бытового обслуживания, полевой стан, собрание, агитпункт, киностудия, опера, флот, море, озеро, небо, село, Украина, Кавказ, Урал, Карпаты, Балканы, метро, поезд, трамвай, самолет, автобус.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: