Глагол ставится во множественном числе.
1). Если подлежащее выражено оборотом со словами большинство, меньшинство, большая (меньшая) часть, ряд и т. п.
2). Если при подлежащем есть перечисление: Большинство рабочих, служащих, инженеров прошли переквалификацию.
3). При однородных сказуемых: Большая часть наших выпускников поступают в вузы, показывают высокие результаты, добиваются цели.
4). Если при подлежащем есть причастный оборот или придаточное определительное: Ряд учебников, которые понадобятся ребятам, были куплены заранее.
5). Если подчеркивается активность действия: Меньшинство спорщиков бешено сопротивлялись.
6). Если сказуемое выражено кратким или относительным прилагательным: Большая часть зданий в городке деревянные.
Для подлежащего, выраженного количественно-именным сочетанием (счетный оборот)
1). Если подчеркивается совместность действия, употребляется ед. число: В классе сидело 10 человек.
2). Если подчеркивается раздельность действия, употребляют мн. число: Десять самолетов взлетело попарно.
3). Если есть ограничительная частица – ед. число: На занятие пришло только 7 человек.
4). При составном числительном, заканчивающемся на один, как правило, сказуемое ставится в ед. ч., на 2, 3, 4 – во мн. ч.: Шел сто один ишак, шли сто двадцать три слона.
5). Если подлежащее выражено оборотом со словами много, мало, немного, немало, столько, несколько – нормативно употребление ед. числа: Немного нашлось охотников поучаствовать в эксперименте.
6). Если местоимение кто употребляется в функции союзного слова, то сказуемое ставится в форму ед. ч.: Все, кто пришел в школу, были подготовлены к зачету.
Согласование определений и приложений.
1). Определение с существительным общего рода согласуется по смыслу: Круглый(ая) сирота.
2). Определение с существительным, имеющим при себе приложение, согласуется:
– при сочетании родового и видового понятия – с родовым: маленькая птичка колибри, полноводная река Енисей, центральная газета "Известия";
– при наличии собственного и нарицательного сущ. согласуется с ближайшим: опытный врач Петрова. Врач Петрова внимательна к больным;
– причастие согласуется только с собственным сущ.: Вошедшая в палату врач Петрова.
3). Определение со счетным оборотом, как правило, согласуется:
– существительные мужского и среднего рода в род. пад. (два новых дома, два светлых окна), женского рода в им. пад. (две большие комнаты);
– опред. + числ. = им. пад. (за последние два месяца);
– числ. + опред. = род. пад. (за два последних месяца);
– если после счетного оборота следует определение = им. пад.: Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали.
4). Согласование двух определений при одном существительном
В единственном числе согласуется:
– если существительное не имеет формы множественного числа, то согласуется в ед.: политическое, экономическое и культурное сотрудничество стран;
– если нужно подчеркнуть самостоятельный характер, сказуемое ставят во мн. число: Тяжелая и легкая атлетика включают …;
– если единственное и мн. число имеют разные значения: католическая и православная церковь;
– если есть противительный или разделительный союза: не каменный, а деревянный мост
5). Согласование приложений.
– При согласовании имен собственных и условных наименований обычно учитывается наличие родового понятия: в гостинице "Москва", в романе "Отцы и дети", в пьесе "Вишневый сад". В таком случае приложение ставится в им. пад.
– При отсутствии родового понятия такое наименование ставится в нужном падеже по контексту: В "Вишневом саде", об "Отцах и детях" Прозвища ставятся в им. пад: у Всеволода Большое Гнездо, с Ричардом Львиное Сердце.
Варианты форм, связанные с управлением.
1). Предложное и беспредложное управление.
а) обычно предложные конструкции, в которых отношения между словами выражаются не только падежным окончанием, но и предлогом, имеют более конкретный характер, связь между словами уточняется. Так, сопоставляя сочетания лицо у девушки – лицо девушки, отмечаем в первом из них более четкое выражение принадлежности и связь со сказуемым в контексте предложения;
б) своебразные варианты с различным содержанием образуются при слабом управлении, при котором связь между словами не является необходимой, вытекающей из лексико-грамматической природы слова. Так, двузначными являются конструкции: Ассистенту приходилось многое объяснять – он объяснял или ему объясняли?; Приказали ему доставить топливо – он получил приказ или в результате приказа ему доставят? Неясность подобных конструкций связана с порядком слов.
в) требуют также правки предложения, в которых нарушены синтаксические связи между управляющим словом и зависимым оборотом, имеющим в своем составе предлоги кроме, помимо, вместо, наряду с и др. Эти обороты, как правило, управляются сказуемыми, при которых имеется однородное по смыслу другое управляемое слово, например: кроме книг выпускают брошюры.
2). Выбор предлога.
а) синонимический ряд образуют предлоги с изъяснительным значением (при глаголах речи и соответствующих существительных). Например: разговоры о поездке – про поездку – насчет поездки - относительно поездки - касательно поездки. В этих сочетаниях наблюдается убывающая конкретизация предмета речи и стилистическая дифференциация, а также выявляется разговорный характер предлогов про и насчет, книжный – предлогов касательно, относительно;
б) синонимичны многие предлоги, выражающие пространственные отношения, например: у дома – при доме – около дома – возле дома – подле дома – вблизи дома. Значение наибольшей степени близости выражается сочетаниями с предлогами при и у, значение средней близости – предлогами около, возле, подле, значение наименьшей степени близости – предлогом вблизи. Употребление предлога в в пространственном значении связано с представлением об ограниченном пространстве, при отсутствии этого значения употребляется предлог на. Ср.: машины стояли во дворе (окруженное забором или домами пространство) – дети играли на дворе (вне дома; ср.: на дворе сегодня холодно).
в) синонимичны некоторые предлоги, выражающие временные отношения, например: в последнее время – за последнее время, первое сочетание указывает на определенный момент, второе – на временной отрезок; ср.: в последнее время он чувствует себя лучше – за последнее время он добился улучшения своего здоровья; в праздники – по праздникам (навещал друзей) – первое сочетание указывает на время совершения действия, второе – на регулярность повторения действия в определенные сроки; в два часа – за два часа (сделать): в первом сочетании отмечается период совершения действия, во втором – длительность процесса;
г) синонимичны многие предлоги, выражающие причинные отношения: благодаря, ввиду, вследствие, в связи с, в силу, из-за, по причине и др. При их употреблении обычно учитываются присущие им смысловые оттенки.
д) синонимичны предлоги по и о при некоторых глаголах, выражающих душевные переживания (горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить и др.), например: скучать о доме – скучать по дому. Предлог по в указанных конструкциях сочетается с двумя падежами: дательным и предложным. Дательный падеж обычно употребляется при именах существительных. Предложный падеж употребляется при личных местоимениях 1-го и 2-го лица множественного числа;
е) без заметного различия (поскольку им всем присущ одинаковый книжный характер) употребляются в качестве синонимов отыменные предлоги (предложные сочетания): в сравнении с – по сравнению с, в отношении к – по отношению к и др.
3). Выбор падежной формы.
а) некоторые конструкции допускают двоякие падежные формы, одной из которых может быть присуща та или другая стилистическая окраска. Варианты вершить судьбами – вершить судьбы равноправны. Варианты бояться, слушаться, дожидаться сестры – бояться, слушаться, дожидаться сестру равноправны. Предлоги согласно, вопреки управляют дательным падежом (согласно, вопреки приказу), постановка существительного в родительном падеже недопустима.
б) выбор падежа может зависеть от лексического состава конструкции;
в) предлог исключая требует после себя постановки существительного в винительном падеже. Предлог не исключая употребляется как с винительным, так и с родительным падежом. Предлог между употребляется с двумя падежами: родительным и творительным. Современному употреблению больше отвечает второй вариант (с творительным падежом). Предлог сообразно употребляется с дательным падежом (сообразно чему) и творительным падежом (сообразно с чем).
4). Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием. При переходных глаголах с отрицанием в одних случаях явно преобладает употребление родительного падежа дополнения, в других – употребление винительного падежа, в третьих – наблюдается факультативное их использование.
а) родительный падеж, имеющий в рассматриваемой конструкции значение подчеркнутого отрицания, обычно употребляется в следующих случаях:
– при наличии в предложении частицы ни или начинающихся с частицы ни местоимения или наречия, например: Да мы не имеем ни малейшего понятия о том, что делается с этими несчастными;
– при разделительно-количественном значении дополнения;
– при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, знать, хотеть, желать, ожидать и т.п.);
– при глаголах иметь, получать, доставать и т.п., которые в сочетании с частицей не приобретают значение полного отрицания, например: Не имеет комнаты;
– при выражении дополнения отвлеченными существительными: не дает оснований, не обнаруживает понимания, не теряет надежды, не скрывает радости, не осуществляет контроля, не упускает случая, не делает уступок;
– в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, чаще при выражении дополнения отвлеченным существительным;
– при деепричастии или причастии;
– в инфинитивных предложениях, в которых подчеркивается категорический характер отрицания, например: Не нагнать тебе бешеной тройки.
б) винительный падеж, ослабляющий значение отрицания, обычно употребляется в следующих случаях:
– при указании на конкретный объект («именно этот предмет, а не вообще какой-то»);
– при выражении дополнения одушевленным существительным, в частности собственным именем лица, например: Ты не любишь мать;
– нередко при инверсии дополнения (постановке его впереди глагола-сказуемого);
– в вопросительных и восклицательных предложениях, общий смысл которых не имеет характера отрицания;
– в побудительных предложениях (со сказуемым в форме повелительного наклонения), в связи с их разговорным характером;
– при форме совершенного вида глагола-сказуемого, указывающей на результативность действия;
– при двойном отрицании (т.е. усиленном утверждении);
– при совпадении различных, но одинаково звучащих падежных форм для устранения неясности;
– при наличии слов (частиц) с ограничительным значением: чуть не пропустил лекцию, едва не уронил стакан;
– при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к прямому дополнению и к сказуемому;
– при распространении дополнения несколькими определениями;
– в устойчивых сочетаниях, пословицах, поговорках, обычно при выражении дополнения конкретным существительным.
в) факультативное употребление родительного и винительного падежа при переходном глаголе с отрицанием связано со стилистическим различием: конструкции с родительным падежом характерны для книжной речи, конструкции с винительным падежом – для речи разговорной.
г). при глаголах с приставкой недо-, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в форме винительного падежа.
д) постановка прямого дополнения в форме винительного падежа обязательна в тех случаях, когда отрицание «не» стоит не при переходном глаголе, а при другом слове в предложении, например: Не вполне понял задание.
5). Управление при однородных членах предложения.
При двух или нескольких управляющих словах общее зависимое слово допустимо, когда каждое из управляющих слов требует того же падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу. Наличие общего зависимого слова при различном управлении нарушает грамматико-стилистическую норму.
6). Различные предложно-падежные формы при одном управляющем слове:
а) некоторые глаголы имеют при себе управляемое слово в различных предложно-падежных формах, что связано с разными смысловыми или стилистическими оттенками. Сюда относятся: бросить что (значение объекта: бросить камень в воду, бросить палку на землю) – бросить чем (значение орудия: бросить камнем, палкой в собаку); вертеть пальцы (крутить, причиняя боль) – вертеть пальцами (от нечего делать);
б) различие между формами винительного и родительного падежа может заключаться в том, что первый указывает на определенный предмет, а второй – на предмет неопределенный;
в) в некоторых конструкциях при одном управляющем слове имеются два дополнения; выбор падежной формы зависит от вкладываемого в конструкцию смысла.
Вопросы к самопроверке:
1. Какие стилистические функции выполняет порядок слов в предложении?
2. Какое синтаксическое значение имеет порядок слов в предложении?
3. Как согласуется сказуемое с подлежащим, в составе которого есть собирательное существительное?
4. Как согласуется сказуемое с подлежащим, выраженном количественно-именным сочетанием?
5. Как согласуется сказуемое с однородными подлежащими?
6. В чем состоят особенности согласования определения с существительными, зависящими от числительных два, три, четыре?
7. Как согласуются приложения?
8. В чем состоит синонимия падежных форм?