Диапазон голоса. Упражнения для расширения диапазона

Диапазон – это звуковой объем. Это потенциальные возможности певца брать те или иные ноты. Все мы с рождения обладает определенным диапазоном. Его можно развивать на несколько тонов в случае необходимости.
Очевидно, что частотный диапазон голоса мужчин и женщин различен. Это заметно даже при обычной беседе. У мужчин голос более грубый. Это связано с более толстыми голосовыми складками, которые даны им с рождения.

Известно, что понятие «диапазон» включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков различной высоты, доступ­ ных человеческому голосу. Значит, надо добиваться того, чтобы диапазон расширился. Но при этом необходимо со­ хранять качество голоса в каждом из участков звукового диапазона, то есть во всех регистрах — среднем, груд­ ном, головном.

Регистр — это часть звукоряда, ряд со­ седних звуков, объединенных прежде всего тембровым единством. Чтобы сохранить устойчивость, качество голоса во всех трех регистрах (естественное, свободное звучание голоса в любой тональности, доступной данному человеку), надо «сравнять» регистры, заставить их работать совокупно. Это значит, что при звучании голоса в грудном регистре работает верхний резонатор, а при звучании в головном— нижний. Высокие и низкие тона голоса нужны прежде всего для ясного несения мысли. Ведь знаки препинания, которые помогают точно передавать, «рисовать» мысли, имеют каж­ дый свое тональное выражение. Зритель должен слышать в голосе артиста вопрос, восклицание, многоточие, запятые, которые не обрывают, а развивают мысль, заставляют ждать конца ее, ясные, определенные точки, завершающие мысль. Только при этом условии речь становится понятной и воздействует на зрителя. Вот почему с первых же занятий над голосом надо развивать его диапазон.

«Стон» в разных тональностях, повышение и понижение отдельных строчек стихотворения и всевозможных сочетаний гласных с сонор­ ными согласными, с обязательным оправданием изменения тональности — все это способствует расширению диапазона голоса.

 

Упражнение «Сплетник» Используйте междометия: «но, ну, ни». Товарищ хочет открыть ваш секрет другому. «Но-но-но-но-но!» — говорите вы («не смей этого делать— предупреждаю»). Голос звучит спокойно в среднем регистре. Товарищ, однако, уже нагибается к уху соседа... «Ну-ну-ну-ну!» — останавливаете вы его («приказываю — прекрати!»). Фраза звучит несколько выше. Не бойтесь этого естественного повышения. Только сохраняйте свобо­ ду фонационных путей. Проверьте свободу звучания голоса в головном регистре. Товарищ послушался — остановился. «Ни-ни-ни-ни-ни! — сказали вы ему (строгое преду­ преждение — «не делай таких вещей никогда»). То­ нальность понизилась. Голос звучит в грудном регистре. Интервалы повышения и понижения голоса увеличивай­ те постепенно. Не торопитесь! В этом упражнении хорошо ощущается сила давления на связки «воздушного столба». В первом случае умеренная, чуть усиливающаяся на последнем ударном слоге; во вто­ ром сила давления увеличивается, воздух выталкивается балее быстрыми толчками; в третьем сила давления умень­ шается, толчки замедляются.

 

Упражнение «М а л я р» Вы веселый «маляр». Кисть руки — это «кисть» маляра- Надо «выкрасить карниз». Он (карниз) перед вами стоит вертикально, а не лежит горизонтально. Движение руки сопровождаете словами: К раской краш у я карниз: Вперх и вниз, и вверх, и вн и з... Сначала маленькие мазки (надо приноровиться) только кистью руки. За «кистью» идут слова — такие же короткие («поддайте» их): их): 83 Движения становятся увереннее, шире (от локтя) и слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе с движением руки. Затем рука заработала от плеча! Широкий мазок вверх и вниз. Гласная в слове еще шире, голос поднимается еще выше и опускается еще ниже. В последний раз голос (вместе с рукой) идет наверх и затем вниз «на дно», и вы говорите: «Вот и выкрашен карниз». Добивайтесь синхронности движения руки и речи. Темп, амплитуда, свообода движения руки будет сказываться на характере речи. Легко поднимайте и опускайте звук! Ника­ кого напряжения! Ощущайте предел своих возможностей в высоких и низких тональностях. Не торопитесь расширять диапазон! Все постепенно! От занятия к занятию! От упраж­ нения к упражнению! Рече-двигательньтй рефлекс, словесный приказ своему голосу, «видение» высокого тона звучания помогают опосредованно воздействовать на голосовой аппа­ рат и при развитии диапазона голоса. Никаких произволь­ ных движений голосообразующего аппарата! Все автомати­ чески делается и при модулировании голоса (переходы в другую тональность) и при изменении силы звука. «Всякие произвольные движения мягкого нёба, гортани, глотки, корня языка могут иметь лишь отрицательное значение»,— пишет К. Злобин.

9. Гигиена голосового аппарата. Способы разогрева голосовых мышц.

Для того чтобы речевой голос всегда был в хорошей форме, нужно соблюдать определенный режим и строгие гигиенические условия. Большое значение для предупреждения расстройств речевого голоса имеет укрепление нервной системы. Здесь следует упомянуть о режиме сна: очень важно, чтобы сон был спокойным и глубоким. Всегда следует помнить, что частой причиной неврозов является недосыпание, а невроз отрицательно влияет на голосовой аппарат.

Борьба с простудными заболеваниями путем закаливания должна занять в быту одно из первых мест. Для закаливания речеголосового аппарата рекомендуется следующее:

¦ полоскание горла, сначала комнатной, а потом холодной подсоленной водой по нескольку раз в день — это закаливает носоглотку; полезно и обмывание шеи холодной водой (сначала также комнатной);

¦ умывание лица холодной водой с последующим растиранием по типу косметического массажа кожи.

Обязательна утренняя гимнастика. Подбирать упражнения следует с учетом работы мышц брюшного пресса, спинных мышц. Проведение упражнений утренней гимнастики следует сочетать с упражнениями, рекомендуемыми для тренировки дыхательного и голосового аппарата.

После проведения утренней гимнастики следует обязательно провести носовую дыхательную гимнастику: 10–15 вдохов и выдохов через каждую ноздрю с закрытым ртом.

В соблюдении гигиенического режима имеет большое значение состояние зубов и десен. Раз в месяц следует показываться врачу-стоматологу. Во время чистки зубов очень полезно проводить массаж десен. Следует делать на верхней и нижней деснах указательным пальцем с зубной пастой движения в вертикальном и круговом направлениях и одновременно тянуть звук М.

Большую роль играет личная профилактика нарушений голоса: не читать и не петь в больном состоянии, ограничить голосовую нагрузку для женщин в менструальный период.

Очень частыми спутниками нарушений речевого голоса являются алкоголь и курение. Алкоголь, действуя на центральную нервную систему, поражает слизистую оболочку верхних дыхательных путей и снижает сопротивляемость организма. Речевой голос человека, злоупотребляющего алкоголем и курением, всегда надтреснут, дрожащий оттенок придает ему неприятный тембр.

Курение в первую очередь действует на слизистую оболочку гортани, дыхательного горла и бронхов, в результате чего курильщики часто болеют бронхитами, ларингитами, приступами кашля. При постоянном раздражении табачным дымом голосовые связки воспаляются, утолщаются, понижается их эластичность, появляются частые несмыкания голосовых связок. Голос всегда сиповат на низких тонах и визглив на высоких, ограничен его диапазон, он слабый, часто срывается.

Голосовой аппарат человека — очень сложный по своей конструкции орган и наделен чрезвычайно своеобразными физическими и физиологическими свойствами. Правильная тренировочная работа в воспитании навыков звукообразования — залог профессионализма, обеспечивающий здоровье голосового аппарата и тем самым сохранение голоса.

Постоянные тренировочные занятия по совершенствованию речевого аппарата, правильный режим его функционирования и гигиена голоса поддерживают выработанные качества и сохраняют выносливость его, придавая голосу силу, легкость, округлость, модулирование, красоту, свободное владение регистрами.

Способы разогрева голосовых мышц

Большинство вокальных разминок включают в себя исполнение разных звуков голосом, но также необходимо выполнять упражнения, которые разогревают легкие, губы, язык и тело, чтобы вы расслабились и были готовы петь.

1.Откройте горло. Один из первых и самых простых способов разогреть тело перед пением — открыть горло и диафрагму с помощью зевания.[1] Для того чтобы заставить себя зевнуть, подумайте об этом или же просто посмотрите видео, как кто-то зевает.

Повторите процедуру с зеванием 2–3 раза, чтобы полностью раскрыть горло и диафрагму.

2. Задействуйте мышцы живота. Использование мышц живота и правильная подача звука телом очень важны, когда вы поете. Чтобы задействовать мышцы, которые вы должны использовать, издайте легкий кашель. Обратите внимание на то, какие именно мышцы участвуют в этом действии, поскольку это мышцы, которые вы должны использовать при пении.[2]

К мышцам кора среди прочих относятся также поясничные мышцы, мышцы тазового дна и диафрагма. Задействуйте эти мышцы во время пения, так вы сможете полностью раскрыть свой голос.

3. Расслабьте шею и плечи. Тело должно быть расслаблено во время пения, чтобы мышцы и тело не были напряжены, особенно во время исполнения высоких нот. Чтобы расслабить верхнюю часть тела, просто поднимите плечи к ушам, держите их в таком положении в течение пяти секунд, а затем расслабьте. Повторите упражнение 4–5 раз.[3]

Голос всегда должен исходить из диафрагмы, но иногда для того, чтобы взять высокие ноты, люди используют другие части тела вместо живота. Это неправильно.

Чтобы избежать подобной ошибки, продолжайте расслаблять шею и плечи во время распевки, особенно перед тем, как брать высокие ноты.

4. Делайте дыхательные упражнения. Поскольку дыхание — это своего рода механизм, который создает голос, перед пением очень важно также сделать несколько дыхательных упражнений. Можете выполнить следующие два упражнения:[4]

Расслабьте плечи и грудь, сделайте глубокий вдох, при этом живот слегка поднимается. Затем медленно выдохните. Продолжайте дышать в таком ритме еще две минуты.

Вдыхайте, как и раньше, но выдыхайте медленнее, создавая при этом шипящий звук. Повторяйте в течение одной минуты.

5. слабьте напряжение в челюсти. Напряжение в челюсти и ротовой полости может также повлиять на ваше пение, поэтому перед пением максимально расслабьте данную часть. Чтобы ослабить напряжение, сделайте следующее:

Положите ладони на щеки, открыв при этом челюсть в естественном положении.

В течение одной-двух минут легкими движениями массируйте челюсть и мышцы лица.[5]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: