Материалы проведения занятия

«Основы Гжельской росписи»

 

Подготовила: Корягина Юлия Викторовна

 

Цели: изучить Гжельскую роспись.

Задачи: - знакомство с историей промысла Гжель;

- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски

при росписи Гжель;

- формирование положительного эмоционального фона.

Оборудование: белые альбомные листы, кисти разного диаметра и

назначения (толстая круглая, средняя заостренная (для

примакивания, тонкая контурная, синяя и белая гуашь на палитре,

стаканчики с водой, доска для показа образца рисования, образцы

рисунков.

 

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока, расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы, зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Ход занятия: Гжель - село, название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. История промысла начинается с XVIII века. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды.

Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее). Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика.

Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.

Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора.Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая, а не глиняная.

Из фарфора стали делать масленки, молочники, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание — премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели — синей сказки.

Методика рисования основных элементов.

Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше, чем на другую.

Упражнение 1. Полоски. Упражнение 2. Листья вверх-вниз

Набрав краску, проводим полоску. Набрав краску, приставляем кисть от себя. параллельно листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.

Упражнение 3. Лепесток вниз. Упражнение 5. Розан

Набрав краску, приставляем кисть С помощью изученных элементов параллельно верхнему листу, с собираем розан. Тонкой кистью и легким нажимом проводим линию кистью для примакивания оформляем вниз, чуть в сторону и поднимаем и дополняем рисунок.

Упражнение 6 — элементы декора Гжель и орнаменты, которые использует роспись.

 

В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т. д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать кисть для примакивания и тонкую кисть.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего цвета. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого цвета, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.




double arrow
Сейчас читают про: