Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц)

Советы логопеда по автоматизации звука С и Сь

Составила учитель-логопед

Анастасия Михайловна Дешевицина

Сигматизм – дефект произношения С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч.

Нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и, реже, их пропусках.

Правила занятия с ребенком дома

1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.

2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

3-время проведения занятий 10-15 минут

4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

6-все задания (кроме графических) выполняются устно

 

Артикуляционная гимнастика

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка - язык, губы, челюсти –также работал правильно и четко.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из упражнений для тренировки подвижности и переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука.

 

Что необходимо знать!

1.Выполнять артикуляционные упражнения следует несколько раз в день.

2.Артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом.

3.Количество повторов каждого упражнения от 5-10 раз.

Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

4.Артикуляционные упражнения лучше всего проводить в игровой форме.

5.Не заставляйте ребенка выполнять все упражнения сразу, лучше хорошо сделать 2-3 и передохнуть.

6. Поощряйте ребенка, даже если сделать правильно не получилось.

 

Как правильно произносится звук С: · губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы; · зубы сближены до расстояния 1-2 мм; · кончик языка упирается в нижние резцы; · передняя часть спинки языка выгнута; · боковые края языка прижаты к коренным зубам; · вдоль языка по его средней линии образуется желобок; · между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель; · сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум; · голосовые складки разомкнуты – не производят голос. Как правильно произносится звук Сь: · При произнесении звука Сь положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.  

 

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).

  1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.   3. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным) Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек. Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения. Язычок наш как лопатка - Очень ровный, очень гладкий. А такой лопаткой И копать приятно.   4. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка). Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10. Внимание: Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.   Провинился язычок, Ничего сказать не смог. Мы его похлопаем, Губками пошлепаем.   5. «Забить гол» (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка). Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола. Внимание: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.   Я послушный язычок Превращаю в желобок. Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.   6. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону. Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Чищу зубы чисто, чисто И снаружи, и внутри; Я хочу, чтобы всегда Были белые они.   7. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесения свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка). Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд. Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук И с открытым ртом – язык примет правильное положение. Горка длинная у нас! Мы прокатимся сейчас. Ты на горке удержись, Плавно, медленно катись. Упражнения на автоматизацию звука С:   Упражнения на автоматизацию звука Сь: Игры для формирования звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).

Насос

Цель. Автоматизация звука с.

Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на ве­лосипедах. Надо проверить, хо­рошо ли надуты шины. Пока ве­лосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачи­вать шину: «с-с-с...» Дети вста­ют и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, про­износя звук с и подражая дейст­вию насоса.

Если у ребенка звук с не получа­ется, значит, он неточно выпол­няет движения. Насос ремонти­руется.

Мяч

Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх),

По полу беги скорей (катит мяч по полу),

Скок об пол, смелей, смелей (бро­сок 4раза об пол).

Лиса

Цель. Автоматизация звуков с, с' в тексте.

Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Ос­тальные дети — куры. Куры гуля­ют по полю, клюют зерна и червя­ков. Куры приговаривают: Лиса близко притаилась — Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела — Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса вы­бегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.

Сова

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Прежде чем прово­дить игру, детям показывают картин­ку с изображением совы, рассказы­вают об этой птице.

Игра проводится следующим обра­зом. Выбирается один из детей, он — сова. Остальные дети — птички. Сова сидит на дереве (стуле). Дети бегают вокруг нее, затем осторожно к ней приближаются и говорят:

Сова, сова, сова, совиные глаза,

На суку сидит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как слетит...

На слове «слетит» сова слетает с де­рева и начинает ловить птичек, кото­рые от нее убегают. Пойманная птич­ка становится совой. Игра повторяет­ся.

Ванька, встань-ка

Цель. Автоматизация звуков с, с’ в тексте.

Описание игры. Дети делают движения: встают на носки и возвращаются в исходное по­ложение. Затем приседают, опять встают на носки, присе­дают. Движения сопровожда­ются словами:

Ванька, встань-ка,

Ванька, встань-ка, Приседай-ка, приседай-ка. Будь послушен, ишь какой, нам не справиться с тобой.

Пильщики

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети становятся друг перед другом, соединяют крест-накрест руки и воспроизво­дят под счет педагога движения пилы по бревну, произнося дли­тельно звук з. Того, кто непра­вильно произносит звук, выводят из игры и просят произнести пра­вильно звук з. Педагог напоминает ребенку, как нужно держать язы­чок при произнесении этого звука.

Вьюга

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Дети изображают вьюгу. По сигналу педагога они начинают тихо произносить звук з, затем постепенно усиливают его, а потом постепенно ослабляют. На начальных стадиях можно прово­дить

эту игру перед зеркалом {продол­жительность произнесения звука для каждого ребенка должна быть ограничена 5—10 секунда­ми).

Цветы и пчелки

Цель. Автоматизация звука з.

Описание игры. Перед началом игры условливаются, кто будет пчелками, а кто — цветами {на­пример, мальчики — цветы, а де­вочки — пчелки). Затем все разбе­гаются по комнате или площадке. Как только раздается сигнал педа­гога {удар в бубен или хлопок в ла­доши), дети, изображающие цветы, встают на колено. Пчелки машут крыльями и перелетают с цветка на цветок, при этом они подража­ют жужжанию пчел: в-з-з-з-з. При новом ударе бубна дети меняются ролями, разбегаются по площадке, и уже другие пчелки упражняются в произношении звука з.

Назови картинку

Цель. Автоматизация звуков з, з' в сло­вах и предложениях.

Оборудование. Картинки на звук з, на­пример: зайка, замок, глаза, завод, за­бор.

Описание игры. Дети сидят за стола­ми. На столе у педагога лежит стопка картинок рисунками вниз. У каждого ребенка такие же парные картинки. Педагог вызывает кого-нибудь из де­тей и просит его взять из его стопки верхнюю картинку, показать ребятам и сказать, какую картинку он взял. Тот, у кого есть такая же картинка, встает, показывает ее ребятам и говорит: «И у меня на картинке зайка». Дети кладут обе картинки на стол. Игра продолжа­ется до тех пор, пока не будут разобра­ны все картинки со стола педагога.

Коза рогатая

Цель Автоматизация звука з в тексте.

Описание игры. Чертой (стуль­чиками) отгораживается дом. По площадке гуляет коза. Дети хо­ром говорят!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп!

Ой, забодает, забодает!

Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забо­даю, забодаю!»

Дети прячутся в дом, коза их ло­вит. Пойманные становятся по­мощниками козы.

Кто внимательней?

Цель. Дифференциация звуков с— з.

Оборудование. Картинки «Сви­сток» и «Звонок».

Описание игры. Педагог показы­вает детям картинки и спрашивает: «Кто знает, как свистит свисток?» (Дети отвечают: с-с-с...) А как зве­нит звонок? (Дети з-з-з...) А сейчас я посмотрю, кто из вас более вни­мательный. Я буду показывать то одну, то другую картинку, а вы произносите то звук с, то звук з».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: