Причаливание к берегу

ТЕХНИКА ОТВАЛА ОТ БЕРЕГА

Надувные суда типа ЛАС, ПСН и НДЛ чаще отходят от берега носом по течению, для них это более удобно, чем для байдарок, так как надутый баллон на самом борту судна не дает течению сильно прижать к берегу нос. Посадка идет в непривязанное судно, которое удерживает за корму самый задний гребец. Его весло уже находится в лодке. Остальные гребцы садятся с кормы или через борт, держа весла в руках, в порядке наибольшего удаления посадочных мест от берега. Когда все гребцы сели, заняли рабочее положение и взяли весла в руки, задний гребец слегка сталкивает корму и вскакивает в судно. Иногда на надувных судах применяют фартуки с посадочными местами под «юбку», как это делается на байдарках. Такие фартуки несколько затрудняют посадку самого заднего гребца, натягивание «юбки» на обруч посадочного места производится им в первую свободную минуту после отплытия.

Четырехместный катамаран может отходить от берега как носом против течения, так и носом по течению. Если посадка производится на отвязанный катамаран, причальный конец должен быть заранее смотан и закреплен на катамаране. Судно удерживает у берега носовой гребец (при отвале носом против течения) или кормовой гребец (при отвале носом по течению), чье место находится у берега. Его весло в это время лежит на каркасе катамарана. Гребцы садятся на катамаран с веслами в руках. При отвале носом против течения первым садится кормовой гребец ближнего к берегу борта, затем кормовой и носовой гребцы дальнего от берега борта. Гребцы ставят в рабочее положение упоры, берут в рабочее положение весла. После того, как все окажутся готовы, последний гребец слегка сталкивает катамаран, садится на свое место, ставит в рабочее положение упоры, берет в рабочее положение весло. При отвале носом по течению первым садится носовой гребец ближнего к берегу борта, затем носовой и кормовой гребцы дальнего от берега борта.

Плот стоит у берега всегда в одном положении: носом вперед, привязанный, как правило, носовым и кормовым причальными концами. В команде плота выделяют специальных чальщиков—носового и кормового. Посадка на плот начинается с того, что носовой чальщик отвязывает, сматывает и закрепляет на плоту носовой конец, после чего вся команда, кроме кормового чальщика, становится на плот и приводит греби в рабочее положение. Кормовой чальщик отвязывает, сматывает кормовой причальный конец, одновременно удерживая за него плот у берега. Затем он вместе с причальным концом прыгает на плот. Если кормовой чальщик не в силах удержать плот, он может завести кормовой конец петлей за дерево или большой камень и сесть на плот, удерживая свободный конец в руках. Плот будет удерживаться за счет трения веревки о дерево или камень. Затем чальщик отпускает свободный конец причальной веревки, плот отходит от берега, чальщик выбирает причальную веревку из воды, сматывает ее и закрепляет на плоту.

При отвале от берега гребных судов носом против течения носовые и кормовые гребцы производят дугообразные гребки—носовой от носа со стороны берега, кормовой — от кормы со стороны, противоположной берегу. Одновременно на одно- и двухместных судах закладывается небольшой крен внутрь поворота, и дальше работа производится на внутреннем борту поворота дугообразными гребками носового—к носу, кормового—от кормы (на одноместном судне единым гребком от кормы к носу). На четырехместном катамаране работают с обоих бортов дугообразными гребками с внутреннего борта поворота носовой—к носу, кормовой—от кормы, с внешнего борта носовой—от носа, кормовой—к корме. Как только судно развернулось и выровнялось по течению, переходят к прямой гребле. При отвале от берега носом по течению носовой гребец с ближнего к берегу борта производит дугообразный гребок от носа, кормовой гребец производит прямой гребок, на одно- и двухместных судах закладывается небольшой крен вниз по течению. После того как судно отойдет от берега на необходимое расстояние, кормовой гребец выравнивает судно дугообразным гребком от кормы.

Аналогичны приемы отвала от берега четырехместного катамарана и надувных судов. Если отвал от берега производится из улова или из области стоячей воды за большим камнем или скалой на берегу, выходить из улова нужно против течения основной струи, направляя судно под углом около 30° к направлению основной струи. Носовой и кормовой гребцы работают в основном со стороны, обращенной вниз по течению, задавая в ту же сторону крен. Носовой гребец делает зацеп в струе, кормовой прямыми гребками ускоряет судно. Разворот в нормальное положение завершается под действием струи, носовой гребец может выполнить еще один зацеп, кормовой—гребок от кормы с опорой на весло.

Отвал от берега плота производится совместной работой кормовой и носовой гребей к берегу, при этом кормовая гребь должна начать работу с опережением, чтобы сначала откинуло течением корму, затем нос ее догонит, а если опережает нос, то корму все время будет поджимать к берегу.

ПРИЧАЛИВАНИЕ К БЕРЕГУ

Причаливание складывается из выбора места причаливания, маневрирования судна с целью выхода к точке причаливания, остановки и закрепления судна у берега.

Причаливание к берегу гребных судов всегда производится носом против течения. Судно подводится ближе к берегу, затем дугообразными гребками разворачивается поперек течения, нос его направляют на берег, при этом нос входит в область более слабого течения, а на корму действует более сильное течение, которое и завершает разворот. Затем прямыми гребками нос медленно подводится к берегу. Такая техника причаливания пригодна для ровной небыстрой воды. На быстрине, а тем более на быстрине с валами, причаливание гребных судов производится из улова, в области стоячей воды за камнями или скалами. В этом случае причаливание начинается с разворота судна носом к берегу и придания ему скорости поперек струн. Как только судно войдет в улов, носовой гребец со стороны берега делает зацеп, кормовой гребец прямыми гребками вгоняет судно в улов и завершает работу обратным гребком от кормы на внутренней стороне поворота, при этом на одно- и двухместных судах закладывается крен внутрь поворота. Как только нос судна коснулся берега, носовой гребец, ближайший к берегу, выскакивает на берег и удерживает судно руками, а затем привязывает причальный конец. На быстрине гребец выскакивает сразу с причальным концом и удерживает судно, обернув одним витком причальный конец вокруг дерева или камня.

Причаливание плота производится параллельной работой носовой и кормовой гребей от берега, при этом плот прижимается к берегу бортом. Кормовая гребь опережает носовую, чтобы корму не относило от берега. Как только корма коснулась берега, на берег выскакивает кормовой чальщик с кормовым причальным концом и оборачивает его одним витком вокруг заранее намеченного дерева или камня, удерживая плот. Выскакивать нужно лицом по течению, удерживая веревку перед собой. Как только плот остановился, кормовой чальщик делает еще один оборот веревки вокруг дерева или камня и завязывает се. Затем с плота сходит носовой чальщик и привязывает носовой причальный конец. Кормовому чальщику могут помогать удерживать плот другие члены экипажа, но на плоту до его надежного закрепления обязательно должны оставаться капитан и загребной носовой греби.

Если при причаливании плота из-за неправильной работы гребями нос раньше коснулся берега, а корму не сумели удержать и плот начал разворот вокруг носа, упершегося в берег, необходимо зафиксировать носовым причальным концом нос плота, вытянув на плот носовую гребь, а потом, после завершения разворота, привязать оказавшуюся впереди корму. Иногда такой способ причаливания с разворотом вокруг носа, называемый причаливанием «тыром», применяют специально, так как он позволяет на время до 1—2 минут (пока течение разворачивает корму) удерживать нос на берегу. За это время можно надежно зафиксировать причальный конец. Но для современных плотов на надувных элементах плавучести такой способ причаливания опасен возможностью повреждения элементов плавучести и не оправдан, так как масса современных плотов сравнительно невелика и их можно удержать описанным выше способом. Поэтому к причаливанию «тыром» следует прибегать только в крайних случаях. Если плот все же зачален «тыром», обратный разворот, теперь уже вокруг кормы, лучше провести перед погрузкой, когда плот без груза и без экипажа.

Высадка людей. Высадка с гребных судов производится в порядке, обратном порядку посадки. Гребец каяка и носовой гребец байдарки выскакивают, как только нос судна коснулся берега, удерживая судно в равновесии двумя руками за фальшборты или привальные брусья (кормовой гребец помогает удерживать судно упором весла или держась за берег). Кормовой гребец байдарки выходит после того, как носовой гребец привязал причальный конец, удерживая равновесие судна так же, как и носовой (носовой помогает удерживать судно). Гребцы надувных судов выходят после привязки причального конца, начиная с находящегося ближе к берегу. Гребцы четырехместного катамарана выходят после привязки причального конца, начиная с того, кто находится дальше от берега. Экипаж плота после привязки причальных концов выходит с плота в произвольном порядке. Весла с гребных судов должны быть вынесены на берег, греби плота вытащены на плот. После выхода на берег экипажа любого судна (или после его разгрузки, если это остановка на ночлег) судно нужно привести в такое положение, чтобы силой течения его оболочка и причальные концы не терлись о камни на берегу или в воде. Для этого суда перечаливают в спокойные заливы, частично или полностью вытаскивают на берег и т. п. В каком бы положении ни находилось судно—полностью в воде, частично на берегу пли полностью на берегу,—оно должно быть привязано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: