№ | Этап урока | Содержание урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | ||||||||
1 | Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Проверяют готовность к уроку. | Подготовка класса к работе. Личностные ре зультаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||||||||
Актуализация знаний | Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной темой, попробуйте отгадать ее сами. Что изображено на слайде? Как называются такие словосочетания? Тема нашего урока «Фразеологизмы». Запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать цель. Сегодня мы дадим определение понятию «Фразеологизм», узнаем, в каких случаях уместно их употребление, определим их синтаксическую роль, а так же попробуем себя в роли иллюстраторов и самостоятельно изобразим такие словосочетания.
|
Слайд 1, 2, 3. Определение темы урока, постановка цели, задач урока.
| Помогает определить учащимся, что изображено на слайдах. | Отгадывают иллюстрации, определяют значение каждой картинки и сферу употребления. Формулируют тему и цель урока.
| Метапредметные результаты Целеполагание Постановка вопросов Предметные результаты Самостоятельное формулирование цели Формулирование проблемы Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе
| |||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | Знакомство с новым материалом. | Задание (на слайде): Для того чтобы понять, что такое фразеологизмы и чем они отличаются от свободных словосочетаний, давайте сравним их и определим, в каком столбике фразеологизмы, а в каком нет.
Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение – это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи. А теперь откроем учебники на стр. 81 и посмотрим, какое определение фразеологизма в нем дано. Запишем его. Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами. Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. А раздел языкознания, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией.
| Сравнение словосочетаний, работа с фразеологизмами. Слайд 4 | Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов. | Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах. Дают оценку деятельности одноклассников. Читают определение, делают вывод. | Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. | ||||||||
4 | Этап усвоения теоретичес кого материала. | Выборочный диктант (выписать в два столбика)фразеологизмы-слов-ия Медвежья берлога, медвежья услуга, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, сбивать с толку, сбивать с дерева, задрать нос, приходить в голову, ДЕЛАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! горькое лекарство, горькая правда, сматывать удочки. Составьте предложение, чтобы последнее словосочетание в первом предложении употреблялось как свободное словосочетание, а в другом как фразеологизм. Мы наловили рыбу и начали сматывать удочки. Я опрокинул вазу у друга и начал сматывать удочки. | Выходят по очереди к доске и выписывают словосочетания. | Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе | ||||||||||
5 | Закрепление изученного материала | Следующее задание покажет нам, насколько вам знакомы фразеологизмы. Я буду зачитывать рифмованные строки, а Вы, вспоминая фразеологизм, будете их продолжать. Задание коллективное. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят (Водой не разольёшь). Мы исходили городок Буквально вдоль и (поперёк), И так устали мы в дороге, Что еле (волочили ноги). Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь (медвежью услугу). Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, (кто по дрова), Ребята слушать их не станут, От этой песни (уши вянут). Молодцы! Вы очень хорошо знаете фразеологизмы.-3 мин. При выполнении следующего задания вы будете выходить к доске, брать листочек, вспоминать продолжение фразеологизма и объяснять его значение. Именно это задание закрепит ваше умение правильного использования фразеологизма в речи. без задних …; бросать слова на …; водить за …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; за тридевять …; зарубить себе на …; палец о палец не … Еще раз повторяем, что фразеологизмы неделимы При синтаксическом разборе необходимо учитывать эту неделимость и подчеркивать фразеологизм как один член предложения. Сестра уехала за тридевять земель. Друг всегда делает из мухи слона. Вчера я спал без задних ног Для того чтобы избежать повторения в своей речи мы употребляем синонимы. А что это такое? Задание: подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимичные фразеологизмы из другого столбика.1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё 7) доводить до белого каления 7) приводить в бешенство Ребята, мы увидели, что в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать. - Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю) - В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? Следующее задание коллективное. Вам нужно будет найти любой понравившийся фразеологизм в словаре, изобразить его на листочке и написать пример предложения, в котором он может употребляться. По окончании работы один учащийся должен будет выйти к доске и защитить работу. Молодцы! Таким образом, у нас с вами получился краткосрочный проект, продуктом которого стали ваши рисунки по изученной теме. Напомните еще раз, что же такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль, для чего мы должны изучать данные словосочетания. | Работа в группе. Продолжи фразеологизм. Работа со словарем. | Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися. | Работа в группах. Продолжают фразеологизмы, пытаются объяснить их значения. Изображают фразеологизмы, работают со словарем. | Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение | ||||||||
6 | Подведение итогов | Отвечают на вопросы: · Какую цель ставили? · Удалось достичь поставленной цели? · Каким способом? · Какие получили результаты? · Что вызвало особые затруднения? · Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. | Слайд 5 | Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся. | Фиксируют выводы. Дают советы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности |