Структура и ход урока

Этап урока Содержание урока Название используемых ЭОР Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1 Организационный момент     Проверяет готовность обучающихся к уроку. Проверяют готовность к уроку. Подготовка класса к работе. Личностные ре зультаты Самоопределение Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
 

Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной темой, попробуйте отгадать ее сами. Что изображено на слайде? Как называются такие словосочетания? Тема нашего урока «Фразеологизмы». Запишем число, классная работа и тему сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать цель. Сегодня мы дадим определение понятию «Фразеологизм», узнаем, в каких случаях уместно их употребление, определим их синтаксическую роль, а так же попробуем себя в роли иллюстраторов и самостоятельно изобразим такие словосочетания.

 

 

Слайд 1, 2, 3.

Определение темы урока, постановка цели, задач урока.

 

Помогает определить учащимся, что изображено на слайдах.

Отгадывают иллюстрации, определяют значение каждой картинки и сферу употребления.

Формулируют тему и цель урока.

 

 

  Метапредметные результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели

Формулирование проблемы

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

 

2
3     Знакомство с новым материалом. Задание (на слайде): Для того чтобы понять, что такое фразеологизмы и чем они отличаются от свободных словосочетаний, давайте сравним их и определим, в каком столбике фразеологизмы, а в каком нет.
Повесить нос Повесить сумку
Взять себя в руки Взять котенка на руки
Вешать лапшу на уши Вешать пальто в шкаф
Волчий аппетит Волчий хвост

Вывод: В первом столбике выражения имеют переносное значение – это фразеологизмы. Их можно заменить одним словом: огорчиться; успокоиться, обманывать. Фразеологизмы употребляются в разговорной речи.

А теперь откроем учебники на стр. 81 и посмотрим, какое определение фразеологизма в нем дано. Запишем его.

Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами. Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. А раздел языкознания, который изучает фразеологизмы, называется фразеологией.

 

Сравнение словосочетаний, работа с фразеологизмами.   Слайд 4   Создает проблемную ситуацию, задает вопросы, направляет рассуждения обучающихся, подводит к выводу. Разграничивает фразеологизмы и свободные сочетания слов.     Проводят исследование: отвечают на вопросы, рассуждают, приводят примеры. Узнают об особенностях этих выражений, которые состоят в том, что в нашей речи они употребляются как бы в застывших формах. Дают оценку деятельности одноклассников. Читают определение, делают вывод.   Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.  
4 Этап усвоения теоретичес кого материала. Выборочный диктант (выписать в два столбика)фразеологизмы-слов-ия  Медвежья берлога, медвежья услуга, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, сбивать с толку, сбивать с дерева, задрать нос, приходить в голову, ДЕЛАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! горькое лекарство, горькая правда, сматывать удочки.   Составьте предложение, чтобы последнее словосочетание в первом предложении употреблялось как свободное словосочетание, а в другом как фразеологизм. Мы наловили рыбу и начали сматывать удочки. Я опрокинул вазу у друга и начал сматывать удочки.       Выходят по очереди к доске и выписывают словосочетания. Метапредметные результаты Планирование Прогнозирование Сотрудничество в поиске и выборе  
5 Закрепление изученного материала Следующее задание покажет нам, насколько вам знакомы фразеологизмы. Я буду зачитывать рифмованные строки, а Вы, вспоминая фразеологизм, будете их продолжать. Задание коллективное. Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят (Водой не разольёшь).   Мы исходили городок Буквально вдоль и (поперёк), И так устали мы в дороге, Что еле (волочили ноги).   Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь (медвежью услугу).   Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, (кто по дрова), Ребята слушать их не станут, От этой песни (уши вянут). Молодцы! Вы очень хорошо знаете фразеологизмы.-3 мин. При выполнении следующего задания вы будете выходить к доске, брать листочек, вспоминать продолжение фразеологизма и объяснять его значение. Именно это задание закрепит ваше умение правильного использования фразеологизма в речи. без задних …; бросать слова на …; водить за …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; за тридевять …; зарубить себе на …; палец о палец не … Еще раз повторяем, что фразеологизмы неделимы При синтаксическом разборе необходимо учитывать эту неделимость и подчеркивать фразеологизм как один член предложения. Сестра уехала за тридевять земель. Друг всегда делает из мухи слона. Вчера я спал без задних ног   Для того чтобы избежать повторения в своей речи мы употребляем синонимы. А что это такое? Задание: подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимичные фразеологизмы из другого столбика.1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд 2) в двух шагах 3) как снег на голову 3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут 6) ни то ни сё 7) доводить до белого каления 7) приводить в бешенство Ребята, мы увидели, что в нашем разговорном языке много фразеологизмов. Значение некоторых мы можем и не знать. - Что мы делаем в этом случае? (обращаемся к словарю) - В каких словарях мы можем узнать значение фразеологизмов? Следующее задание коллективное. Вам нужно будет найти любой понравившийся фразеологизм в словаре, изобразить его на листочке и написать пример предложения, в котором он может употребляться. По окончании работы один учащийся должен будет выйти к доске и защитить работу. Молодцы! Таким образом, у нас с вами получился краткосрочный проект, продуктом которого стали ваши рисунки по изученной теме. Напомните еще раз, что же такое фразеологизм, какова его синтаксическая роль, для чего мы должны изучать данные словосочетания. Работа в группе. Продолжи фразеологизм. Работа со словарем. Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.     Работа в группах. Продолжают фразеологизмы, пытаются объяснить их значения. Изображают фразеологизмы, работают со словарем.   Метапредметные результаты Выделение и осознание усвоенного Волевая регуляция в ситуации затруднения Управление поведением партнера Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Предметные результаты Действие по аналогии Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач Личностные результаты Самоопределение
               
6 Подведение итогов Отвечают на вопросы: · Какую цель ставили? · Удалось достичь поставленной цели? · Каким способом? · Какие получили результаты? · Что вызвало особые затруднения? · Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы.   Слайд 5 Рефлексия. Оценивает деятельности обучающихся. Фиксируют выводы. Дают советы по теме. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия   Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли Предметные результаты Рефлексия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные результаты Самооценка на основе успешности Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: