Советская архитектура

Лауреат международной Ленинской премии Мира, выдающийся бразильский архитектор Оскар Нимейер назвал советскую архитектуру «образцом гуманизма и новаторства» за ее глубокую человечность и демократизм. Это архитектура, поставившая в центр человека, его здоровье, благополучие и счастье.

С первых дней социалистической революции Коммунистическая партия и Советское государство взяли твердый курс на строительство новых городов и селений, обеспечение трудящихся удобным жильем, на повышение технического и художественного качества сооружений. Архитекторы приняли активное участие в массовом строительстве зданий различных типов — жилых домов, промышленных комплексов, культурно-просветительных учреждений. Возникли сотни новых городов (Тольятти, Зеленоград, Навои и др.) и такие здания, как Дворцы культуры, Дома пионеров, клубы и санатории, которых история архитектуры вообще не знала.

Социализм открыл невиданные возможности для творчества архитекторов. Ликвидация частной собственности позволила рационально и в интересах трудящихся использовать землю, планировать города на основе всестороннего учета потребностей людей. Поэтому, писал известный советский архитектор В. А. Веснин, «строить надо красиво и экономно, считаясь во всех случаях с запросами советского человека, с тем, как ему будет лучше, удобнее». Создавать удобные, прочные, экономичные и красивые здания стало девизом советских зодчих.

В развитии нашей архитектуры не обошлось без недостатков и ошибок. В первые годы Советской власти некоторые архитекторы рассуждали так: поскольку революция смела старый порядок, надо полностью отмести и старую архитектуру. И создавали здание клуба в виде огромной шестерни с бетонными зубцами-выступами вокруг крыши, или жилой дом, где были только комнаты, а общая для всех кухня помещалась в другом доме. Это — псевдоноваторство. В послевоенные годы некоторые зодчие увлекались чисто внешней, «показной» стороной возводимых зданий, не заботясь о рациональной планировке помещений и удобствах. Но советские зодчие создали много замечательных архитектурных сооружений, которыми народ по праву гордится.

Выдающееся произведение советской архитектуры — Мавзолей В. И. Ленина. Автор проекта, зодчий, академик А. В. Шусев так определил основную идею Мавзолея: «... сооружение я мыслил как ступенчатую пирамиду, напоминающую курган, который первобытный человек насыпал над телом своего погибшего вождя». Торжествен и строг геометрически четкий облик памятника вождю революции. Облицованный огромными полированными плитами темно-красного гранита, Мавзолей стоит в центре Красной площади, между Спасской и Никольской башнями Кремля. Сочетание простоты и строгости объемного построения с однородным цветовым фоном (красным кирпичом Кремлевской стены) придает Мавзолею особую выразительность и красоту.

В годы первой пятилетки был создан Днепрогэс — архитектурное воплощение и символ ленинского плана электрификации страны (ГОЭЛРО). В то время это была крупнейшая в мире гидростанция, и архитекторам — братьям Весниным — удалось передать ощущение гигантского размаха, мощи и новой красоты промышленного сооружения. Мерный и четкий ритм могучих бетонных быков водосливной плотины, которая плавной дугой протянулась от берега до берега, удачно контрастирует с прямоугольным блоком здания гидростанции, облицованного красноватым туфом. По словам А. В. Луначарского, создатели Днепрогэса сумели соединить в одном образе «мощность, легкость и идейность».

Впервые в нашей стране были возведены такие уникальные здания и комплексы, как Дворцы пионеров в Москве и Киеве, пионерлагери Артек и Орленок. Это архитектурные ансамбли, каждый из которых выражает определенную идею, имеет свою «тему».

Артек — символ счастливого детства и дружбы. Архитектура его органично вписана в пейзаж Южного берега Крыма. Легкие, светлые, словно продутые свежим морским ветром разноцветные спальные корпуса. Площадки и «улицы» пионерского городка, утопающие в зелени и украшенные произведениями скульптуры («Волна», «Чайки и рыбы» и др.). У подножия живописной скалы, в том месте, где речка Артек впадает в море, пионеры вымостили небольшую площадку, на которую дети 83 стран привезли камни своей родины и торжественно заложили монумент «Дружба детей мира». Архитекторы превратили эту идею в оригинальный художественный образ. Основу объемно-пространственной композиции составляет шар. Этой форме соответствуют все его элементы — Земля и Солнце, мозаичное изображение на стене и комната Мира, а также посаженные по кругу три ряда кипарисов.

Много интересного сделано зодчими национальных республик. В Баку на месте прежних свалок и ветхих построек, на широкой прибрежной полосе раскинулась амфитеатром красивая набережная с парками и новыми домами, в облике которых современность сочетается с национальными традициями. Заново отстроен разрушенный в годы войны фашистами Минск — столица Советской Белоруссии. Узбекские зодчие возвели в пустыне утопающий в зелени город Навои, а в Ташкенте с помощью братских республик построен район Чиланзар на месте наиболее пострадавшего от землетрясения.

Лаздинай — новый жилой район Вильнюса, где проживает около 50 тыс. человек. Основная особенность этого комплекса, удостоенного Ленинской премии (коллектив архитекторов под руководством В. Чеканаускаса),— гармония типовой индустриальной застройки и природного окружения. Зодчие на практике показали большие возможности типовой архитектуры в условиях массового жилищного строительства. В Лаздинае типовые дома то выстраиваются ровной грядой, то взлетают ввысь на уровень двенадцатого этажа, то сходят вниз, будто шагают по «ступенькам» природного ландшафта. Здесь все внимание зодчих обращено на среду, в которой должен обитать человек: дома окружены живописными островами естественной зелени; четко выделены трассы автотранспорта и пешеходные дорожки; хорошо продумана архитектура «малых форм»— газоны, цветники, игровые площадки, дорожные знаки, указатели домов, фонари вечернего освещения и т. д. Все это создает атмосферу внимания, доброжелательности к человеку и удовлетворяет его эстетические потребности.

Современные дома возводят по типовым проектам, а кварталы — по типовым застройкам. Скорость строительства увеличивается, но возникает опасность обезличивания, потери индивидуальности в самих застройках. Архитекторы стремятся преодолеть эту опасность разнообразной планировкой, использованием различных облицовочных материалов, окраски зданий, применением цветной керамической плитки, пластиков, росписи, панно. Изобразительное искусство становится важным средством в борьбе с однообразием и обезличиванием архитектуры. XXVI съезд КПСС уделил архитектуре особое внимание. «... Важно,— отмечалось в Отчете ЦК КПСС,— чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса. Олимпийские объекты и некоторые жилые кварталы Москвы, возрожденные жемчужины прошлого и новые архитектурные ансамбли Ленинграда, новостройки Алма-Аты, Вильнюса, Навои, других городов — это наша гордость. И все же градостроительство в целом нуждается в большей художественной выразительности и разнообразии. Чтобы не получалось, как в истории с героем фильма, который, попав по иронии судьбы в другой город, не сумел там отличить ни дом, ни квартиру от своей собственной». Строительное искусство не имеет себе равных по силе, доступности, непосредственности и длительности воздействия на человека. Архитекторы и строители возводят не просто дом, квартал, город. Они заняты сотворением среды обитания людей, гармонически сочетающей в себе красоту естественной природы, красоту созданного человеческими руками материально-предметного мира и красоту самого человека.

Что такое архитектурный образ? Когда строительство становится архитектурой? Чему учит архитектура прошлого? Что вам нравится и не нравится в современной архитектуре?

Ваши любимые улицы, площади, здания? Каким будет город будущего?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: