Строительное искусство

Архитектура (русское название — зодчество) — это строительное искусство, умение проектировать и создавать населенные пункты, жилые дома и общественные здания. Она

организует пространство и формирует среду, в которой живет человек, создавая условия для его труда, быта и отдыха. В соответствии с этим различают архитектуру жилую (дома), производственную (заводы, фабрики, учебные заведения) и общественную (Дворцы культуры, театры, стадионы).

Архитектура — и строительство, и искусство. Этим прежде всего определяется ее своеобразие, специфика. С того момента, когда первобытный человек построил первое, еще очень примитивное жилище, архитектура проделала длительный и сложный путь развития. Менялся облик зданий и городов, постройки становились все более сложными и разнообразными. Но для того, чтобы постройка стала архитектурным сооружением, необходимо иметь художественный замысел будущего здания, который должен быть воплощен сначала в проект, а затем и в сооружение. При этом важно правильно выбрать материалы для постройки здания.

В связи с этим искусство и строительство составляют неразрывное единство. Никакое строительство невозможно без ясного представления о том, что и для чего возводится. А самый талантливый и оригинальный проект здания остается на бумаге (или в макете), если за его воплощение не возьмутся мастера-строители. Поэтому любое известное архитектурное сооружение — это сплав таланта художника-архитектора и мастерства строителей. Любуясь египетской пирамидой или готическим собором, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих величественных сооружений, но и трудом, умением и сноровкой строителей, сумевших, пользуясь примитивной техникой тех времен, создать замечательные памятники культуры. Поэтому архитектор должен в совершенстве овладеть секретами строительства, его наиболее передовыми методами, если он хочет обеспечить высокое качество возводимого по его проекту здания. Строители, приступая к выполнению проекта, должны проникнуть в замысел архитектора, понять своеобразие данного сооружения.

Архитектура предъявляет к любой постройке — жилой, производственной и общественной — три основных требования: польза, прочность, красота. Архитектурное сооружение отличается целостным художественным замыслом.

Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение — три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение. Здания должны быть удобными: в одном случае — для жилья, в другом — для показа спектаклей, в третьем — для учебы. Так же важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Поэтому надо заранее учесть и особенности климата в данной местности, и возможность стихийных бедствий (наводнения, урагана, землетрясения), и выбрать нужный строительный материал. Постройка должна быть целесообразной.

Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование — красоты. Здание должно «вписываться» в окружающий пейзаж, гармонировать с ним, иметь привлекательный внешний облик, со вкусом отделанные внутренние помещения и т. д. Оно должно быть не только удобным и прочным, но и приятным для глаза, создавать хорошее настроение, нести в себе, как говорят в таких случаях, определенную эстетическую идею. Что это значит?

Здания и сооружения бывают суровыми, строгими и замкнутыми (как бы отгороженными от внешнего мира), подобно египетской пирамиде или средневековому замку. К примеру, создатели пирамид стремились возвеличить того или иного фараона и, возводя гробницу в песках, на фоне безбрежного неба, считали массивность сооружения первым признаком его монументальности и выразительности. Эстетическое понятие красоты сооружения для древних египтян было неотделимо от величавой массивности и тяжести. По-своему такое представление о красоте воплощено и в средневековом замке. И не только в архитектурном облике здания, но и внутри него. На тяжелом дубовом, а порой каменном столе стояли тяжелейшие бронзовые кувшины, каменные кубки, массивная глиняная посуда. Человек носил тяжелые латы и шлем, на его ногах гремели медными подковами сапоги, а к поясу он пристегивал огромный меч.

Здания и сооружения других эпох и стилей — светлые, легкие, как бы парящие в небе. Готический храм — тоже монументальное сооружение, но его красота иная, чем красота пирамиды. Это архитектура, как бы освободившаяся от оков земного тяготения и устремившаяся вверх, к небу. Так разные представления о красоте рождают разные архитектурные образы.

Образ в архитектуре — это художественное выражение содержания и назначения данного сооружения. Создать художественный образ в архитектуре — значит построить здание (или целый комплекс их), удовлетворяющее многообразные потребности людей. Это материальные потребности — чтобы здание хорошо «обслуживало» человека, было удобно для жизни, работы или отдыха; и потребности духовные — чтобы оно вызывало ощущение радости, полноты и счастья жизни. В этом смысле архитектурный образ, как никакой другой образ в искусстве, наиболее тесно связан со всей практической деятельностью людей.

Мы уже заметили такую важную особенность: архитектура не изображает, а выражает то, что характерно для данной эпохи и общества. Ее не случайно называют «окаменевшей музыкой». Архитектура способна заставить здание «говорить» и «петь», пользуясь своими выразительными средствами. Главные из них — пространство и объем. Используя различные объемы, меняя их соотношения и пропорции, архитектор добивается самых неожиданных эффектов и результатов. Длинное, приземистое здание и стройное, высокое будут производить разное впечатление, а сооружение, которому придана спокойная, устойчивая форма куба, воспринимается совсем иначе. Все элементы здания — и окна, и балконы, и поверхность стен, и цвет, и используемый материал, и т. д.— важные средства создания целостного архитектурного образа.

Следует особо отметить зависимость архитектуры от особенностей природы — климата и пейзажа. Например, специфичны условия градостроительства в республиках Средней Азии. Климат здесь резко континентальный: между летней и зимней, дневной и ночной температурой большие перепады. В летний день квартиру надо укрыть от жары, затенить, а ночью, наоборот, раскрыть для проветривания, прохлады. Зимой затенение квартиры не нужно — ее следует открыть лучам солнца. Поэтому в узбекских селениях издавна устраивались внутренние дворики с водоемами (хаузами) и проточными арыками, создающими нужный микроклимат. Вековой опыт и народная мудрость широко используются и современными архитекторами. Так, особое (меридиальное) расположение домов в Баку вызвано потребностью защитить жителей от сильных и холодных северных ветров.

Многое в облике архитектуры определяет местный строительный материал. В Молдавии — мелкозернистый ракушечник, в Грузии — тешениты, в северных районах России — дерево, в Армении — туф, и т.д. Архитекторы умело используют природные свойства распространенных в данной местности материалов как для практических, так и для эстетических целей. К примеру, армянские зодчие прекрасно освоили замечательные качества туфа, он более легкий и менее теплопроводный, чем кирпич, прост в обработке, не нуждается в штукатурке и позволяет вырезать на нем тончайшие узоры.

Важное значение имеет в архитектуре планировка здания, использование самого пространства. Русские храмы в большинстве расположены на широко обозримых пространствах, всегда выделялись и становились как бы ориентирами. В тесной сутолоке средневековых улиц прибалтийских городов (Таллина, Вильнюса, Риги) разнообразные башни, шпили и колокольни венчают и замыкают собой целые ансамбли домов и площадей. И сегодня умение точно вписать здание в окружающую природу и сложившуюся среду считается признаком высокого мастерства. Яркий пример — здание СЭВ, похожее на раскрытую книгу, которое высится на берегу Москвы-реки.

Архитекторы и строители смело заимствуют у природы формы, краски, конструктивные принципы. Останкинская телевизионная башня, воздвигнутая в середине 60-х годов, своим внешним обликом и натянутыми стальными вантами, скрытыми в толще бетона, напоминает строение стебля растения, ствола дерева. Природа подсказала архитекторам чечевицеобразный купол цирка в Казани, мембранное, подобно крыльям летучей мыши, покрытие универсального спортивного зала в Ленинграде с безопорным пролетом около двухсот метров.

Спортивный комплекс Олимпийский (удостоен Ленинской премии) на проспекте Мира в Москве представляет собой монументальное сооружение, предназначенное для проведения спортивных состязаний, а также массовых праздничных гуляний, собраний, фестивалей в любое время года и в любых погодных условиях. Несмотря на свои впечатляющие размеры и объемы, комплекс организован таким образом, что он не разобщает людей и не подавляет отдельного человека. Напротив, он заключает в себе «эффект близости» общения, коллективности сопереживания. Культура внутренних помещений и убранства такова, что люди ориентированы на уважительное отношение к нормам воспитанного поведения.

Мы рассмотрели некоторые, наиболее существенные особенности архитектуры как вида искусства. И можем сделать следующий важный вывод.

Архитектурное сооружение соединяет в себе материально-практическую (назначение,. польза) и художественную (выразительность) стороны. Здание должно быть одновременно удобным и красивым, удовлетворяя общественно-бытовые и эстетические потребности людей. Для достижения этой главной цели архитекторы в содружестве со строителями используют самые различные средства искусства и строительной техники.

Техника и искусство, объединившиеся в архитектуре, менялись от эпохи к эпохе. Менялись и представления людей об удобстве и красоте. Как это отразилось на архитектуре?

Архитектурные сооружения — это одетые в камень или дерево «портреты» эпохи. Существует емкое понятие, помогающее разобраться в многообразии архитектуры и понять отличительные черты зданий различных эпох. Это понятие — архитектурный стиль, который характеризует основные признаки образной системы, средств художественного выражения зодчества различных эпох.

Появление того или иного стиля определяется изменением общественных условий, характером взаимоотношений человека, общества и природы. Основные стили в архитектуре— античный (классический), романский, готический, классицизм.

Прекрасный образец античного стиля — знаменитый древнегреческий Парфенон, который и сейчас, по прошествии более двух тысячелетий, производит огромное впечатление. Величественное здание, стоящее на холме из известняка, возвышается над Афинами и их окрестностями. Но поражает оно

не своими размерами, а гармоническим совершенством пропорций, прекрасной соразмерностью частей. Давно замечено: «У греческого храма нет размеров, у него есть пропорции», и будь он мал или велик, о размерах его никогда не думаешь. Парфенон потрясает красотой простоты, сочетанием расчета и вдохновения.

Это прямоугольное 46-колонное строение, покоящееся на трехступенчатой террасе. Его стройные мраморные колонны устремлены ввысь как бы в одном гармоническом усилии. Некогда белоснежный мрамор стал от времени золотисто-розовым, будто горячее южное солнце пропитало его насквозь. Каждая из колонн обдумана, и все они, хотя и кажутся одинаковыми, различны. Четыре ряда цоколя (подножия) храма не одинаковой высоты, колонны поставлены с еле заметным наклоном внутрь здания, благодаря чему наш глаз мысленно продолжает оси колонн вверх и соединяет их в одной точке, расположенной где-то высоко в небе над храмом. Здание не вдавливается своей тяжестью в землю, а как бы парит над нею, кажется очень легким и исключительно выразительным.

Парфенон — образец античного, классического стиля, для которого характерно живое чувство связи архитектуры с окружающей природой и стремление возвеличить человека. Если на египетских гробницах высекали надписи «Прославляйте царя...», то на греческих храмах —«Человек есть мера всех вещей» или «Познай самого себя». Разница огромная. В одном случае возвеличивают божественную власть фараона, в другом — человека.

Утвердившийся в Европе XI—XII вв. романский стиль отвечал требованиям феодалов и церковников. Характерные черты зданий, в основном замков и церквей,— суровость и тяжеловесность. Замок феодала призван был защитить его хозяина от военной опасности. Отсюда — массивные гладкие стены с зубцами наверху, сторожевые башни цилиндрической формы на стенах и углах. Внутри, за стенами, располагался сам замок (донжон)—с узкими окнами-бойницами, служивший одновременно и жильем и крепостью. Внутри замка — покои владельца и особый рыцарский зал, где происходили всевозможные приемы, встречи. Мрачные, массивные стены замка с башнями на холмах властно господствовали над окружающей природой и убогими деревнями.

В XIII—XIV столетиях в Западной Европе возник и развился готический стиль. Черты и особенности этого стиля ярко выражены в таких памятниках архитектуры, как собор Парижской богоматери, Реймсский собор во Франции, Кёльнский собор в ФРГ, многие ратуши и соборы в прибалтийских советских республиках, придающие Таллину, Риге и Вильнюсу особое очарование.

В качестве конкретного примера можно назвать небольшое здание костела св. Анны в Вильнюсе. Удивительная легкость фасада, впечатление устремленности здания ввысь достигается с помощью композиции и ритма, где главную роль играют вертикальные линии. Вертикали (неглубокие прямоугольные ниши) разного размера и пропорций увенчаны своеобразными арками, которые острыми концами входят в небольшие плоские башенки. В фасаде нет ни одной спокойной плоскости, он весь пронизан легким, непрерывно изменчивым ритмом, живой мерцающей игрой света и тени.

В готической архитектуре широко использовались витражи (своеобразный вид живописи по стеклу). Помещенные в оконных проемах, они наполняли внутреннее пространство здания светом, окрашенным в мягкие и густые цвета.

В эпоху Возрождения, или Ренессанса (XV—XVI вв.), архитектура становится ближе к человеку и отличается жизнерадостным характером. Получает распространение здание светского типа — дворец (палаццо), органически связанное с окружающей природой, светлое и просторное, удобное для человека. Выдающийся зодчий Брунеллески создает архитектуру изящно простую, «земную», где властвует гармония пропорций и четких ритмов и совсем исчезает ощущение тяжести камня, сопротивления материала, свойственное романской архитектуре. Особо следует сказать о памятниках древнерусского зодчества — каменного и деревянного. Неповторима красота церкви Покрова на Нерли, ее слитность с окружающей природой. Белоснежная, стройная, она стоит над небольшим озером, отражаясь в спокойной воде. Замечательный памятник деревянной архитектуры — Кижи. Один из строителей Преображенской церкви в Кижах, зодчий из народа Нестор, по преданию, сказал о ней: «Не было, нет и не будет такой».

Этоподлинное чудо народной фантазии и плотницкого искусства. В руках русских древоделов топор был поистине волшебным инструментом. Топором рубили стены, делали украшения на домах и храмах, создавали конструкции без гвоздей, прочность которых удивляет нас сегодня.

Великолепный памятник древнерусского зодчества — Московский Кремль, который приобрел свой окончательный вид в результате многовекового строительства. Мощные зубчатые стены, величественные башни, золотом горящие купола соборов; Красная площадь, являющаяся как бы парадным входом в Кремль, внутри которого свободно располагаются разнообразные здания,— все это образует грандиозный и поэтичный архитектурный ансамбль. Торжественный облик и праздничное великолепие Кремля издавна сделали его центром столицы единого общерусского государства, а в наши дни — столицы многонационального Советского Союза.

Заметное место в истории архитектуры занимает классицизм (название возникло из стремления зодчих XVII—XVIII вв. возродить классическое искусство Древней Греции). Для зданий, построенных в этом стиле, характерны прямые, строгие линии и плоскости, колонны, опоясывающие весь фасад, богато отделанные мрамором и бронзой внутренние помещения. Образцов такой архитектуры много в Ленинграде (например, здания Адмиралтейства, Театра им. А. С. Пушкина, построенные выдающимися русскими архитекторами А. Д. Захаровым и К. И. Росси). Широко используя скульптуру» особенности рельефа местности, зодчие стремились создавать архитектурный ансамбль зданий, улиц и площадей. Ленинград — один из красивейших городов мира — восхищает строгостью, внутренним единством своей архитектуры и богатством уникальных памятников.

Мы описали лишь несколько стилей и памятников архитектуры прошлого. Но и этого достаточно, чтобы убедиться в многообразии архитектурных форм и стилей, оставленных нам в наследство. Сохранить памятники прошлого для будущих поколений — важная общественная задача. В нашей стране реставрируются и тщательно оберегаются многие памятники зодчества и даже целые города (Владимир, Суздаль, Самарканд, Бухара и др.). Верховный Совет СССР принял специальный закон «Об охране и использовании памятников истории культуры». «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей — долг и обязанность граждан СССР»,— гласит статья 68 Конституции СССР.

Архитектура, как и любое другое искусство, живет современностью, стремится к новаторству, которое неотделимо от традиций зодчества. Об этом хорошо сказал армянский поэт Геворк Эмин в стихотворении «Другу архитектору»:

Я, как и ты, люблю красу былого. Но все же, друг мой, наша радость в том, Что памятники нашей жизни новой Мы на камнях былого создаем...

Каковы отличительные черты советской архитектуры и какой вклад внесла она, опираясь на традиции прошлого, в строительное искусство современной эпохи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: