Показатели качества | ДЛ | дз | ДА | л | 3 | зс | А |
Кинематическая вязкость при 20 °С, м2/с (10-6) | 3,5-6,0 | 3,5-6,0 | 1,5-4,0 | 3,0-6,0 | 1,8-3,2 | 1,8-3,2 | 1,5 |
Температура, °С: помутнения, не выше | -5 | -35 | _ | -5 | -25 | -35 | _ |
застывания, не выше | -10 | ^15 | -60 | -10 | -35 | ^15 | -55 |
вспышки, не ниже | 65 | 50 | 35 | 40 | 35 | 35 | 30 |
Содержание фактических | 50 | 30 | 30 | 40 | 30 | 30 | 30 |
смол, мг/100 мл, не более |
Цетановое число показывает характер сгорания топлива и нарастания давления в цилиндре двигателя. Оно оценивает свойства топлива, обеспечивающие мягкую и плавную работу дизеля. При цетановом числе меньше 40 ухудшаются пусковые качества топлива, двигатель работает жестко, со стуками. Современное дизтопливо имеет цетановое число не менее 45.
Вязкость определяет смазывающие свойства топлива и надежность его подачи в цилиндры двигателя. Вязкость показывает, во сколько раз медленнее вытекает топливо из калиброванной трубки вискозиметра, чем такое же количество воды при температуре 20 °С. Дизельное топливо характеризуется кинематической (мм2/с) или относительной вязкостью в градусах Энгл ера (°ВУ).
|
|
Температура вспышки - минимальная температура, до которой следует нагревать топливо, чтобы его пары вспыхнули при приближении пламени. Температура вспышки характеризуется количеством легких фракций и определяет пожарную опасность топлива.
Коксовое число и зольность определяют свойство топлива образовывать нагар в цилиндрах. Зольность, для большинства типов дизельного топлива составляет не более 0,01 %.
Температура застывания - это температура, при которой находящееся в стандартной пробирке топливо теряет способность изменять свой уровень при наклоне пробирки под углом 45° в течение 1 мин. Температура застывания должна быть на 10-15 % ниже температуры окружающего воздуха. В зависимости от этого различают зимнее и летнее топливо.
Содержание серы ведет к коррозии двигателей дизеля, так как продукты сгорания серы в виде окислов с влагой воздуха образуют серную кислоту. Поэтому следует применять дизельные масла с присадкой, содержащей антикоррозийный компонент.
Автомобильными смазочными маслами для двигателей являются высокоочищенные нефтяные дистиллятные[1] и остаточные масла селективной или сернокислотной очистки. Примерами дистиллятных масел для гидросистем автомобильной и авиационной техники являются:
- • РМ, РМЦ - масла, получаемые из нафтеновых нефтей, обладающие улучшенными смазывающими свойствами;
- • МГ-7-Б - масло из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых сернистых нефтей, получаемое при вакуумной разгонке основы АМГ-10 и содержащее антиокислительную присадку;
- • МГ-10-Б - масло из продуктов гидрокрекинга смеси парафинистых сернистых нефтей, получаемое из узкой фракции основы АМГ-10. Содержит вязкостную и антиокислительную присадки.
Вязкостно-температурные свойства моторных масел - одна из важнейших характеристик моторных масел, от которой зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежную смазку и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды.
|
|
Летние масла, имеющие достаточную вязкость при высокой температуре, обеспечивают пуск двигателя при температуре окружающей среды около 0 °С. Зимние масла, обеспечивающие холодный пуск при отрицательных температурах, имеют недостаточную вязкость при высокой температуре. Таким образом, сезонные масла независимо от их наработки необходимо менять дважды в год, что значительно усложняет и удорожает эксплуатацию двигателей. Альтернативным решением является применение всесезонных масел, загущенных полимерными присадками. Вязкостнотемпературные свойства загущенных масел таковы, что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур - летним.
Характеристиками вязкостно-температурных свойств служат кинематическая вязкость, определяемая в капиллярных вискозиметрах, и динамическая вязкость, измеряемая при различных градиентах скорости сдвига в ротационных вискозиметрах, а также индекс вязкости - безразмерный показатель пологости вязкостно-температурной зависимости, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости масла, измеренной при 40 и 100 °С (ГОСТ 25371-82). Индекс вязкости минеральных масел без присадок зависит от углеводородного состава и глубины очистки масляных фракций и составляет 85-100. Синтетические базовые компоненты имеют индекс вязкости 120-150, что дает возможность получать на их основе всесезонные масла с очень широким температурным диапазоном работоспособности.
К низкотемпературным характеристикам масел принято относить температуру застывания, при которой масло не течет под действием силы тяжести. Она должна быть на 5-7 °С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость. Требуемая величина температуры застывания достигается депарафинизацией базовых компонентов, либо введением в состав моторного масла депрессорных присадок.
Противоизносные свойства моторных масел определяют степень защиты деталей машины от износа при пуске двигателя, при максимальных нагрузках и разных температурах окружающей среды. Эти свойства зависят от химического состава и полярности базового масла, состава композиции присадок, содержащих серу, фосфор, галогены, бор, и вязкостнотемпературной характеристики масла. При работе на топливах с повышенным или высоким содержанием серы, а также в условиях, способствующих образованию азотной кислоты из продуктов сгорания, основной характеристикой способности масла предотвращать коррозионный износ поршневых колец и цилиндров является его нейтрализующая способность, показателем которой служит щелочное число, указываемое в нормативной документации масла.
Большое влияние на износ деталей двигателя оказывает наличие в масле абразивных загрязнений, наличие которых в свежем масле не допускается. Уменьшению вредного действия абразивных частиц способствуют высокие диспергирующие свойства 1 масла.
Антикоррозионные свойства моторных масел зависят от концентрации и эффективности антикоррозионных, антиокислительных присадок и деактиваторов металлов, а также от состава базовых компонентов масел. В процессе старения коррозионность моторных масел возрастает. Более склонны к увеличению коррозионности масла с высоким содержанием па- [2]
|
|
рафиновых углеводородов, образующих в процессах окисления агрессивные органические кислоты, взаимодействующие с цветными металлами и их сплавами.
Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масел обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, а также поддерживать продукты загрязнения и окисления во взвешенном состоянии. Кроме концентрации моюще-диспергирующих присадок (сульфонатов, алкилфе- нолятов, фосфонатов кальция или магния и др.) на чистоту двигателя существенное влияние оказывает эффективность используемых присадок, их правильное сочетание с другими компонентами, а также приемистость базового масла.
Механизм действия моющих присадок объясняется их адсорбцией [3] на поверхности нерастворимых в масле частиц, что способствует образованию на каждой частице оболочки из углеводородных радикалов, препятствующей коагуляции (слипанию) частиц загрязнений и их соприкосновению друг с другом.
При работе двигателей на топливах с повышенным содержанием серы моющие присадки, повышающие щелочность масел, препятствуют формированию отложений на деталях двигателей за счет нейтрализации кислот, образующихся из продуктов сгорания топлива.
Расшифровка индекса моторных масел:
М - моторное масло;
Цифра - класс вязкости при 100 С;
Буква - назначение в соответствии с эксплуатационными свойствами:
Б - для малофорсированных двигателей;
В - для среднефорсированных;
Г - для высокофорсированных;
Д - для высокофорсированных дизелей, работающих в тяжелых условиях.
Индекс при буквах: 1 - для карбюраторных двигателей; 2 - для дизельных. При отсутствии цифры масло можно применять как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей.
Трансмиссионные масла - высокоочищенные нефтяные остаточные масла, предназначенные для работы в условиях высоких удельных нагрузок: в коробках передач, главных передачах ведущих мостов и рулевых механизмах.
|
|
Для улучшения эксплуатационно-технических свойств в состав трансмиссионных масел добавляют противоизносные, вязкостные, анти- окислительные, антикоррозионные и другие присадки.
Для главных передач (кроме гипоидных) применяют обычные трансмиссионные масла. В гипоидных зацеплениях удельные нагрузки значительно больше, чем в обычных спирально-конических передачах, поэтому в них применяют специальные гипоидные трансмиссионные масла.
Обычно автотранспортные предприятия и автопарки коммерческих фирм имеют в своем распоряжении и обслуживают автомобили разного назначения.
Например, автопарк геолого-разведочного предприятия имеет несколько легких грузовиков с бензиновыми двигателями и несколько тяжелых магистральных автомобилей с дизельными двигателями. Причем двигатели автомобилей разных конструкций, разных годов выпуска и имеют разные пробеги. В этом случае оптимальным будет приобретать универсальные моторные масла, которые одинаково хорошо подходят для бензиновых и дизельных двигателей. Такие масла получили наименование «масла для смешанного парка».
Сжиженные газы, предназначенные для использования в газобаллонных автомобилях, классифицируют на два основных типа (табл. 2.20):
- 1. СПБТЗ - зимняя смесь пропана и бутана технических.
- 2. СПБТЛ - летняя смесь пропана и бутана технических.
Таблица 2.20