ПЛАН-КОСПЕКТ УРОКА
Тема: Права и обязанности родителей и детей в рамках Семейного Кодекса Российской Федерации
Добрый день, ребята. До этого мы с вами говорили о семье, состоящей из двух человек – мужа и жены. Но появление в семье ребёнка – это естественное последствие заключения брака.
К чему приводит появление ребенка в семье? Как вы думаете, какую тему мы сегодня пройдем?
Правильно: Права и обязанности родителей и детей. Запишите число и тему в МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ.
Целью нашего урока является:
-познакомиться с правами и обязанностями родителей и детей;
-научиться анализировать законодательные акты, применять их в конкретной жизненной ситуации и формирование общих компетенций предусмотренных в ФГОС по вашей специальности.
- Одна из задач нашего урока научиться жить в мире и согласии с теми, кто рядом. Вы много знаете и про материю в центре солнца, и про протоны-электроны, но очень мало про то, как жить в браке изо дня в день, а не в ожидании часов свиданий. Не всем быть физиками и химиками математиками, а вот родителями, мужем и женой, наверное, станут из вас все. Поэтому очень важно знать права и обязанности родителей и детей.
Эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Сенеки: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод камней, который бы обрушился, если бы один не поддержал другого».
Я знаю, что существует прекрасный мир семейного очага, мир, где всегда должны царить любовь, доброта, ласка, тепло семейного очага, мир заботы и ответственности друг за друга самых близких людей!
Ребята, как здорово осознавать, что ты кому-то нужен! Как здорово дарить самым близким внимание, доброту, ласку!
Семья как общественный институт важна для государства. Крепка семья - крепка держава. Но у каждого члена семьи, а именно у родителей и детей есть определенные права, а также обязанности.
Давайте определим, какой нормативной базой они регулируются. Мы рассмотрим:
1.Законы, определяющие права и обязанности родителей и детей в семье.
2.Права и обязанности родителей в семье.
3.Права и обязанности детей в семье.
Что, по-вашему, семья. Назовите членов семьи.
(СЕМЬ Я - глава семьи, семь человек, за которых нужно нести ответственность. Это все те, кто живёт с тобой в доме).
Что дает семья человеку? Брак? (подумайте)
-Брак - это союз женщины и мужчины, который находится под защитой государства,
-брак – это не договор, не соглашение, а союз.
-Брак - пожизненный союз, направленный на образование семьи, брак- начало и ядро семьи.
А дети? Можно ли жить в браке без детей? Можно, и одновременно нельзя, потому что, с емья без детей - не семья, дети – это «только радость и умиление», дети - «радость и приятные заботы», дети – это бесконечное счастье, Дети – это в жизни свежий ветерок», дети – это будущее, новое поколение.
-Вы смогли заметить, что многие высказывания совпадают с вашими ответами.
Хочу напомнить вам притчу.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Что ответил Мастер своему ученику?
Почему я вспомнила об этой притче именно в рамках этого урока?
Несомненно, от каждого из вас зависит, какая атмосфера будет царить в семье. Все ли вопросы будут решаться мирно, все ли члены семьи будут услышаны?
Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности.
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.
5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……
(порядочность, справедливость, разумность, воспитанность, обязанности)..
3. А вот следующий вопрос: Что объединяет членов семьи? (права и обязанности)
Запись в маршрутный лист
ПРАВО (англ. law, right) -система общеобязательных, формально определенных норм.
ОБЯЗАННОСТЬ- безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.— просто синоним долга.
А знаете ли вы, в каких законодательных актах определены права и обязанности родителей и детей? Запись в тетрадь
- права и обязанности родителей и детей определены:
- в Конституции РФ, Конституции РТ,
-Конвекции о правах ребенка,
-Семейном кодексе РФ,
-Законе «Об образовании в РФ».
Попробуйте высказать мнение, какими правами и обязанностями наделены в семье родители и дети.
Права и обязанности родителей, действующие в настоящее время:
- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей (ст.63 п.1 СК);
- Обеспечить получение детьми основного общего образования (ст.63 п.2 СК);
- Равенство прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК)
- Защита прав и интересов детей (ст.64 СК);
- Осуществление родительских прав (ст. 65 СК).
Права и обязанности детей:
-Жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);
-На общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК);
-На защиту своих прав и законных интересов (Ст.56 СК);
-Выражать своё мнение (ст.57 СК);
-На имя, отчество, фамилию (ст.58 СК);
-Имущественные права (ст.60 СК).
Право ребенка на защиту ст. 56 СК)
Обязанность трудоспособных детей:
- заботиться о нетрудоспособных родителях
Совпало ли ваше мнение с выдержками из Семейного кодекса?
Давайте проведем разминку устно
1. Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят - удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно (_______).
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
3. С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить -
Это (_________).
4. Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (_______).
5. Рисовать и петь учиться,
Если заболел - лечиться,
Это - (______).
6. Много трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Конечно (_____).
7. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить -
Это (______ ).
8. Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (_______).
Нормы семейного поведения возникли еще в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, становясь коллективными привычками, обычаями и традициями. Тех, кто соблюдал эти нормы, общество поддерживало, поощряло, тех, кто нарушал их, - осуждало и наказывало. Так возник нормативный механизм института семьи.
Брак эволюционирует вместе с обществом. Ребята, из глубины веков известны Правила поведения в семье:
Князь Владимир Мономах оставил “Поучения” детям:
-при старших молчать;
-мудрых слушать;
-старшим повиноваться;
-с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый “Домострой”. Он учил:
-не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
-соблюдать порядок, чистоту в доме;
-строго выполнять свои обязанности.
К сожалению, права ребенка родителями соблюдаются далеко не всегда
Посмотрите ролик о том, как молодая мама поступила со своим ребёнком.
Какие права нарушены ребенка?
Что могло произойти?
- Можно ли считать эту женщину мамой?