Регион отличается высокой рождаемостью, в среднем 35 промилле (единица измерения равная одной тысячной). Наибольшее число рождающихся наблюдается в Доминиканской республике, меньшее — в Аргентине и Уругвае.
Смертность варьируется от 7 промилле в Мексике, до 20 — в Чили и Перу.
Продолжительность жизни изменяется в зависимости от конкретной страны — от 60 до 80 лет. В среднем по региону этот показатель равен 65–70 годам.
Культура и образование
Культура стран Латинской Америки формировалась под влиянием колонизаторов, в первую очередь испанцев и португальцев, местного индейского населения и завезенных чернокожих рабов. В этом котле образовались не только новые этносы, характерные для латинских стран, но и своеобразная, особенная цивилизация.
В островных странах и Бразилии большее влияние на формирование традиций оказали потомки африканцев.
Наиболее полно сохранились индейские культурные ценности в Мексике.
Наибольшее влияние европейских завоевателей наблюдается в Аргентине, Уругвае, меньше в Чили.
В связи с особенным экономико-географическим положением (ЭГП) с 20 столетия все большее влияние на регион начинают оказывать Соединенные Штаты.
В области науки и образования влияние колонизаторов проявляется значительнее. Идеи гуманизма, осмысления общественного устройства, просветительства, борьбы за независимость, социализма проникали сюда с конкистадорами с 16 по 19 век.
Европейцы создавали здесь школы. В настоящее время система обучения населения в большинстве стран Латинской Америки достаточно развита. Имеются следующие образовательные ступени:
Дошкольное. Обязательное и бесплатное.
Начальное. Состоит из семи классов, по окончании которых учащиеся получают аттестат. Неполное среднее. Существует разделение на академическое и техническое направления. По окончании ученики могут продолжить обучение или идти работать.
Полное среднее. Дает возможность получения технического аттестата или дальнейшего высшего академического образования.
В настоящее время средний показатель посещающих начальную школу детей составляет 95 %, неполное среднее образование получают 90 % учащихся.
Религия
Так как большинство стран региона долгое время находилось под испанским и португальским флагом, основной религией является католицизм (примерно 70 % всех верующих). Основная масса населения — до 90 % относят себя к христианам.
В последнее время ситуация меняется. Происходит сокращение числа католиков и рост приверженцев протестантизма. В странах карибского бассейна (так называемой Вест-Индии) их соотношение 50/50. Из неправославных верований встречаются мусульманство, индуизм. Некоторые группы индейцев сохранили дохристианские традиционные верования. Здесь присутствуют представители и других конфессий. Например, в Мексике долгое время огромное влияние на образование и культуру оказывали иезуиты.
Городские и сельские жители
Регион отличается высокой степенью урбанизации. Все чаще жители деревень переезжают в города для получения образования, улучшения качества жизни, поиска перспектив.
Сейчас в процентном соотношении число горожан по отношению к сельчанам составляет 60 к 40 %, и численность первой категории постепенно растет, так как оттока обратно в деревни нет из-за плачевного состояния сельского хозяйства.
Со временем города перестали справляться с огромным потоком деревенских жителей. Это привело к образованию фавел (самовольных построек, трущоб). В таких районах наблюдается разгул преступности, люди зачастую существуют без элементарных благ (водопровода и электричества), дети не посещают школы и с ранних лет примыкают к бандитам.
Для городов это серьезная проблема. В некоторых странах фавелы включили в состав городов, но полностью взять эти районы под контроль государства невозможно.
фавелы
Социальное положение
Традиционно в социальной структуре региона важную роль играют патерналистские отношения. Подобная традиция сформировалась еще в колониальный период, и до сих пор связи кланов и патронов играют важную роль.
К наиболее развитым странам в социальном плане можно отнести: Бразилию; Эквадор; Чили; Венесуэлу; Мексику; Боливию и другие. Они первыми включились в мировое капиталистическое сообщество, следовательно здесь раньше сформировались современные социальные институты.
Примечательно, что в латиноамериканском регионе присутствует народ, до сих пор находящийся на родоплеменном уровне развития. Традиционные индейские племена проживают в труднодоступных районах бассейна Амазонки.
Г. Хозяйство.
Работа с интернетом. Посмотрите видеоурок по ссылке:
https://interneturok.ru/lesson/geografy/10-klass/latinskaya-amerika/
Ответим с вами на вопрос, который я задала в начале урока.
В целом Латинская Америка достигла более высокого уровня социально- экономического развития. После тяжелых, кризисных 80-х годов.
Общими чертами хозяйства стран Латинской Америки можно считать:
• Быстрые темпы развития тяжелой промышленности
• Хозяйство многоукладное
• Узкую специализацию
• Зависимость от иностранного капитала
• Преобладание добывающей промышленности и сельского хозяйства
- промышленность (горнодобывающая, обрабатывающая, черная, цветная металлургия, нефтяная и нефтепереработка)
машиностроение (авто и судостроение, электроника, авиастроение, станкостроение)
- сельское хозяйство
-лесная и деревообрабатывающая
- химическая промышленность
-Что такое латифундия?
- транспорт
Уровень экономического развития стран Латинской Америки заметно выше, чем в странах Африки и большинстве стран Азии. В странах Л.А. наряду с добывающей промышленностью все большую роль играют отрасли машиностроения. Сельское хозяйство включает два сектора: потребительское и товарное. Неразвитость транспортной сети является серьезным тормозом в развитии стран региона.