В 2020 году мы отмечаем замечательную дату 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне

Урок литературы 8 апреля.

Тема урока: «Поэты о Великой Отечественно войне»

- Какой войне посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

- Почему война с немецким фашизмом, которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?

Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.

 

Послушаем эти песни.

 

Михаил Васильевич Исаковский:

«Катюша», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...», «Враги сожгли родную хату».

 

Алексей Александрович Сурков:

«Песня смелых», «Землянка»

 

Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде (поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами).
Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса.

 

Мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» и

Константина Михайловича Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…»

 

Запишем число и тему урока. (Можете законспектировать наш урок.)


Информация о поэте.

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 г., в деревне Загорье, Смоленской губернии, в семье крестьянина-кузнеца.

До 1928 г. жил в деревне, учился в школе, работал в кузнице, был секретарем сельской комсомольской ячейки.

С 1924 г. стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах.

 С 1928 г. жил в Смоленске, учился в педагогическом институте, сотрудничал в местных газетах и журналах. Много ездил по Смоленщине, в только что возникшие тогда колхозы и, как он сам пишет, "вникал со страстью во все, что составляло собою новый, впервые складывающийся строй сельской жизни". Именно этим годам он обязан своим поэтическим рождением. Послушайте одно из произведений А.Твардовского «Рассказ танкиста».

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться).

 






Прочтите стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста».

Беседа по стихотворению.

 

– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

(ответьте на вопрос)

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

 

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.)

 

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

(Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

 

- Найдите и прокомментируйте описание боя.

(Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

 

(Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

 

- После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

(Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку. Без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 

- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

 

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

 

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково

 (кольцевая композиция) прошу запомнить!) Как вы думаете, почему?

(Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

 

- Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру.

Слово учителя:

 

Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди страдали, гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завладеть, истребить, прибрать к рукам – все это рождалось в жадных умах, как в глубине веков, так и в наши дни.

В 2020 году мы отмечаем замечательную дату 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная Война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Ужасно подумать, что в этой трагедии принимали участие дети. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей. Даже городам, которые выстояли весь напор гитлеровской армии, присвоили звание героев (узнайте что это за города!). Очень много вытерпел советский народ в эти четыре года. Вспомните героический подвиг Ленинграда – почти девятьсот дней держались люди в окруженном городе и не отдали его! Люди выдерживали мороз, холод, голод, вражеские бомбардировки, не спали, ночевали на улице. Вспомните Сталинград.

Вспомните другие города! Перед этими подвигами мы должны, обязаны склонить голову.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью добыта победа над сильным врагом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: