Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Апреля

Урок литературы в 10 классе.

Теория Раскольникова. Истоки бунта.

«Тварь ли я дрожащая или право имею»

Цель урока: Раскрытие сути теории Раскольникова

 

Читаем внимательно конспект урока, страницы учебника, смотрим видеофрагменты (по необходимости), делаем записи в тетрадь

 

1. Записываем в тетрадь тему и эпиграф

Вечный спор Ангела и Демона происходит

в нашей собственной совести. И ужаснее

всего, что мы никогда не знаем, кого из них

любим, кому больше желаем победы.

Д.С. Мережковский

2.Читаем.

Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми? Ответы на эти вопросы мы попытаемся дать в конце занятия. А пока обратимся к эпиграфу урока.

Каковы же “Ангелы” и “Демоны” Родиона Раскольникова? Добро и зло – вечные ипостаси бытия, что побеждает на весах жизни главного героя? Кто же он – тварь дрожащая или право имеющий… Право убивать… (можно посмотреть видеоролик из сериала «Преступление и наказание» -или перечитать сцену убийства старухи-процентщицы)

Итак, убийство совершено. Мы видели с Вами все внутренние переживания героя, как борются разум и чувства Раскольникова, как сложна эта борьба, и все же - убийство.

Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?

Что есть преступление Раскольникова? И что есть его наказание? Сегодня определите вы сами.

3. Актуализация знаний учащихся.

- Скажите, пожалуйста, каким компонентом в композиции романа является сцена убийства? (Кульминация)

 

Но перед тем, как решится на подобный шаг. гл. герой испытал на себе колоссальное давление. Давление это происходило с внешней стороны и с внутренней. Поэтому, чтобы преступить к основному этапу урока, мы должны актуализировать свои знания, ответив для себя, на два вопроса. Ответы на эти вопросы должны быть краткими, так как шире эти два вопроса мы рассмотрим в течение урока.

- Какую роль играет Петербург в романе? (Описание Петербурга в романе Ф.М.Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём. " «Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.» - на слайде)

- Каковы отношения Раскольникова с окружающими его людьми? (С семьей его связывают теплые отношения, с Разумихиным он дружит, но он ненавидит свою квартирную хозяйку, которой должен, он испытывает отвращение к «мерзкой старушонке», он сочувствует Мармеладову, он раздражен тем, что вокруг бедность, нищета, нет социальной справедливости. И, наконец, он влюбляется в Соню)

Работа по теме урока. Работа с текстами и презентацией.

Итак, ребята, выяснив для себя ответы на эти два вопроса, мы переходим к основному этапу урока. Давайте, сначала поразмышляем над смыслом двух слов, которые составляют основу всего романа. Они обозначены в заглавии. Это преступление и наказание. (В тетради написаны эти два слова.  Давайте подумаем, как можно истолковать эти слова, проведем небольшой анализ.

(Преступление - преступить, переступить через что-то (перешагнул)

Наказание — 1) от казнь, получить казнь, 2) получить наказ на будущее)

- Ребята, мы выяснили, что если человек совершил преступление, значит, он преступил черту. А как вы думайте, какие три черты преступил Раскольников? Давайте составим таблицу, в которой будут три столбца, названия пока у таблицы не будет, а три столбца мы озаглавим следующим образом: нравственность, философия, социальные черты.

 

(он преступил нравственные черты – он убил человека, он преступил философские черты – он создал свою теорию, делящую людей на 2 разряда, он преступил социальные черты – он нарушил закон)

(запись в тетради) Давайте посмотрим в нашем учебнике, есть и упоминание об этих чертах.(читаем стр 249-252 и записываем в тетрадь  образ Раскольникова, м использовать и другие источники)

Хорошо ребята, значит мы с вами на правильном пути. Мы с вами выяснили, какие черты преступил Раскольников, совершая преступление. А суть наказания мы выясним позже.

 

Теперь нам предстоит большая работа по анализу теории Раскольникова.

 

Делим тетрадь на две части. В каждой части написано только одно слово ТЕОРИЯ.

Что бы это могло значить? (отв. Возможно, несколько точек зрения и т. д.)

Начинаем работу по первой части. Давайте обратимся к тексту № 1. (ч.3, гл.5) Читают текст, отвечают на вопрос.

- В чем же смысл этой теории?

(делит людей на обыкновенных и необыкновенных.)

Текст № 1.

-- Нет, нет, не совсем потому, -- ответил Порфирий. -- Всё дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на "обыкновенных" и "необыкновенных". Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Итак, значит, в теории есть обыкновенные и необыкновенные люди. Кто они?

Проанализируйте, какие по теории Раскольникова люди обыкновенные, а какие необыкновенных. Поработайте, пожалуйста, с текстом и запишите в первый столбик, раскрывающие суть теории.

Ребята записывают свои выводы в тетрадь в первой части ТЕОРИИ («обыкновенные» и «необыкновенные» люди). Можно прочитать текс в учебнике стр 252-256.

 

У нас осталась пустой вторая половина таблицы. И там тоже написано «теория». Суть теории Раскольникова вы уже раскрыли. Теперь, ребята, вам нужно раскрыть причины её возникновения. (делю половину ещё на 2 части). Их две – внешние и внутренние.

Как мы с вами понимаем, в начале урока мы не просто так отвечали на два вопроса, помните? Что мы выясняли? (Роль Петербурга в романе и отношения Родиона с окружающими его героями)

- Вы сказали, что Петербург – это среда, в которой жил наш герой. Может ли окружающая среда влиять на поступки и мысли человека? (да, конечно, может). Значит, окружающую среду Раскольникова, т.е. Петербург – мы отнесем к внешним или внутренним предпосылкам рождения теории? (к внешним, так как это – окружение героя, то есть то, что влияет на него извне)

Ребята, также вы анализировали отношения Раскольникова с другими героями. К каким причинам мы отнесем их? (к внутренним)

Почему? (переживания, чувства по отношению к этим героям происходят в душе Раскольникова, то есть внутри него)

Молодцы, ребята. Теперь вы понимаете, что является внешними, а что внутренними причинами рождения теории. Перед вами тексты. Так же, работая с текстом, заполните, пожалуйста, вторую половину таблицы.

Что должна найти 1 группа:

На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, -- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши. – ч.1, гл.1

Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. (ч.1, гл.1)

Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. (ч.1, гл.1)

Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. (ч.1, гл.3)

Жалеть! зачем меня жалеть! -- вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов. -- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! (ч.1, гл.2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: