Урок по физике
«Развитие средств связи»
Задачи урока:
- Повторить темы: электромагнитная волна и её свойства.; радиоволны, как один из видов электромагнитных волн и радиосвязь, принципы радиосвязи.с целью умения применять их для изучения нового материала.
- Познакомить учащихся с изобретателем радио, с изобретателями телевидения, с историей мобильной связи.
- Воспитать гордость за наших соотечественников А. С. Попова, В.К.Зворыкина и др., за успехи нашей страны в развитии средств связи (радио и телевидения.)
- Привести примеры технической революции в этой области, которые способствует технической направленности обучения.
- Воспитать ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих в связи с использованием сотовых телефонов.
Оборудование:
- компьютер,
- экран,
- мультимедийный проектор,
- Презентация учителя
- Презентация детей
- плакат «Схема радиосвязи через спутник».
План урока
- Приветствие.
- Актуализация знаний
- Изучение нового материала "Радио и его изобретатель"
- Изучение нового материала «Физические основы телевидения. История развития телевидения»
- Изучение нового материала «Мобильная связь. История развития».
- Изучение нового материала «Влияние на здоровье сотовых телефонов»
- Заключение
- Домашнее задание. Подведение итогов урока.
|
|
Ход урока
- Приветствие.
Эпиграф к уроку:
Не прекрасна ли цель, работать, чтобы оставить людей после себя более счастливыми, чем были мы? (Монтескье)
Радио настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы не мыслим себя без ежедневных новостей. Сводки погоды. Любимых передач. А.Эйнштейн считал, что "стыдно должно быть тому, кто пользуется чудесами науки, воплощенными в обыкновенном радиоприемнике, и при этом ценит их так же мало, как корова те чудеса ботаники, которые она жует."(Слайд №1)
Сегодня на уроке мы поговорим о развитии средств связи. Сначала повторим материИ
1. Что такое электромагнитная волна?(распространение в пространстве ЭМ колебаний)
2. Чем электромагнитные волны отличаются друг от друга? (Длиной волны и частотой)
3. Что общего у всех ЭМ волн? (скорость равна 3*108 м/с)
4. В каком году и кто обнаружил ЭМ волны? (Генрих Герц, в 1887 году)
5. Что такое радиоволна? (Вид ЭМ волн, длина которых от нескольких мм до десятков км.)
6. Что такое радиосвязь? (это передача информации с помощью радиоволн.)
7. Какие волны хорошо излучаются в пространство? (высокочастотные)
8. Какое устройство генерирует незатухающие ЭМ колебания высокой частоты? (генератор ВЧ ЭМ колебаний, изобретён в 1913 году)
9. Какие волны несут информацию? (низкочастотные ЭМВ)
10. Как называется устройство, преобразующее звуковые колебания в ЭМ? (микрофон)
|
|
11. Что такое модуляция? (процесс наложения высокочастотных колебаний на низкочастотные)
12. Что такое детектирование? (процесс, обратный модуляции, т.е. процесс выделения НЧК из ВЧК.)
Модуляция и детектирование- это основные принципы радиосвязи.
Изучение нового материала.
РАДИО И ЕГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.
Рождением радио человечество обязано выдающемуся русскому ученому физику Александру Степановичу Попову.
Изобретенное им беспроводное средство связи было логическим продолжением и развитием учения об электричестве, история которого уходит в глубину веков.
XIX.век - был веком чудесных открытий: первые паровозы, первые фотоаппараты, первые летательные аппараты.
На переломе веков люди стали свидетелями еще одного чуда. Появилось оно не само собой, а в результате упорного труда изобретателей, ученых, представителей разных национальностей.
Вы видите имена ученых, имеющих непосредственное отношение к изобретению радио:
- Александр Степанович Попов - русский
- Никола Тесла - серб
- Эдуард бранли - француз
- Гульельмо Маркони - итальянец
- Генрих Герц - немец
- Эдвин Армстронг – американец (слайды с портретами учёных)
После обнаружения Г.Герцем электромагнитных волн возникла идея применения их для связи. Эту идею впервые осуществил выдающийся русский ученый А.С.Попов.
А.С.Попов биографии ученого (сообщение ученика).(слайд)
А.С. ПОПОВ родился в 1859, пос. Турьинские Рудники, ныне Краснотурьинск Екатеринбурской обл.,Умер в 1906, Петербурге., русский физик и электротехник, изобретатель элсктрической связи без проводов (радиосвязи, радио). В 1882 окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та и был оставлен в нём для подготовки к научной деятельности. Преподаватель физики и электротехники Минного офицерского класса (1883—1901) и Технического училища Морского. ведомства в Кронштадте (1890 — 1900); проф. физики (с 1901) и директор (с 1905) Петербурского электротехнического института. Почётный инженер-электрик (1900) и почётный член Русского технического общества (1901). После опубликования (1888) работ Г. Герца по электродинамике Попов стал изучать электромагнитные явления. Хорошо понимая потребность флота в средствах беспроводной сигнализации, он в начале 90-х гг. поставил перед собой также задачу использовать ЭВ для сигнализации. Поиски решения этих задач проходили в два этапа: отыскание достаточно чувствительного индикатора ЭВ; разработка прибора, способного надёжно регистрировать ЭВ, излучаемые вибратором Герца. В качестве индикатора П. выбрал радиокондуктор, предложенный франц. физиком Э. Бранли и названный позже когерером. Когерер представлял собой заполненную металлич. опилками небольшую стеклянную трубку с двумя электродами на концах. Под действием ЭВ электрич. сопротивление опилок резко уменьшалось и когерер терял чувствительность, но при лёгком встряхивании она снова восстанавливалась. В результате кропотливых экспериментов с когерером П. сделал его достаточно чувствительным и удобным индикатором ЭВ. 2-й этап завершился в нач. 1895 созданием «прибора для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» — радиоприёмника. (слайд)
7 мая 1895г. на заседании русского физик - химического общества в Петербурге А.С. Попов продемонстрировал действие своего прибора, явившегося первым в мире радиоприемником.
Усовершенствованные приборы Попова получили первое практическое применение в русском флоте. Они были применены в, частности, для связи во время работ по снятию севшего на камни русского броненосца у острова Гогланд (Финский залив) и при спасении 27 рыбаков, унесенных на льдине в море.
При этом дальность связи достигла 45 км. В 1901 Попов в реальных корабельных условиях получил дальность связи 148 — 150 км.
|
|
Работы П. получили высокую оценку уже его современников в России и за рубежом:
так, приёмник Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке 1900 в Париже. Особым признанием заслуг Попова явилось постановление Совета Министров СССР, принятое в 1945, которым установлен День радио (7 мая) и учреждена золотая медаль имени А. С. Попова, присуждаемая АН СССР за выдающиеся работы и изобретения в области радио. Имя Попова носят: Школа связи в Кронштадте, Высшее воснно-морское училище в Ленинграде, Одесский электротехнический институт связи, Центральный музей связи, Научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи, улица в Ленинграде, где он жил, и многие др.
Смерть учёного, последовавшая 13 января 1906 года в 47 лет, явилась в какой-то степени следствием революционных событий. Она наступила в результате кровоизлияния в мозг после разноса в МВД по поводу студенческих волнений в Электротехническом институте, директором которого он являлся.
Работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки, Попов не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патенты на свои изобретения. Он решительно отверг их. Вот его слова: "Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколько велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи."
Даже получив большую известность, Попов сохранил все основные черты своего характера: скромность, внимание к чужим мнениям, готовность идти навстречу каждому и посильно помогать нуждающимся в помощи.
В.В.Маяковский впервые выступая в московской радиостудии, спросил, показывая на микрофон: "А сколько людей меня будут слышать?" Ему ответили "Весь земной шар."
- Больше мне и не надо", - заметил поэт. Кто знает, может, под влиянием этого выступления у него и родились строки.
Слушатель мира,
надень наушники
Ухо и душу
с Москвой сливай!
Слушайте пограничные города
и деревушки,
Красной Москвы
раскаленные слова.
|
|