Радио и его изобретатель

Урок по физике

 «Развитие средств связи»

 

 

 Задачи урока:

  • Повторить темы: электромагнитная волна и её свойства.; радиоволны, как один из видов электромагнитных волн и радиосвязь, принципы радиосвязи.с целью умения применять их для изучения нового материала.
  • Познакомить учащихся с изобретателем радио, с изобретателями телевидения, с историей мобильной связи.
  • Воспитать гордость за наших соотечественников А. С. Попова, В.К.Зворыкина и др., за успехи нашей страны в развитии средств связи (радио и телевидения.)
  • Привести примеры технической революции в этой области, которые способствует технической направленности обучения.
  • Воспитать ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих в связи с использованием сотовых телефонов.

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • мультимедийный проектор,
  • Презентация учителя
  • Презентация детей
  • плакат «Схема радиосвязи через спутник».

План урока

  1. Приветствие.
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала "Радио и его изобретатель"
  4. Изучение нового материала «Физические основы телевидения. История развития телевидения»
  5. Изучение нового материала «Мобильная связь. История развития».
  6. Изучение нового материала «Влияние на здоровье сотовых телефонов»
  7. Заключение
  8. Домашнее задание. Подведение итогов урока.

 

Ход урока

  1. Приветствие.

Эпиграф к уроку:

 Не прекрасна ли цель, работать, чтобы оставить людей после себя более счастливыми, чем были мы? (Монтескье)

Радио настолько прочно вошло в нашу жизнь, что мы не мыслим себя без ежедневных новостей. Сводки погоды. Любимых передач. А.Эйнштейн считал, что "стыдно должно быть тому, кто пользуется чудесами науки, воплощенными в обыкновенном радиоприемнике, и при этом ценит их так же мало, как корова те чудеса ботаники, которые она жует."(Слайд №1)

Сегодня на уроке мы поговорим о развитии средств связи. Сначала повторим материИ

1. Что такое электромагнитная волна?(распространение в пространстве ЭМ колебаний)

2. Чем электромагнитные волны отличаются друг от друга? (Длиной волны и частотой)

3. Что общего у всех ЭМ волн? (скорость равна 3*108 м/с)

4. В каком году и кто обнаружил ЭМ волны? (Генрих Герц, в 1887 году)

5. Что такое радиоволна? (Вид ЭМ волн, длина которых от нескольких мм до десятков км.)

6. Что такое радиосвязь? (это передача информации с помощью радиоволн.)

7. Какие волны хорошо излучаются в пространство? (высокочастотные)

8. Какое устройство генерирует незатухающие ЭМ колебания высокой частоты? (генератор ВЧ ЭМ колебаний, изобретён в 1913 году)

9. Какие волны несут информацию? (низкочастотные ЭМВ)

10. Как называется устройство, преобразующее звуковые колебания в ЭМ? (микрофон)

11. Что такое модуляция? (процесс наложения высокочастотных колебаний на низкочастотные)

12.  Что такое детектирование? (процесс, обратный модуляции, т.е. процесс выделения НЧК из ВЧК.)

 Модуляция и детектирование- это основные принципы радиосвязи.

Изучение нового материала.

РАДИО И ЕГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.

Рождением радио человечество обязано выдающемуся русскому ученому физику Александру Степановичу Попову.

Изобретенное им беспроводное средство связи было логическим продолжением и развитием учения об электричестве, история которого уходит в глубину веков.

XIX.век - был веком чудесных открытий: первые паровозы, первые фотоаппараты, первые летательные аппараты.

На переломе веков люди стали свидетелями еще одного чуда. Появилось оно не само собой, а в результате упорного труда изобретателей, ученых, представителей разных национальностей.

Вы видите имена ученых, имеющих непосредственное отношение к изобретению радио:

  • Александр Степанович Попов - русский
  • Никола Тесла - серб
  • Эдуард бранли - француз
  • Гульельмо Маркони - итальянец
  • Генрих Герц - немец
  • Эдвин Армстронг – американец (слайды с портретами учёных)

 

После обнаружения Г.Герцем электромагнитных волн возникла идея применения их для связи. Эту идею впервые осуществил выдающийся русский ученый А.С.Попов.

А.С.Попов биографии ученого (сообщение ученика).(слайд)

А.С. ПОПОВ родился в 1859, пос. Турьинские Рудники, ныне Краснотурьинск Екатеринбурской обл.,Умер в 1906, Петербурге., рус­ский физик и электротехник, изобрета­тель элсктрической связи без проводов (ра­диосвязи, радио). В 1882 окончил физико-математич. ф-т Петерб. ун-та и был оставлен в нём для подготовки к научной деятельности. Преподаватель физики и электротехники Минного офицерского класса (1883—1901) и Технического училища Морского. ведомства в Кронштадте (1890 — 1900); проф. физики (с 1901) и директор (с 1905) Петербурского электротехнического института. Почётный инженер-электрик (1900) и почётный член Русского технического общества (1901). После опубликования (1888) работ Г. Герца по электродинамике Попов стал изучать элект­ромагнитные явления. Хорошо понимая потребность флота в средствах беспроводной сигнализации, он в начале 90-х гг. поставил перед собой также задачу использовать ЭВ для сиг­нализации. Поиски решения этих задач проходили в два этапа: отыскание доста­точно чувствительного индикатора ЭВ; разработка прибора, способного надёжно регистрировать ЭВ, излучаемые вибрато­ром Герца. В качестве индикатора П. выбрал радиокондуктор, предложенный франц. физиком Э. Бранли и названный позже когерером. Когерер представлял собой заполненную металлич. опилками небольшую стеклянную трубку с двумя электродами на концах. Под действием ЭВ электрич. сопротивление опилок резко уменьшалось и когерер терял чувствитель­ность, но при лёгком встряхивании она снова восстанавливалась. В результате кропотливых экспериментов с когерером П. сделал его достаточно чувствительным и удобным индикатором ЭВ. 2-й этап завершился в нач. 1895 созданием «прибо­ра для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» — радиоприёмника. (слайд)

 7 мая 1895г. на заседании русского физик - химического общества в Петербурге А.С. Попов продемонстрировал действие своего прибора, явившегося первым в мире радиоприемником.

 Усовершенствованные приборы Попова получили первое практическое применение в русском флоте. Они были применены в, частности, для связи во время работ по снятию севшего на камни русского броненосца у острова Гогланд (Финский залив) и при спасении 27 рыбаков, унесенных на льдине в море.

При этом дальность связи достигла 45 км. В 1901 Попов в реальных корабельных усло­виях получил дальность связи 148 — 150 км.

Работы П. получили высокую оценку уже его современников в России и за рубежом:

 так, приёмник Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемир­ной выставке 1900 в Париже. Особым признанием заслуг Попова явилось поста­новление Совета Министров СССР, принятое в 1945, которым установлен День радио (7 мая) и учреждена золотая медаль име­ни А. С. Попова, присуждаемая АН СССР за выдающиеся работы и изобретения в области радио. Имя Попова носят: Школа связи в Кронштадте, Высшее воснно-морское училище в Ленинграде, Одесский электро­технический институт связи, Центральный музей связи, Научно-техническое обще­ство радиотехники, электроники и связи, улица в Ленинграде, где он жил, и мно­гие др.

Смерть учёного, последовавшая 13 января 1906 года в 47 лет, явилась в какой-то степени следствием революционных событий. Она наступила в результате кровоизлияния в мозг после разноса в МВД по поводу студенческих волнений в Электротехническом институте, директором которого он являлся.

Работая в трудных условиях царского режима, без материальной поддержки, Попов не принял ни одного из заманчивых предложений зарубежных фирм продать им патенты на свои изобретения. Он решительно отверг их. Вот его слова: "Я горд тем, что родился русским. И если не современники, то, может быть, потомки наши поймут, сколько велика моя преданность нашей родине и как счастлив я, что не за рубежом, а в России открыто новое средство связи."

Даже получив большую известность, Попов сохранил все основные черты своего характера: скромность, внимание к чужим мнениям, готовность идти навстречу каждому и посильно помогать нуждающимся в помощи.

 

В.В.Маяковский впервые выступая в московской радиостудии, спросил, показывая на микрофон: "А сколько людей меня будут слышать?" Ему ответили "Весь земной шар."

 - Больше мне и не надо", - заметил поэт. Кто знает, может, под влиянием этого выступления у него и родились строки.

Слушатель мира,
надень наушники
Ухо и душу
с Москвой сливай!
Слушайте пограничные города
и деревушки,
Красной Москвы
раскаленные слова.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: