Пути выхода из кризиса

В поисках выхода из кризиса дискуссии экономистов развернулись вокруг вопроса о роли государственного регулирования в экономике. Сторонникам саморегулирующейся рыночной экономики противостояли приверженцы государственного регулирования. Консерваторы встали на защиту частного предпринимательства. Либералы пересмотрели свои взгляды и уже с позиций неолиберализма предлагали защитить интересы мелких и средних предпринимателей от монополии с помощью государственного регулирования. Социалисты в мировом кризисе разглядели крах капитализма в целом и видели выход в переходе к централизованному плановому хозяйству и распределению.

Необходимость вмешательства государства в процесс воспроизводства обосновал английский экономист Джон Мейнард Кейнс, член либеральной партии Великобритании.

Дж. М. Кейнс

Предметом его анализа стало народное хозяйство в целом. Такой подход получил название макроэкономического. Центральная проблема макроэкономики − факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода. Эти факторы Кейнс рассматривает с точки зрения реализации в условиях формирования так называемого эффективного спроса. Анализируя основные компоненты эффективного спроса − потребление и накопление, он пришел к выводу, что их сумма может быть недостаточной для поддержания уровня национального дохода, соответствующего «полной» занятости. Отсюда возможность вынужденной безработицы, депрессии, экономических кризисов и необходимость поддержания эффективного спроса со стороны государства.

Кейнсианство разработало механизмы государственного антикризисного регулирования − принцип «иди» (увеличение государственных расходов, понижение налогов и банковского процента) и государственного антиинфляционного регулирования − принцип «стой» (сокращение государственных расходов, повышение налогов и банковского процента).

«Новый курс» Рузвельта в США

На выборах 1932 г. республиканский президент Г. Гувер, так и не предпринявший эффективных мер для преодоления кризиса, уступил демократу Франклину Делано Рузвельту.

Франклин Д. Рузвельт

Сразу после вступления в должность президент приступил к реализации «нового курса для забытого человека». Он отрицал тезис об автоматизме рыночных процессов и признавал необходимость активного государственного вмешательства в сферу хозяйственных отношений. Ф. Рузвельт считал важным социальный фактор антикризисной политики. В отличие от Г. Гувера, который не поддерживал внедрение социальных мер, облегчающих положение бедных граждан, президент осуществлял реформы во благо «забытого человека». В итоге ему удалось сгладить социальный конфликт и объединить нацию в целях борьбы с кризисом.

Ф. Рузвельт начал с оздоровления банковской и финансовой систем. В марте 1933 г. в стране была временно приостановлена деятельность всех банков. Эта мера позволила предотвратить обмен банкнот на золото. В апреле 1933 г. запрещался экспорт золота. Американских граждан обязывали сдать банкам свои золотые запасы, если их сумма превышала 100 долларов. В условиях резкого обесценивания национальной валюты правительство осуществило значительные закупки золота на внешнем рынке. В результате притока в страну золота уменьшилась его цена на внутреннем рынке, что позволило правительству в январе 1934 г. провести девальвацию (официальное понижение стоимости денежных единиц) валюты страны на 41 %. Распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала.

Оздоровление банковской системы предусматривало укрупнение банков, предоставление им правительственного кредита в размере 1 млн долларов, страхование депозитных вкладов. Усилилась концентрация банковской системы. Для сокращения бюджетного дефицита была снижена заработная плата федеральным служащим и членам Конгресса, пенсии ветеранам войны. В 1933 г. разрешили употреблять спиртные напитки, на продажу которых был введен значительный налог.

Следующим шагом стал Закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА − национальные интересы развития Америки), которым ввели систему государственного регулирования промышленного сектора. Кодексы честной конкуренции в первом разделе закона регламентировали объемы производства (применение однотипных технологических процессов), предел заработной платы, продолжительность рабочей недели, определяли рынок сбыта товаров, цены на продукцию. Всего в отраслях промышленности администрация Ф. Рузвельта санкционировала к действию 746 кодексов, охвативших 99 % американской промышленности и торговли.

Положения второго и третьего разделов Закона о восстановлении национальной промышленности регламентировали разрешение конфликтов между трудом и капиталом в рамках закона, порядок взыскания и расходования налогов, направленных на организацию общественных работ и выплату пособий по безработице. Созданная Конгрессом США Администрация общественных работ, которой выделяли огромную сумму (3,3 млрд долларов), развернула широкомасштабную деятельность по организации новых рабочих мест в сфере муниципального хозяйства, дорожного строительства и других отраслях, трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет на общественных работах. Численность занятых на общественных работах в 1933–1939 гг. достигла 4 млн человек.

Общественные работы

Важную роль играла антикризисная аграрная политика Ф. Рузвельта. На основе закона «О регулировании сельского хозяйства» (1933 г.) вводилась система поощрений в форме премий и компенсаций тем фермерам, которые сокращали производство в своих хозяйствах. Такая политика способствовала уменьшению общих объемов товарной продукции, поддержанию цен на сельскохозяйственные товары и увеличению доходов фермеров. Правительство приняло чрезвычайные меры, чтобы уменьшить фермерскую задолженность, которая на начало 1933 г. составила 12 млрд долларов, и отложить ее выплату на длительный срок.

В июне 1935 г. был принят Закон Вагнера (национальный закон о трудовых отношениях), который признал необходимость коллективной защиты со стороны работников через профсоюзы путем заключения с предпринимателями коллективных договоров, право на забастовки. Администрации запрещалось применять репрессии за принадлежность к профсоюзам. В том же году начал действовать Закон о социальном обеспечении. Введена система пенсий по возрасту (с 65 лет), пособий по безработице и по инвалидности. В 1937 г. приняли Закон о справедливых условиях труда, который регламентировал удлинение рабочей недели и определял минимальную заработную плату.

В 1930-е гг. в США развернулась волна массовых социальных движений. В условиях экономической депрессии миллионы разорившихся фермеров, безработных, отчаявшихся людей искали выход из кризиса во всем, что могло вывести их из невыносимого положения. Именно так возникли разные «движения панацей», участники которых верили в утопические проекты радикальных преобразований. Они требовали организации кооперативных производств для ликвидации безработицы, изъятия у капиталистов части прибыли для оплаты пособий престарелым. В это время возобновилось движение за создание третьей партии, важную роль в котором сыграла Лига за независимые политические действия. Активизировалось профсоюзное движение. Создавались производственные профсоюзы, объединявшие работников отдельных профессий. Наряду с Американской федерацией труда образовался второй профсоюзный центр − Конгресс производственных профсоюзов.

Проведение реформ происходило в условиях острой политической борьбы. Поэтому в области внешней политики американское правительство пошло на дистанцирование от международных проблем. К примеру, в 1933 г. Соединенные Штаты сорвали международную конференцию по проблеме стабилизации мировой экономики в Лондоне. 1930-е гг. стали временем открытого доминирования изоляционизма. Сенат США создал для расследования причин вступления Америки в Первую мировую войну Комитет Ная. Он пришел к выводу, что США была втянуты в войну ради обеспечения корыстных целей крупных американских финансистов и производителей оружия. Эти материалы стали основой принятых в 30-е гг. законов о нейтралитете, запрещавших участие американских граждан в военных конфликтах, продажу американского оружия воюющим странам, перевозку военного снаряжения на американских судах, предоставление займов и кредитов странам, не расплатившимся с США за военные долги. В 1933 г. Соединенные Штаты признали СССР и установили с ним дипломатические отношения. В Латинской Америке США вели политику «доброго соседа»: пересмотрели условия договора с Панамой, отказались от присутствия в Гаити, поддержали процесс реформ в Бразилии. С изоляционизмом сочеталась обновленная внешнеэкономическая доктрина США, нацеленная на обеспечение стране ключевого места в мировой экономике.

Активное вмешательство правительства в экономическую жизнь позволило США преодолеть кризис. К 1937 г. по ряду основных показателей экономического развития США вышли на уровень 1929 г. Опыт реализации «нового курса» имел важное историческое значение. Впервые в истории страны с развитой рыночной экономикой значительную роль в выходе из экономического кризиса сыграло государственное регулирование.

Европейские варианты выхода из кризиса

В европейских государствах степень вмешательства государства зависела от особенностей их исторического развития, определялась спецификой социально-экономических и политических отношений. Социал-реформистский вариант выхода из кризиса наряду с усилением регулирующей роли государства характеризовался «социализацией» экономики. Он сформировался в странах, где были сильны позиции левых партий. В 1930-е гг. в Швеции, Норвегии и Дании отдельные предприятия и отрасли хозяйства перешли к государству. Под его контролем оказались внешняя торговля и вывоз капитала. Немаловажное значение имели меры по облегчению условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансирование капитального строительства и сельскохозяйственного производства. Одновременно социал-демократические правительства скандинавских стран проводили социальные реформы: улучшили пенсионное обеспечение, создали систему государственного страхования, приняли законы по охране материнства и детства. Получили развитие трудовое законодательство, расширилось государственное финансирование жилищного строительства. Схожие тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил.

Этот вариант выхода из кризиса, как и «новый курс» Рузвельта, не сразу привел к положительным результатам. Реформы не могли удовлетворить все категории граждан, что вело к нестабильности внутриполитической обстановки и временами отказу от реформ, как, например, в Испании и Франции после победы правых сил. Однако о привлекательности и перспективе государственно-монополистического капитализма свидетельствует феномен «шведского социализма» процветающих стран Скандинавии.

Иной вариант выхода из кризиса избрали страны, в которых установились тоталитарные режимы. Сверхцентрализация хозяйственного механизма и тотальная милитаризация народного хозяйства стали основными мерами антикризисной политики в Германии, Италии, Испании. В этих странах наблюдалось постоянное расширение государственного сектора в экономике: произошло огосударствление военной промышленности, сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта. Отдельные предприятия принудительно включали в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством. Развивались элементы директивного экономического планирования.

Эта модель выхода из кризиса дала моментальный положительный эффект. Уже через год в Германии исчезла безработица. Увеличились показатели экономического роста. Страну обошли затяжная депрессия и возвратные кризисные явления, характерные для большинства стран. Однако сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации и милитаризации народного хозяйства не решали проблему восстановления рынка и стабилизации социальных отношений. Только развязывание внешней агрессии могло предотвратить неизбежную экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия активно втягивается в военные конфликты. Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В США, Англии, Франции перед Второй мировой войной наметилась тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма.

ОБШЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: