Задания на вторую неделю

На «5»

Карточка № 10. О вопросах войны и мира в первом томе второй главы романа в книге К. Ломунова «Жизнь Льва Толстого» М,1981г.

 

О войне О мире
На полях рукописи первых глав первого тома эпопеи Толстой сделал такую заметку: «Война во всём». Этой мысли подчинены открывающие роман картины мирной жизни: гости в салоне придворной фрейлины ведут политические разговоры и споры о Наполеоне, о вероломном убийстве по приказу принца Конде, о военном союзе с Австрией и Пруссией, о предстоящей войне России с бонапартовской Францией… Ощущением кануна близкой войны наполнены письма даже таких далёких от политики людей, как две подруги Жюли Карагина и Мария Болконская… Нельзя, однако, не заметить, что уже с первых глав первого тома тема войны развивается в тесной и последовательной связи с темой мира. Гости в салоне Шерер ведут споры не только о Наполеоне, но и заинтересованно обсуждают один из проектов вечного мира, с которым их знакомит приехавший из - за рубежа аббат Морио. Этот проект находит страстного приверженца в Пьере Безухове и вызывает скептическое отношение у Андрея Болконского. Но, споря о частностях, они сходятся в главном: и глубоко штатский Пьер Безухов, и его старший друг, профессиональный военный Андрей Болконский озабочены вопросом, «каким образом устроить судьбу человечества так, чтобы… уничтожилась возможность войны между народами»
1.Имя какого исторического лица более всего привлекло внимание спорящих в салоне Анны Павловны Шерер? 3. С какой идеей была связана тема мира? Вспомните, что именно не понравилось в этой идее Пьеру Безухову? (см. карточку№ 9) 4.Какой вывод можно сделать из рассуждений литературного критика К. Ломунова о том, в каком соотношении в романе находятся война и мир?  

 

Карточка 11. Том1, часть1, гл.6, с.40. Почему князь Андрей Болконский отправился на войну с Наполеоном в первую капанию, когда Россия выступала на стороне Австрии и Англии?
Андрей - Пьеру -Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет… Ежели ты ждёшь от себя чего- нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Ты говоришь Бонапарте и его карьера, (хотя Пьер и не говорил про Бонапарте). Но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шёл к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели,- и он достиг её. Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу… Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти
1.Почему князь Андрей не советует Пьеру жениться? В каком обществе придётся проводить время после женитьбы, по мнению князя Андрея? 2. Что князя Андрея привлекает в карьере Наполеона Бонапарта? 3.Что мешает князю Андрею, как ему кажется, сделать такую же блестящую карьеру? 4.Как бы вы ответили на вопрос в заглавии карточки? 5.Найдите в тексте фрагмента сравнение и фразеологизм. Какую функцию они несут? (Выберите:показывают отношение князя Андрея к жене; показывают отношение князя Андрея к обществу; передают внутреннее состояние князя Андрея). Поясните.

 

Карточка № 12.Том1, часть1, гл. 6, с.49. Как проводит время молодой Пьер Безухов в Москве, в компании Долохова и Курагина.
-Я выпью, давай бутылку рома!- закричал Пьер решительным пьяным жестом ударяя по столу, и полез в окно. Его схватили за руки, но он был так силён, что далеко откинул того, кто приблизился к нему. - Нет, его так не уломаешь ни за что,- говорил Анатоль,- постойте, я его обману. Послушай, я с тобой держу пари, но завтра, а теперь мы все едем к… -Едем,- закричал Пьер,- едем!.. и мишку с собой берём… И он ухватил медведя и, обняв и подняв его, стал кружиться с ним по комнате.
1.Сравните габариты медведя и Пьера Безухова. Случаен ли медведь в этой сцене? 2.Как молодёжь проводила своё свободное время? 3. Образ какого человека возникает перед нами? Вспомните отношение к Пьеру Анны Павловны Шерер. Прокомментируйте.

 

Карточка № 13. Том 1, часть 1,гл.24, с.142. Князь Андрей о Наполеоне Бонапарте перед уходом на войну в первую Аустерлицкую кампанию
Старый князь был убеждён, что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потёмкиных и Суворовых противопоставить ему… -Я ничего не говорю, чтобы все распоряжения были хороши,- сказал князь Андрей,- только я не могу понять, как вы можете судить о Бонапарте. Смейтесь, как хотите, а Бонапарте всё - таки великий полководец!
1.В чём расходятся точки зрения отца и сына о Наполеоне? 2.Какими полководцами гордится старый князь Болконский? 3. не вспоминает о них? 4. Какое художественно - выразительное средство использует автор, чтобы показать ничтожность фигуры Наполеона? (Выберите: эпитет; метафора, уменьшительно- ласкательный суффикс).

 

Карточка №14.Том 1,часть 1, гл. 25с. Прощание князя Андрея с отцом перед уходом на войну в первую французскую кампанию.
Старый князь: должно быть мне раньше тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай, для себя найдёшь пользу… Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…- он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Болконского, мне будет… стыдно!- взвизгнул он. Князь Андрей:этого вы могли бы не говорить мне, батюшка,- улыбаясь, сказал сын. Старик замолчал.
1.Героем каких войн был старый князь Болконский? 2.Каким образом старый князь хотел передать потомкам свой опыт? 3.Что для старого князя страшнее: узнать о смерти сына на поле боя или о его недостойном поведении, трусости, например? Поясните свой ответом текстом. 4.Какое значение имеет такая художественная деталь, как крикливый голос старого князя Болконского? 5.Постройте ряд глаголов, которыми пользуется старый князь. Какой формой глагола они выражены? Какую функцию в тексте они несут? (Выберите: показывают подчинённое положение сына перед отцом; передают деспотизм характера отца; отец проявляет качества воина перед лицом смерти, как ему кажется, неизбежной)

 

Карточка 15, том 1, часть 2, гл.2,с.160 Кутузов на смотре войск.
Полк благодаря строгости и старательности полкового командира был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только двести семнадцать человек. И всё было исправно, кроме обуви… Кутузов прошёл по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо… Со всех сторон переговаривались солдатские голоса. - Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу? - А то нет! Вовсе кривой. -Не… брат, глазастей тебя, и сапоги, и подвёртки - всё оглядел… - Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне… ну! Думаю… - А другой - то австрияк с ним был словно мелом вымазан. Как мука белый! Я чай, как амуницию чистят!
1.О какой войне идёт речь в отрывке? 2. С кем невольно сравнивают солдаты Кутузова? Кто из полководцев им более нравится? 3.Какова роль разговорно - бытовой речи в этом фрагменте? (Выберите: солдатам любопытен недостаток на лице Кутузова; солдаты сравнивают Кутузова с австрийским генералом; солдаты польщены отеческим вниманием Кутузова к их проблеме обуви).

 

Карточка № 16. Том1, часть2, гл. 9, с.203. Положение русской армии у Браунау.
Австрийские войска, избежавшие плена под Ульмом и присоединившиеся к Кутузову у Браунау, отделились теперь от русской армии, и Кутузов был предоставлен только своим слабым, истощённым силам… единственная, почти недостижимая цель, представлявшаяся теперь Кутузову, состояла в том, чтобы не погубив армии, подобно Маку под Ульмом, соединиться с войсками, шедшими из России.
1.Каково было положение русской армии в войне на чужой территории? 2.Что показывает нам сопоставление русской армии и с войском Мака под Ульмом? 3.Какие эпитеты показывают состояние русской армии?

 

Карточка № 17. Том 1, часть 2, гл.13,с.224. едет в расположение русской армии.
В ту же ночь, откланявшись военному министру, Болконский ехал к армии, сам не зная, где найдёт её… «Эту русскую армию, которую английскоезолото перенесло сюда с конца света, мы заставим её испытать ту же участь (участь ульмской армии)»,- вспоминал он слова приказа Бонапарта своей армии перед началом кампании, и слова эти одинаково возбуждали в нём удивление к гениальному герою, чувство оскорблённой гордости и надежду на славу. «А ежели ничего не остаётся, кроме, как умереть?- думал он.- Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».
1.Как вы понимаете слова Бонапарта о русской армии? Что означает «участь ульмской армии»? 2.Почему эти слова Бонапарта вызвали у Болконского чувство удивления? Почему «оскорблённой гордости»? 3.Почему князю Андрею Болконскому приходят мысли о смерти? 4.Какое средство художественной выразительности показывает, что русские воюют не за свои интересы? (Выберите: метафора, олицетворение, синекдоха).

 

Карточка № 18. Том 1, часть 2, гл.15, с.236. Образ капитана Тушина.
Ну, вот вы, господин штабс - капитан, - обратился он к маленькому, грязному, худому, артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту) в одних чулках, встал перед вошедшими, улыбаясь не совсем естественно. - Ну, как вам, капитан Тушин, не стыдно?- продолжал штаб –офицер, - вам бы кажется как артиллеристу, надо пример показывать, а вы без сапог. Забьют тревогу, а вы без сапог очень хороши будете. (Штаб - офицер улыбнулся.) Извольте отправляться к своим местам, господа, всё, всё,- прибавил он начальнически. Князь Андрей невольно улыбнулся, взглянув на штабс - капитана Тушина. Молча и улыбаясь, Тушин переступая с ноги на ногу, вопросительно глядел большими, умными и добрыми глазами, то на князя Андрея, то на штаб - офицера. -Солдаты говорят: разумшись, ловчее,- сказал капитан Тушин, улыбаясь и робея, видимо желая из своего неловкого положения перейти в шутливый тон… Князь Андрей ещё раз взглянул на фигурку артиллериста. В ней было что - то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное
1.Чьими глазами мы видим капитана Тушина? 2. Как к нему относится штабс - капитан?? Что заметил в капитане Тушине Болконский и что прошло мимо штабс - капитана? 3.Какая деталь портрета передаёт внутреннюю суть капитана Тушина? (Выберите: невоенная, комическая фигура; улыбка не совсем естественная; большие, умные и добрые глаза) 4.К какой лексической группе слов относится слово разумшись? ( Выберите: диалектные; заимствованные; разговорные) 5. Что это слово «говорит» нам о Тушине? (Выберите: он не владеет литературной речью; он намеренно показывает своё низкое социальное происхождение; он солдат из народной среды)

 

Карточка №19. Том 1, часть 2, гл. 15. с.238. Наказание вора в армии.
Проехав егерский полк, в рядах киевских гернадёров.. князь Андрей.. наехал на фронт взвода гренадёр, перед которыми лежал обнажённый человек. Двое солдат держали его, а двое взмахивали гибкие прутья и мерно ударяли по обнажённой спине. Наказываемый неестественно кричал. Толстый майор ходил перед фронтом и, не переставая и не обращая внимания на крик, говорил: - солдату позорно красть, солдат должен быть честен, благороден и храбр; а коли у своего брата украл, так в нём чести нет; это мерзавец. Ещё, ещё! И всё слышались гибкие удары и отчаянный, но притворный крик.
1.В рассказе Льва Толстого «После бала» есть сцена, подобная той, что описана во фрагменте. Подумайте, в чём схожесть и в чём разница ситуаций. 2.О чём говорят эпитеты «неестественно кричал», «притворный крик»? какие чувства вызывает у читателя наказуемый?

 

Карточка № 20. Том 1, часть 2, гл. 17,с.247. Капитан Тушин принимает военные решения.
Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченко, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню (Шенграбен, пред которой выдвигались большие массы французов). - Хорошо,- сказал Багратион на доклад офицера. И стал оглядывать всё открывшееся перед ним поле сражения, как бы что - то соображая. 1. Фельдфебель (нем. Feldwebel), в русской и некоторых иностранных армиях звание старшего из унтер-офицеров (кроме кавалерии), являвшегося непосредственным помощником командира роты (батареи) по административным и хозяйственным вопросам…slovari. yandex. ru
1.В качестве кого выступил капитан Тушин в этой сцене? (Выберите: солдата; полководца; командира). Поясните свой выбор. 2.Почему Тушин решил зажечь Шенграбен?

 

Карточка № 21. Том 1, часть 2, гл.17,с. 248. Военные действия русской армии под деревней Шенграбен.
… послышались выстрелы в лесу, и, так как было слишком далеко от левого фланга, чтоб успеть самому приехать вовремя, князь Багратион послал туда Жеркова сказать старшему генералу… чтоб он отступил сколь можно поспешнее за овраг, потому что правый фланг, вероятно, не в силах будет долго удерживать неприятеля. Про Тушина же и батальон, прикрывавший его, было забыто. Князь Андрей тщательно прислушивался к разговорам князя Багратиона с начальниками и к отдаваемым им приказаниям и, к удивлению, замечал, что приказаний никаких отдаваемо не было, а что князь Багратион только старался делать вид, что всё, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников, что всё это делалось не по его приказанию, но согласно с его намерениями… Присутствие его сделало чрезвычайно много. Начальники с расстроенными лицами, подъезжавшие к князю Багратиону, становились спокойны, солдаты и офицеры весело приветствовали его и…, видимо, щеголяли своею храбростию.
1.Какой батальон забыли предупредить об отступлении? 2.Каким образом Багратион ведёт воинскую тактику? 3.Какую закономерность заметил Андрей Болконский в отношениях между Багратионом и его начальниками и офицерами. Помогала она или мешала процессу ведения войны?

 

Карточка№22. Том 1, часть2, гл. 20,с. 261. Батарея капитана Тушина в Шенграбенском сражении.
«Ну - ка, нашаМатвевна»,- говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя;Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим - то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков. «Ишь, задышала опять, задышала»,- говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра. -Ну, Матвевна, матушка, не выдавай!- говорил он…
1.В какой обстановке находится капитан Тушин? 2.Какие чувства испытывает он, находясь в пограничной ситуации? 3.Какие чувства вызывает этот герой? С какими фольклорными героями вы могли бы его сравнить? (Выберите: Илья Муромец; Иванушка дурачок; Иван-царевич) Поясните свой выбор. 4.Почему Тушин дал имя своей пушке и орудию дал имена? 5.Какое художественно - выразительное средство передаёт лексический повтор? (Выберите: ряд однородных членов; эпитеты; олицетворение).

 

Карточка № 23. Том 1, часть 2, гл. 20. Образ капитана Тушина. 2008 Litra. ru = Сочинения + Краткие содержания + БиографииCreatedbyLitra. RUTeam /
-Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы… «Ну, за что они меня?..»- думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника. -Я… ничего…- проговорил он, приставляя два пальца к козырьку.- Я… Но полковник не договорил всего, что хотел… ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь. - Отступать! Все отступать!- прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием. Это был князь Андрей… Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнём французов, он занялся уборкой орудия… В эпилоге романа Толстой обмолвился: “Жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей”. Вполне возможно, что подобное замечание справедливо по отношению к персонажам историческим и государственным. Но трогательный и задушевный маленький капитан Тушин шире, больше и выше своего портрета. В нем особым образом сошлись фольклорные мотивы и реальность, былинная, песенная глубина и задушевная простота мудрости. Несомненно, это один из самых ярких героев книги.
1.Как ведёт себя полковник под огнём французов? Как в этой же ситуации ведёт себя князь Андрей? Почему? 2.В чём контраст поведения капитана Тушина? 3.Как характеризует капитана Тушина его страх перед начальством и бесстрашие в бою? 1.Что имеет в виду автор этих строк, когда ставит капитана Тушина «выше своего портрета»?

 

Карточка№ 24. Том 1, часть 3, гл.2, с.290. Пьер и Элен- странное сватовство. Том 1, часть1, гл.18,с.101. Князь Василий о наследстве старого графа Безухова
Пьер во время проводов гостей долго оставался один с Элен в маленькой гостиной, где они сели. Он часто и прежде, в последние полтора месяца, оставался один с Элен, но никогда не говорил ей о любви. Теперь он чувствовал, что это было необходимо, но он никак не мог решиться на этот последний шаг. Ему было стыдно; ему казалось, что тут, подле Элен, он занимает чьё - то чужое место… Князь Василий … закрыл глаза и как будто дремал. Голова его было упала, и он очнулся. - Алина, посмотри, что они делают?- сказал он жене. Княгиня подошла к двери, прошлась мимо неё с значительным, равнодушным видом и заглянула в гостиную. Пьер и Элен также сидели и разговаривали. - Всё то же,- отвечала она мужу. Князь Василий нахмурился, сморщил рот на сторону, щёки его запрыгали с свойственным ему неприятным грубым выражением; он, встряхнувшись, встал, закинул назад голову и решительными шагами, мимо дам прошёл в маленькую гостиную. Он скорыми шагами, радостно подошёл к Пьеру. Лицо князя было так необыкновенно- торжественно, что Пьер испуганно встал, увидав его. - Слава Богу!- сказал он.- Жена мне всё сказала!- он обнял одною рукою Пьера, другою - дочь….-Бог да благословит вас! Он обнял дочь, потом Пьера и поцеловал его своим старческим ртом. Слёзы действительно омочили его щёки. - Княгиня, иди же сюда,- прокричал он. Княгиня вышла и заплакала тоже…. Через несколько времени их опять оставили одних. -Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна, как ты не понимаешь: ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, - стало быть, Пьер уже не будет Пьер, а граф Безухов, и тогда он по завещанию получит всё. И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна… ничего не остаётся…
1.Чего напряжённо ждали князь Василий и его супруга? Почему Пьер сам не решался сделать предложение Элен? 2.Каким образом старый князь разрешил ситуацию? 3.Какое значение имеет слово действительно для понимания поведения старого князя? 4.Какую функцию несут в этом тексте восклицательные предложения? (Выберите: передают искреннюю радость князя Василия; показывают героя в возбуждённом состоянии; передают искусственную радость, за которой спрятан обман, опутывающий Пьера). Почему своё состояние старый граф завещает не многочисленной родне, а незаконнорожденному Пьеру?
   

 

Карточка № 25. Том 1, часть 3, гл. 5, с.313. Неудачное сватовство Анатоля Курагина к Марии Болконской.

Судьба её решилась и решилась счастливо. Но что отец сказал о мадемуазель Буриньи,- этот намёк был ужасен. Неправда, положим, но всё - таки это было ужасно, она не могла не думать об этом. Она шла прямо перед собой через зимний сад, ничего не видя и не слыша, как вдруг знакомый шёпот мадемуазель Буриньи разбудил её. Она подняла глаза и и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что - то шептал ей…

Буриньи: нет, княжна, я навсегда утратила ваше расположение.

Княжна Марья: почему же? Я вас люблю больше, чем когда- либо, и постараюсь сделать для вашего счастья всё, что в моей власти…

С.315. Князь Василий: судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя нежная Мари…

Княжна Марья: … Я благодарю вас за честь, но никогда не буду женой вашего сына.

: ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди..Очень, очень рад тебя видеть.

«Моё призвание другое,- думала про себя княжна Марья,- моё призвание - быть счастливой другим счастием, счастьем любви и самопожертвования. И чего бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Amelie. Я всё сделаю, чтоб устроить её брак с ним…»

thepoem. narod. ru › 1_tols. htm Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью "женского мира" и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое "романтическое" или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на адюльтер Анатоля Курагина и француженки Бурьен.) Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей мыслить некую параллельную, вторую "романтическую" реальност

sochinenie. › 2011/01/blog-post

Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное. Старый князь Болконский сказал по этому поводу княжне: Этот болван о тебе и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у тебя гордости!"

1.Какое событие заставляет госпожу Буриньи считать, что она утратила расположение княжны Марьи? 2.По какой причине княжна Марья отказала сыну князя Василия Анатолю Курагину? Почему она не изменила своего отношения к Буриньи? Как на её месте поступила бы современная девушка? 3.Сколько раз повторяет князь Николай Болконский слова «очень рад»? О чём говорит такое частое повторение этих слов? 4.Что позволяет княжне Марье «стоять обеими ногами на земле»?  
       

 

Карточка № 26. Том 3, часть 3, гл. 7, с.329. рассказывает своему другу Борису о том, как и где он получил рану. Андрей Болконский даёт оценку рассказу. litra. ru›Сочинения›…/
Он [Николай] рассказывал им про своё Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно рассказывают про сражения, участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось бы, чтоб оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как красивее было бы рассказывать, но совершенно не так, как оно было… Ежели бы он рассказал правду этим слушателям…, они бы не поверили ему… Не мог он им рассказать так просто, что поехали все рысью, он упал с лошади, свихнул руку и изо всех сил побежал в лес от француза… Рассказать правду очень трудно, и молодые люди редко на это способны. От героя ждали рассказа о том, как рубил направо и налево… и тому подобное. И он рассказал им всё это… В то время как он говорил: «Ты не можешь представить, какое странное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошёл князь Андрей Болконский, которого ждал Борис… - Вы, кажется про Шенграбенское сражение рассказывали. Вы были там? - Я был там,- с озлоблением сказал Ростов, как будто бы этим желая оскорбить адъютанта. Болконский заметил состояние гусара, и оно ему показалось забавно. Он слегка презрительно улыбнулся. - Да, много теперь рассказов про это дело. -… Да, … но наши рассказы - рассказы тех, которые были в самом огне неприятеля, наши рассказы имеют вес, а не рассказы тех штабных молодчиков, которые получают награды, ничего не делая. -К которым вы предполагаете, что я принадлежу?- спокойно и особенно приятно улыбаясь, проговорил князь Андрей. Странное чувство озлобления и вместе с тем уважения к спокойствию этой фигуры соединилось в это время в душе Ростова. - А я вам вот что скажу со спокойной властию в голосе перебил его князь Андрей. - Вы хотите оскорбить меня,… На днях всем нам придётся быть на большой, более серьёзной дуэли… …Он [Николай Ростов] с удивлением чувствовал, что из всех людей, которых он знал, никого бы он столько не желал иметь своим другом, как этого, ненавидимого им адъютантика. Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, — думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Он убегает с чувством “зайца, убегающего от собак”. Его страх — это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”. Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль других людей, характерная для Пьера Безухова. Болконский справедливо видит в нем недалекого гусарского офицера, тот тип людей, которых он особенно не любил. Автор называет Ростова “простодушным”, и это как раз то слово, которым можно выразить его внутреннюю сущность. Простая душа. Честная и порядочная.
1.Почему о своём ранении Николай не может рассказать так, как оно произошло на самом деле? 2.Какой стереотип сложился в сознании Николая об адъютантах при полководцах? 3.Что в поведении князя Андрея не подтвердило расхожий стереотип об этих людях? 4.Почему князь Андрей намеренно ушёл от дуэли? Говорит ли это о его трусости? 5.Докажите, что слова последнего абзаца фрагмента «друг» и «адъютантик»- контекстные антонимы. В чём смысл противопоставления этих слов? 1.Назовите качества характера Николая Ростова по данной рекомендации. Что в них положительного, что отрицательного? 2.Можно ли провести параллель между Николаем Ростовым и героем Лермонтовского романа «Герой нашего времени» капитаном Максимом Максимычем? Назовите черты, которые объединяют этих героев как с положительной, так и отрицательной стороны.

 

Карточка № 27. Том 1, часть 3 гл. 11, с. 352. Две точки зрения на исход Аустерлицкого сражения.
Князь Долгоруков: Он [Бонапарт]боится генерального сражения более всего на свете… Несмотря на моё полное уважение к старому Кутузову…, хороши мы были бы все, ожидая чего - то и тем давая ему случай уйти или обмануть нас, тогда как теперь оно верно в наших руках. Нет не надобно забывать Суворова и его правила: не ставить себя в положение атакованного, а атаковать самому. Поверьте, на войне энергия молодых людей часто вернее указывает путь, чем вся опытность старых кунктаторов… (Кунктатор - прозвище римского полководца Фабия, который в войне с Карфагеном придерживался тактики выжидания, затягивания войны для истощения противника.) Возвращаясь домой. Князь Андрей не мог удержаться, чтобы не спросить, молчаливо сидевшего подле него Кутузова о том, что он думает о завтрашнем сражении? Кутузов строго посмотрел на своего адъютанта и, помолчав, ответил: -Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю. Что же, ты думаешь, он мне ответил? И, любезный генерал! Я занят рисом и котлетами, а вы занимайтесь военными делами.
1.За что князь Долгоруков критикует тактику Кутузова? 2.Почему прогноз Кутузова не был передан государю? 3.Чей прогноз, на ваш взгляд, был более прозорливым и верным? 4. Какую роль в этом фрагменте играют рис и котлеты? (Выберите: это фразеологизм; контекстные антонимы к словосочетанию «военными делами»; это ирония)

 

Карточка № 28. Том 1, часть 3, гл.12, с.355. Поведение Кутузова на военном совете перед Аустерлицким сражением.
Кутузов, в расстёгнутом мундире, из которого как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал… Ежели первое время члены военного совета думали, что Кутузов притворялся спящим, то звуки, которые он издавал носом во время последующего чтения, доказывали… Он действительно спал…Когда замолк однообразный звук голоса Вейротера, Кутузов открыл глаза,… прислушался к тому что говорил Ланжерон и, как будто говоря: «А вы всё ещё про эти глупости!», поспешно закрыл глаза и ещё ниже опустил голову… - Господа, диспозиция на завтра, даже на нынче (потому что уже первый час) не может быть изменена. Вы её слышали, и все мы исполним наш долг. А перед сражением нет ничего важнее…(он помолчал)как выспаться хорошенько. Он сделал вид, что привстаёт. Генералы откланялись и удалились…
1.Почему Кутузов так много спит в этом фрагменте? Имеет ли для него какое - то значение решение данного совета? 2.Какая деталь показывает героя намеренно некрасивым внешне? Для чего это понадобилось автору? 3.Какое средство художественной выразительности использовал автор для передачи намеренно - некрасивого портрета героя? (Выберите: эпитет, сравнение, олицетворение)

 

Карточка № 29. Том 1, часть 3, гл.12, с.360. Размышления Князя Андрея о славе перед Аустерлицким сражением.
И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уж никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу… Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он… Ну, а потом? – говорит опять другой голос, - а потом… что ж?- я не знаю, но.. хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими,… ведь я не виноват, что я хочу этого… Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую… И как ни дороги, как ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена,- самые дорогие мне люди,- но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и никогда не буду знать…. Тулон - двадцатичетырёхлетний капитан Бонапарт впервые отличился во время штурма города Тулона в 1793г. После того как Тулон был освобождён от сторонников короля, Бонапарт получил чин бригадного генерала (комментарии, с.810)
1.Сколько раз в этом фрагменте повторяется слово слава и его формы? О чём говорит такой повтор? (Выберите: это ключевое слово для понимания характера героя; это слово повторяется случайно; этот повтор не значителен). 2.В чём видит своё счастье Андрей Болконский? 3.Какую участь в своих мечтах он определяет Кутузову? Своей семье? Как это можно связать с понятием любви к ближнему? 4. оправдывает свою страсть? А что вы сами думаете о ней? Понимаете ли вы героя? Можете себя поставить на его место? Как к нему относится автор?

 

Карточка № 30. Том 1, часть 1, гл.16, с.381. Андрей Болконский в сражении под Аустерлицем. Ранение.
-Ребята, вперёд!- крикнул он детски - пронзительно. «Вот оно!»- думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных именно против него. Несколько солдат упало. - Ура!- закричал князь Андрей, едва удерживая в руках тяжёлое знамя, и побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит вслед за ним… Как бы со всего размаха крепкою палкою кто - то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову… «Что это? Я падаю? У меня ноги подкашиваются?»… Он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, высокого неба, не ясного, но неизмеримо высокого с тихо ползущими по нём серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал,- подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
1.Какая деталь в описании князя Андрея придаёт ему юношеский вид. 2.Какая мечта, по мнению князя Андрея должна была исполниться на этом поле брани? 3.Какими эпитетами наделяет небо Андрей Болконский? 4.Что нового привнесло это небо в размышления князя Андрея?

 

Карточка № 31. Том 1, часть1, гл.19, с.396 Андрей Болконский под небом Аустерлица. Раненый. Карточка 11
-Вот прекрасная смерть,- сказал Наполеон, глядя на Болконского. Князь Андрей понял, что это было сказано о нём и что говорит это Наполеон… Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что исходит кровью, и он видел над собою, далёкое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нём облаками… Князь Андрей теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал…Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, - что не мог отвечать ему… 1.Сравните, как относится к Наполеону князь Андрей до отправки на войну и после ранения. Что изменилось в оценке князем Андреем этого героя? Почему? 2.Какое средство художественной выразительности использовал автор для оценки Наполеона? (Выберите: метафора, сравнение, эпитеты). Андрей - Пьеру -Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет… Ежели ты ждёшь от себя чего- нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя всё кончено, всё закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом… Ты говоришь Бонапарте и его карьера, (хотя Пьер и не говорил про Бонапарте). Но Бонапарте, когда он работал, шаг за шагом шёл к своей цели, он был свободен, у него ничего не было, кроме его цели,- и он достиг её. Но свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу… Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти

ЗАДАНИЕ на «3»  - задания А

«4»- задания -Б

Карточка №18А

Расскажите, что вы узнали из 1 части 1 тома о прошлой жизни князя Николая Андреевича Болконского.

 

Карточка №19А

Расскажите, каким вы себе представляете Н. А. Болконского по плану:

1. Внешность

2. Деятельность

3. Воспитание дочери

4. Взгляды

5. Главное в его жизни

6. Манера поведения с окружающими

7. Проявления гордости

Карточка №20Б

Понимают ли, чувствуют ли друг друга отец и сын Болконские? Докажите свою точку зрения примерами.

 

Карточка №21А

Чем похожи отец и сын Болконские? Приведите примеры.

 

Карточка №22Б

Сопоставьте прощание князя Андрея с женой и с отцом. Как они его характеризуют и о чём нам хотел сказать Л. Н. Толстой?

 

Карточка №23Б

 

Каким вы видите Кутузова во 2 главе 2 части 1 тома? Как он себя ведёт, какие черты проявляются в его поведении?

 

Карточка №24А

Каким Кутузова видят солдаты? Что они о нём говорят?

 

Карточка №25Б

 

Как к приказу главнокомандующего остаться в простых шинелях отнеслись офицеры и почему?

 

Карточка №26А

Сравните поведение Кутузова на смотре под Браунау с поведением его штабных.

 

Карточка №27Б

 

Проанализируйте, как внешне изменился князь Андрей во 2 части 1 тома.

 

Карточка №28Б

 

Чем князь Андрей отличается от штабных типа Несвицкого и Жеркова? Проиллюстрируйте ваше мнение примерами.

 

 

Карточка №29А

Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он производит на князя Андрея?

 

Карточка №30А Проанализируйте сцену «На батарее Тушина» по вопросам:

· Каково настроение бойцов на батарее Тушина? Почему они оживлены?

· Перечитайте портрет Тушина

· Как к своему командиру относятся солдаты?

· Какое состояние овладело Тушиным?

· Опишите, каким видится бой Тушину?О каких чертах это говорит?

· Каким сам себе представляется Тушин? Почему?

· Как соотносится это его представление о себе с его никудышной внешностью?

· Почему голос штаб-офицера ему кажется «чуждым» и «незнакомым»?

· Сравните поведение штаб-офицера с поведением князя Андрея. На батарее.

· Сделайте выводы о качествах, проявленных Тушиным и князем Андреем в этом эпизоде.

Карточка № 30Б

Вариант 5.

 

1) Озаглавьте эпизод.

2) Назовите участников.              

3) Охарактеризуйте главных персонажей.

4) Найдите противоречие, лежащее в основе эпизода.

5) Какие черты характера Кутузова подчеркивает Толстой?

6) С какой целью Толстой вводит в эпизод фигуру Тимохина?

7) Кому в романе противопоставляется Кутузов и по каким критериям?

8) Почему Толстой выделяет белый мундир австрийского генерала??

9) Объясните, почему Кутузов – любимый герой Толстого.

 

— Едет! — закричал в это время махальный. Полковой командир, покраснев, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.— Смир-р-р-на! — закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику. По широкой, обсаженной деревьями, большой бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем-то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих двух тысяч людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира. Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го-го-го-ство!» И опять все замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам. По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как, наклоненный вперед, ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, — видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк благодаря строгости и старательности полкового командира был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только двести семнадцать человек. И все было исправно, кроме обуви. Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек двадцать свиты.

Кутузов шел медленно и вяло мимо тысяч глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поравнявшись с 3-ю ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него.— А, Тимохин! — сказал главнокомандующий, узнавая капитана с красным носом, пострадавшего за синюю шинель. Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался Тимохин в то время, как полковой командир делал ему замечание. Но в эту минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо, поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся. По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.— Еще измаильский товарищ, — сказал он. — Храбрый офицер! Ты доволен им? — спросил Кутузов у полкового командира. И полковой командир, отражаясь, как в зеркале, невидимо для себя, в гусарском офицере, вздрогнул, подошел вперед и отвечал:— Очень доволен, ваше высокопревосходительство.— Мы все не без слабостей, — сказал Кутузов, улыбаясь и отходя от него.

 

 

Карточка №31Б

 

Опишите, как в Шенграбенском сражении отличилась рота Тимохина.

 

Карточка №32Б

 

Опишите поведение Долохова во время Шенграбенского сражения. Какие выводы о нём вы можете сделать?

 

Карточка №33Б

 

Опишите поведение Жеркова во время Шенграбенского сражения. Как это поведение соотносится с его поведением в штабе и на смотре? Сделайте выводы о качествах его характера.

 

Карточка №34Б

 

Как в бою ведут себя два полковых командира – кавалерийский и пехотный? Охарактеризуйте их поведение.

 

Карточка №35А

Как ведёт себя в Шенграбеснком бою Багратион и почему? Какие взгляды Толстого на историю и роль личности в ней выразились в этом эпизоде?

 

 

Карточка №36Б

Вспомните переправу через Энс. Как там ведёт себя Николай Ростов? Он трус, по-вашему, или нет?

 

 

Карточка №36А

 

Как ведёт себя Ростов под Шенграбеном. Перескажите эпизод с цитированием.

 

 

Карточка №38А

 

Как ведёт себя князь Андрей во время Шенграбенского сражения? Охарактеризуйте его.

Карточка №39Б

 

Расскажите о поведении князя Андрея в штабе Багратиона. Как его характеризуют его поступки и слова?

 

 

Карточка №40А

 

Аустерлицкая битва. Проанализируйте сцену военного совета. Как там ведут себя генералы? Сравните их поведение с поведением Кутузова. Зачем эта сцена введена в роман? Какую роль в его идейном содержании она играет?

 

 

Карточка №41Б

 

Что чувствует и что думает князь Андрей перед Аустерлицским сражением? Как эти мысли и чувства характеризуют героя?

 

 

Карточка №42Б

 

О чём мечтает Николай перед Аустерлицким сражением, как ведёт себя?

 

Карточка №43Б

 

Аустерлицкая битва. Какое настроение сразу возникло в армии в начале сражения? Почему так происходит? Какую мысль вложил автор в этот эпизод?

 

 

Карточка №44А

 

Каково было настроение Кутузова перед Аустерлицким сражением и в разгар его? Сравните настроение Кутузова и его штаба перед битвой с настроением Александра и его приближённых.

 

 

Карточка №45А

 

Опишите стычку перед Аустерлицкой битвой Кутузова и Александра. Обратите внимание на то, как меняется в течение разговора весь облик Кутузова, как меняются интонации его речи.

 

 

Карточка №46Б

 

Опишите подвиг Андрея Болконского в битве при Аустерлице. Зачем он его совершил, ведь исход битвы был уже предрешён?

 

Карточка №47Б

 

Почему Л. Н. Толстой снижает художественными средствами описание подвига князя Андрея? Найдите эти средства.

 

Карточка №48А

 

Прочтите описание «высокого неба» Аустерлица. Что же понял князь Андрей?

 

 

Карточка №49Б

 

Что понял князь Андрей, глядя на высокое небо? О чём после Аустерлица мечтает князь Андрей?

 

 

ЗАДАНИЯ НА 3 УРОКА ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ

на «5»

Карточка № 32. Том 2, часть 1, гл.4, с. 420. Об измене Элен. Вызов на дуэль.

Этот неразрешённый, мучивший его вопрос, были намёки княжны в Москве на близость Долохова к его жене и в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него…

-Ну, теперь за здоровье красивых женщин,- сказал Долохов…- За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников,- сказал он…

-Вы…вы… негодяй!.. я вас вызываю,- проговорил он и, двинув стул, встал из - за стола. В эту самую секунду… Пьер…почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решён утвердительно…

1.Из каких источников Пьер узнаёт об измене своей жены?

2.Кому выгоден развод Элен и Пьера?

3.Кто сделал вызов на дуэль? Как вы поступили бы на месте героя?

4.Что означает лексический повтор в реплике Пьера? (Выберите: желание подчеркнуть важность Долохова; желание показать уважение к Долохову; сильное душевное волнение и ярость).

 

Карточка №33. Том 2, часть 1, гл. 4, с.422. О дуэли Пьера Безухова и Долохова.  
Долохов перед дуэлью. Пьер перед дуэлью.
- И ты спокоен?- спросил Ростов. Долохов остановился. -…я тебе в двух словах открою всю тайну дуэли. Ежели ты идёшь на дуэль и пишешь завещания да нежные письма родителям, ежели ты думаешь о том, что тебя могут убить, ты - дурак и наверное пропал; а ты иди с твёрдым намерением его убить, как можно поскорее и повернее, тогда всё исправно, как мне говаривал наш костромской медвежатник. Медведя - то, говорит, как не бояться? Да как увидишь его, и страх прошёл, как бы только не ушёл! Ну, так - то и я… На другой день, в восемь часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкийлес и нашли там уже Долохова и Ростова. Осунувшееся лицо его [Пьера] было жёлто. Он, видимо, не спал эту ночь… «К чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадёт мне в голову… Уйти отсюда, бежать, зарыться куда - нибудь.»… но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли? Готово ли?» - Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?- сказал он, неестественно кротко улыбаясь. Он взял в руки пистолет, стал расспрашивать о способе спуска, так как он до сих пор не держал в руках пистолета, в чём он не хотел сознаться.- Ах, да, вот так, я знаю, я забыл только,- говорил он.
1.Сравните Долохова и Безухова с точки зрения их отношения к дуэли. 2.Кто из героев уже побывал в боях и имеет опыт обращения с оружием? 3.Почему Пьеру Безухову хочется «бежать»? Говорит ли это о его трусости? Поясните. 4.Найдите в тексте фрагмента фразеологизм. Укажите функцию его употребления. (Выберите: показать простоту задачи; выразить презрение к смерти; показать, что соперник его уже обречён)  

 

Карточка №34. Том 2, часть1, гл.5, с.425. Дуэль Пьера Безухова и Долохова. Том 2, часть1, гл.5,с. 426.
…Пьер оглянулся под ноги, опять быстро взглянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил… но другого выстрела, которого он ждал не последовало… Он [Долохов]держался за левый бок, другой держал опущенный пистолет. Лицо его было бледно… Пьер, едва удерживая рыдания, подбежал к Долохову и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: - К барьеру!- и Пьер, поняв, в чём дело, остановился у своей сабли. Только десять шагов разделяло их. Долохов опустился головой к снегу… он поднял пистолет и стал целиться. -Боком, закройтесь пистолетом,- проговорил Несвицкий. -Закг, ойтесь!-не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику. Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.- Мимо!- крикнул Долохов и бессильно лёг на снег. Она не перенесёт. - Кто?-спросил Ростов. -Мать моя. Моя мать, мой ангел… Ростов… к великому удивлению своему, узнал, что Долохов, этот буян, бретёр - Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат. Евангелие от Матфея, гл 5.3844. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую… Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…
1.Почему, желавший убийства Долохов - не попал в своего врага с десяти шагов; крайне не желавший убийства Пьер-смертельно ранил Долохова? (Выберите: этого не могло быть, автор отступил от правды; это случилось потому, что Пьер скрывал, что не умеет стрелять; сработал закон справедливости) 2.Назовите эпитеты, которые составляют портрет Пьера Безухова, стоящего перед дулом пистолета. Какие чувства по отношению к Долохову передаёт этот портрет? (Выберите: ненависть; жалость; любовь к ближнему) 1.Кто из героев Долохов или Безухов поступает так, как сказано поступать в Евангелии от Матфея? Свой ответ аргументируйте, используя материал карточек № 32, 33, 34. 2.Что нового мы узнаём о Долохове? В чём неоднозначность характера героя?
   

 

Карточка № 35. Том 2, часть 1, гл. 6, с.429. Пьер и Элен после дуэли Пьера с Долоховым.
Она во всём, во всём она одна виновата,- говорил он сам себе.- Но что ж из этого? Зачем я связал себя с нею, зачем я сказал это «я люблю тебя», которое было ложь,- говорил он сам себе.- Я виноват.. Графиня в белом атласном платье… вошла в комнату спокойно и величественно, только на мраморном несколько выпуклом лбе её была морщинка гнева. …- и почему вы могли поверить, что он мой любовник?.. Почему? Потому что я люблю его общество? Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше… Он знал, что ему надо что - то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно. – Нам лучше расстаться,- проговорил он прерывисто. –Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние,- сказала Элен…- Расстаться, вот чем напугали! Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней.- Я тебя убью!.. через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми велико русскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.
Притчи 11:22 Что золотое кольцо вносу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
1.Почему Пьер отказался от мысли, что «она во всём виновата»? Вспомните, как произошло «сватовство»(Карточка 24. Том 1, часть 3, гл.2 Пьер и Элен-странное сватовство.) 1.Какие детали текста рисуют нам портрет графини Элен Безуховой? 2.Какое значение в этом портрете имеют: «белое атласное платье», «мраморный лоб». 3.Какое средство художественной выразительности использует автор для передачи презрения, с которым Элен относится к своему мужу? (Выберите: лексический повтор; синтаксический параллелизм; ирония: «Расстаться, вот чем напугали!») 4.Как вы поясните слова из книги Притч о красивой и безрассудной женщине? Приведите аргумент за или против в оценке поведения в этой сцене одного из героев.

 

Карточка №36. Том 2, часть1,гл. 10 с. 444. О мечте Долохова.
-Я не встречал ещё той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашёл такую женщину, я бы жизнь отдал за неё…- И веришь ли мне, ежели я ещё дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь ещё встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого. - Нет, я очень понимаю,- отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга.
Колосянам 3, 1–4… ищите горняго, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном.
1.Какова мечта Долохова? 2.Как эта мечта соотносится с дуэлью Долохова с Пьером Безуховым из - за Элен? (карточки №33,Стремление к прекрасной встрече и горнее. Есть общее между этими понятиями? Как это общее характеризует Долохова?

 

Карточка № 37. Том 2, часть 1,гл 11,с. 448. Об отказе Сони от предложения Долохова.
- Sophie,- сказал он…- ежели вы хотите отказаться не только от блестящей, от выгодной партии; но он прекрасный, благородный человек… он мой друг… - Я уже отказалась,- сказала она поспешно. - Я ничего не обещаю. И я прошу вас подумать о предложении Долохова,- с трудом выговаривая фамилию своего друга. -Не говорите мне этого. Я ничего не хочу. Я люблю вас как брата, и всегда буду любить, и больше мне ничего не надо. -Вы ангел. Я вас не стою…
1.Почему Николай просит принять кандидатуру Долохова? (Надо помнить, что семейство Ростовых терпит финансовые затруднения. Мать Николая Ростова мечтает поправить дела семьи за счёт выгодной женитьбы сына.) 2.Почему имя произносит с трудом? 3.Как вы думаете, искренна ли Соня, когда говорит, что любит Николая только как брата?

 

Карточка № 38. Том 2, часть 1, гл. 14 с. 458. Месть Долохова.
-Послушай, Ростов,- сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю,- ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя, я знаю… -Твоя кузина …- хотел сказать Долохов; но Николай перебил его. - моя кузина тут ни при чём, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством. - Так когда получить?- спросил Долохов? -Завтра- сказал Ростов и вышел из комнаты.
1.Как решил отомстить Николаю Ростову Долохов за то, что Соня отвергла предложение Долохова? 2.Что в поведении Долохова вызывает бешенство Николая Ростова? 3.Можно ли вслед за Николаем Ростовым утверждать, что «Долохов прекрасный, благородный человек» (Карточка №37)? В чём неоднозначность образа Долохова? 4. Какой лексический повтор формирует тему фрагмента?

 

Карточка № 39. Том 2, часть 1, гл 15, с. 462. Пение Наташи и горе Николая из - за проигрыша крупной суммы денег (43 тысячи - число лет Долохова и Сони)
«Что ж это такое?- подумал Николай, услыхав её голос и широко раскрывая глаза.- Что с нею сделалось? Как она поёт нынче?»- подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты… «Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая!- думал Николай.-Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь,- всё это вздор… а вот оно - настоящее… Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка…»… О, как задрожала эта терция, и как тронулось что - то лучшее, что было в душе Ростова. И это что - то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Всё вздор! Можно зарезать, украсть и всё - таки быть счастливым… otvet. mail. ru ›... › Музыка терция, квинта - это интервалы, т. е звуки разные по длительности звучания...
1.Какое действие произвело пение Наташи в душе Николая Ростова? 2.Как понимать страшные слова «Можно зарезать, украсть и всё - таки быть счастливым»? Какой проступок невольно совершил Николай (карточка № 38)? Какие чувства мучают его в связи с этим? Как музыка помогает пережить эти чувства и … «быть счастливым»? 3. Найдите в тексте синтаксический параллелизм. Какова функция этого средства художественной выразительности? (Выберите: герой не узнал голос сес

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow