Природа и виды способностей. Понятие одарённости

 

Способности – индивидуальные психологические способности, определяющие успешность в определении какой – либо дд. У всех разные способности, они связаны с успешностью. Способности не сводимы к сумме знаний, умений и навыков человека.

Виды способностей:

· Общие (успешность в любой дд) – интеллект, креативность, обучение

· Специальные (математические, музыкальные, спортивные)

Задатки – анатомофизиологические особенности мозга и определенных частей тела. Неспецифичны по отношению к способностям. Необходима определяющая социальная интуиция для развития.

Уровни развития способностей:

· Одаренные дети (высокий уровень развития)

· Талант (высокая степень специальных способностей)

· Гениальность (наивысшая степень развития способностей)

Ряд классификаций способностей, наиболее значимая:

· Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

· Специфические человеческие способности. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

1) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

2) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

3) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

4) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и

5) предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью. Одаренность - степень развития отдельных психологических функций человека (мышления, слуха, двигательных реакций и пр.) или их совокупности.

Различают специальную и общую одаренность:

· Общая одаренность рассматривается некоторыми авторами как единая способность, накладывающая отпечаток на все психофизические функции организма (например, умение приспособиться к разрешению определенных задач в новых условиях).

· Под специальной одаренностью понимается высота развития отдельных функций, проявляющаяся с определенной деятельности человека. Специальная одаренность легко наблюдаема и учитываема. Исследования специальной одаренности, помогая определить характер работы, наиболее подходящей для данного человека, имеют большое практическое значение. Общая же одаренность особенно важна в педагогической практике, имеющей дело с развитием личности в целом.

Между специальной и общей одаренностью нет тесной связи: иногда очень высокой степенью специальной одаренности обладают и умственно-отсталые люди. Для измерения одаренности употребляются испытания, состоящие в предъявлении ряда особых задач - тестов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: